Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русская религиозная философия второй пол. 19 – нач. 20 вв



Русская философия религии составляет гордость национальной культуры. Зародившись в начале XIX века и достигнув апогея своего развития в конце 19 - начале 20 вв., она достойно была представлена и в XX веке, правда, в эмиграции.

Это - мыслители России: П.Юркевич. Вл.Соловьев, Н.Федоров, В.Розанов, С. и Е. Трубецкие, П.Флоренский, С.Булгаков, Л.Франк, Л.Карсавин и другие. При очевидном разнообразии их взглядов и концепций объединяющей идеей для них явилась русская культура: религия (христианство, прежде всего) как интегрирующий фактор национальной культуры. Это были, прежде всего, - философы-гуманисты, в центре внимания которых стоял Человек. Русская культура, история, русский человек - вот те проблемы, которые формировали русскую философию религии. К сожалению, этот пласт национальной философской культуры почти на протяжении всего 20 века оказался фактически недоступным для современников в России.

Памфил Данилович Юркевич (1824-1874) - один из первых русских философов, заложивших основание религиозней философии. Окончил Киевскую духовную академию, где начал читать курс философии. Затем был приглашен в Московский университет на кафедру философии, позднее стал деканом историко-филологического факультета. В качестве первого "официального" русского философа крайне враждебно был принят русской радикальной интеллигенцией, но позже весьма высоко оценивался в работах ряда религиозных философов, в том числе и в среде русской эмиграции.

Юркевич, может быть впервые в русской философии, предпринимает попытку философского обоснования религии. Так, в своей работе "Идея" он обращается к античной философии, в частности к Платону, у которого находит необходимые ему аргументы. Например, он обращает внимание на то, что, когда от явления, познанного в его необходимости, мы "возвращаемся" к познанию его сущности, а затем в его необходимости мы находим необходимость "разумную", дающую явлению внутреннее единство, "жизнь и душу", то здесь мы переходим от понятия к идее.

У Аристотеля Юркевич находит другие аргументы в пользу того, что "бог есть недвижимый движитель мира". Бог приводит в движение мир простым бытиём своим, потому что он есть форма и цель мира. Бог даёт миру движение, жизнь, форму и целесообразное строение по необходимости своего бесконечного совершенства.

Основа религиозного сознания человеческого рода заключается в сердце человека: религия не есть нечто постороннее для его духовной природы, она утверждается на естественной почве.

Бог есть не что иное, как объективированное мышление, то есть Идея.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 261 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...