Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Украинская философия сердца



Григорий Савич Сковорода (1722 - 1794)

Взгляды Сковороды сильно отличались от преобладающей в то время философской мысли. Современные философы делали акцент на исследовании проблем внешнего мира, человек же рассматривался как один из его элементов. «Небесное» сводилось к «земному», возвеличивалась земная жизнь человека. Сковорода же ставил в центр рассмотрения этико-гуманистическую проблематику; на переднем плане в его размышлениях – не мир, а человек и духовное начало в нем. В центре мира стоит человек. Природу философ подносил к Богу, человеческую плоть видел второстепенной, а главнейшим считал в человеке истинно человеческое – духовность, дух, сводя к ним сущность человеческой жизни.

Мировоззренческий и интеллектуальный центр учения Г.С. Сковороды – это идея самопознания как духовного саморазвития благодаря наличию духовного смыслового двигателя – сердца. «Философия сердца», «кардиоцентризм» - это течение в украинской философской традиции, которая продолжает тему целостности человека, его духовного бытия. Философия сердца не противопоставляет, не разрывает, а объединяет веру и знание (разум). Они определяются как равноценные, равноправные пути познания мира, Бога и самопознания, пути, которые сходятся, взаимоусиливаясь.

Персоналистические идеи философа:

— «человек является мерилом всех вещей»;

— окружающий мир – это «проекция сущностных сил человека; мир имеет для нас человеческий смысл, и раскрыть этот смысл – все равно, что раскрыть природу человека»;

— «Вся… разновидная плоть, вся… неизмеримая безчисленность и видимость стекается в человеке, даже до последней черты».

Наиболее известной в учении Г.С. Сковороды является теория трех миров:

— Макромир (Космос) — Микромир (Человек)

— Символический мир (Библия)

Памфил Данилович Юркевич (1824-1874) - один из первых украинских философов, заложивших основание религиозней философии. Окончил Киевскую духовную академию, где начал читать курс философии. Затем был приглашен в Московский университет на кафедру философии, позднее стал деканом историко-филологического факультета. В качестве первого "официального" русского философа крайне враждебно был принят русской радикальной интеллигенцией, но позже весьма высоко оценивался в работах ряда религиозных философов, в том числе и в среде русской эмиграции.

Юркевич, может быть впервые в русской философии, предпринимает попытку философского обоснования религии. Так, в своей работе "Идея" он обращается к античной философии, в частности к Платону, у которого находит необходимые ему аргументы. Например, он обращает внимание на то, что, когда от явления, познанного в его необходимости, мы "возвращаемся" к познанию его сущности, а затем в его необходимости мы находим необходимость "разумную", дающую явлению внутреннее единство, "жизнь и душу", то здесь мы переходим от понятия к идее.

У Аристотеля Юркевич находит другие аргументы в пользу того, что "бог есть недвижимый движитель мира". Бог приводит в движение мир простым бытиём своим, потому что он есть форма и цель мира. Бог даёт миру движение, жизнь, форму и целесообразное строение по необходимости своего бесконечного совершенства.

Основа религиозного сознания человеческого рода заключается в сердце человека: религия не есть нечто постороннее для его духовной природы, она утверждается на естественной почве.

Юркевич рассуждает о том, что одна из самых достоверных истин есть та, что сознательная деятельность души имеет свой непосредственный орган в головном мозге". И далее: очень "возможно, что душа как основа известных нам сознательных психических явлений имеет своим ближайшим органом сердце, хотя её сознательная жизнь обнаруживает себя под условием деятельности человеческого мозга". Поэтому "общее чувство души... дает замечать себя в сердце". "Мир, как система явлений жизненных, полных красоты и знаменательности, существует и открывается первее всего для глубокого сердца, и отсюда уже для понимающего мышления". Так, если истина падает нам на сердце, то она становится нашим благом, нашим "внутренним сокровищем". В человеческой душе есть нечто первоначальное и простое, есть "потаённый сердца человек".

Всё это необходимо Юркевичу для того, чтобы сделать следующий вывод: "Основа религиозного сознания человеческого рода заключается в сердце человека: религия не есть нечто постороннее для его духовной природы, она утверждается на естественной почве". Таким образом, из философии "идеи" и физиологии "сердца" он выстраивает вполне понятную и убедительную систему доказательств необходимого бытия религии.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 851 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...