Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Коперниковский переворот” в философии И.Канта



Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий философ. Учился на теологическом факультете.

В философском творчестве И. Канта различают два периода.

Первый, "докритический", охватывает время с 1746 до конца 60-х годов, когда он работал над вопросами философии природы, космологии, естествознания вообще.

Второй, "критический", период связывается с изменением приоритетов. Центральной проблемой исследований философа становится человек как субъект познания, нравственности, эстетической деятельности.

С докритических работ важным является "Попытка истолковать устройство и механическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона". Кант выдвинул и обосновал гипотезу о возникновении Солнечной системы и Вселенной с распыленной в пространстве материи.

У Канта возникает два мира: первый - мир явлений, который существует в нашем опыте, в пространстве и времени; и второй - мир вещей в себе, который не исследованный для познания и находится вне пространства и временами, за пределами человеческого сознания. Этот последний Кант определяет как трансцендентный мир.

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума».

Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое (априорное) знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания. Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?». Аналитические и синтетические суждения различаются тем, вытекает ли содержание предиката суждения из содержания его субъекта (таковы аналитические суждения) или, наоборот, добавляется к нему «извне» (таковы синтетические суждения). Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Соответственно, опытные (апостериорные) суждения всегда синтетичны, поскольку их предикаты черпают из опыта содержание, которого не было в субъекте суждения. Что касается априорных синтетических суждений, то они, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания.

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того чувственного содержания («материи»), которое даётся миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности разума) — вещь-в-себе, и мир как он дан в явлении, то есть в опыте.

Трансцендентное, как недоступное разуму у Канта противопоставлено имманентному, то есть присущему самому познающему субъекту.

Кант приводит два аргумента для обоснования своей точки зрения. С одной стороны, мы не можем чувственно воспринимать трансцендентное (которое выходит за границы нашего возможного опыта), так как то, что трансцендентно, лежит вне чувственного опыта. С другой стороны, согласно Канту, когда рационалисты выдвигают теоретические аргументы - например, за или против существования Бога, то аргументы за и против являются одинаково весомыми. Этот теоретический тупик (антиномия) также показывает, что невозможно знать что-нибудь о трансцендентном.

При этом Кант не считает, как радикальные эмпирицисты, что он покончил с метафизикой. Напротив, Кант полагает, что метафизические вопросы являются неизбежными. Их постановка - часть человеческой натуры. Однако мы никогда не получим на них научного ответа.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1780 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...