Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация глобальных проблем и пути их решения



Анализ глобальных проблем предполагает их классификацию. Сравнительное изучение планетарных противоречий, выявление их различий и общих черт позволяет глубже изучить существо проблем и выявить наиболее эффективные пути их разрешения. За последние десятилетия в области глобалистики накоплен немалый опыт в анализе общепланетарных процессов и предложены различные системы их классификации.

Целесообразно выделить две группы глобальных проблем. В первой объединены те из них, которые относятся к взаимодействию общества и природы. Во второй – связанные с социумом, обществом, человеком.

а) Общество и природа. Экологическая проблема

Несмотря на то, что экологическая проблема имеет многовековую традицию, ее обострение относится к началу нашего столетия. В XX веке отношение «природа – общество» достигает критической черты и все более приобретает форму глобального экологического кризиса.

Дело в том, что в результате научно-технического прогресса быстро возрастает объем энергии, вовлеченной в производство. Ускоряется движение вещества, появляются химические соединения, не имеющие аналогов в естественной среде. Антропологические потоки, сопровождающие человеческую деятельность, дисбалансируют естественные экологические системы, вызывают необратимые изменения.

Современное критическое состояние экологии характеризуется загрязнением и отравлением среды обитания, обеднением атмосферы кислородом, озоновыми провалами, опустыниванием значительных территорий; быстрым истощением доступных природных ресурсов, традиционных энергоносителей и источников сырья; стремительным и нерегулируемым ростом численности населения (демографический взрыв) в странах третьего мира.

Неконтролируемый рост производственной деятельности привел к отрицательным и, зачастую, необратимым глобальным последствиям. Так, за последние 100 лет было уничтожено около 1/4 обрабатываемой земли и около 2/3 лесов нашей планеты. Статистика утверждает, что каждое десятилетие в мире исчезает 7% плодородных почв, ежегодно с полей выносится около 26 млрд. т плодородного слоя. На планете осуществляется интенсивное сведение лесов. Каждые два года их площадь сокращается на величину равную территории Финляндии. Подобные темпы могут уничтожить лесной покров Земли в самое ближайшее время.

Приведенные цифры наглядно свидетельствуют о реальной угрозе нарушения сбалансированности обмена между природой и обществом. Каков выход? Общество как социокультурное образование противостоит природе как ее особая, выделившаяся часть. Противоречивое противостояние натуры и культуры вытекает из самого существа социума: человек становится самим собой только лишь в процессе постоянного возвышения над природой. Решение вопроса состоит в том, чтобы обеспечить устойчивое, сбалансированное и контролируемое воздействие человека на природу.

В экологической науке эти требования сформулированы в концепции устойчивого развития. Содержание этого понятия заключает в себе:

− признание того, что в центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

− охрана окружающей среды должна стать неотъемлемым компонентом процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;

− право на развитие должно реализоваться таким образом, чтобы в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений;

− уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира, искоренение бедности и нищеты.

б) Социальные глобальные проблемы

Вторую группу глобальных проблем составляют проблемы отношений между различными государствами или группами государств, обеспечения мира, развития здравоохранения, образования, создания условий преодоления отчуждения, развития личности и др.

Глобальные социальные проблемы вызывают особый интерес в переходный период от одного столетия к другому, от миллениума-2 к миллениуму-3. На границе времен люди во все большей степени ощущают признаки и последствия происходящих перемен. Прощание с прошлым, принимающее порой драматические формы, инициировало интерес к смысловой составляющей «переходного времени»: в коллизиях прошлого ищут смысл будущего, идеалы и цели настоящего.

О бесспорном признании важности социальных глобальных проблем говорят исследования в рамках концепции «Культура Мира» осуществляемые под эгидой ЮНЕСКО. Культура мира – не только конечная цель, но она предполагает долгий процесс изменений и преобразований, долгосрочных действий, направленных на укоренение в сознании людей идей мира; на переход от логики силы и страха – к этике ненасилия, к логике разума, взаимного уважения и любви. Культура мира рассматривается как глобальный феномен, отражающий реальные требования выживания человечества в XXI веке.

Некоторые социальные проблемы рассмотрены нами в предшествующих лекциях (см. темы 6,7). Здесь же рассмотрим важнейшую проблему современности – проблему силовых отношений. Насилие охватывает всю систему социокультурный связей и взаимодействий. Многовековая история цивилизаций и культур, современная система межгосударственных отношений, экономические, политические, социальные, духовные реалии современности, межличностные отношения различного уровня заключают

многочисленные и разнообразные формы насилия. Генотип современной цивилизации формировался в европейском регионе как мутация (преобразование) традиционных культур. Впервые различие между традиционными и техногенными типами цивилизации было систематически описано известным историком А.Тойнби. Общества, принадлежащие к первому типу, отличались консервативностью в воспроизводстве социальных отношений и образа жизни. Решающая роль в развитии подобных обществ принадлежит традициям, аккумулирующим опыт предков. Прогресс как накопление цивилизационных завоеваний осуществляется крайне медленно. Нововведения в общественных сферах допускались только в рамках веками устоявшихся традиций.

Противоположные качества присущи техногенной форме цивилизации. Она характеризуется определенным типом мышления (рационализм), деятельности, развития науки, техники, технологий. Общество, принадлежащее к техногенному типу, постоянно изменяет свои основания; здесь поддерживается и ценится активная генерация новых идей, концепций.

Возникают альтернативные направления деятельности, различные ценностные системы. Важнейшие ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Различные эпохи развития философской мысли оставляли свой след. Античность, христианская традиция, Ренессанс, Новое время внесли свой вклад в формирование образа мысли и действия современного общества.

Постепенно складывается понятие о деятельностной личности, целенаправленно воздействующей на природу и мир социальных отношений; формируется представление об автономности личности и ее самоценности. Наивысшей формой современного рационализма становится научно-техническое, научно-теоретическое мышление.

Особая роль в формировании техногенной цивилизации принадлежала насилию, которое выступало как своеобразная форма движущих сил исторического прогресса. Идея о необходимости силового преобразования социоприродного мира становится своеобразным «генетическим кодом» техногенного общества.

Идеалы господства и власти индивида над окружающим миром, явно или неявно, формируют множество норм, жизненных смыслов, программ поведения, ценностных систем, которые в процессе социализации становятся внутренними убеждениями человека, лежат в основе его образа мыслей и действий. В современной европейской цивилизации дух мужества и силы, господства и могущества занимает доминирующее положение и является необходимым условием осуществления культурной деятельности вообще. Следствием этого являются, например, требования феминистских движений о пересмотре современных ценностных традиций как необходимом условии достижения подлинного равноправия между мужчиной и женщиной в самых различных общественных областях.

б) Терроризм как глобальная проблема

Одной из самых серьезных глобальных проблем современности является терроризм (лат. terror – ужас, ужас) – одна из крайних и кровавых форм насилия. Нью-Йоркская трагедия 11 сентября 2001 года, теракт на Дубровке, Бислан – страшные символы новых реалий XXI века. Действия террористов являются преступлением и должны преследоваться по всей силе закона. Но возникает вопрос – что порождает идеологию и практику терроризма? Каким образом можно предупредить само возникновение этого явления? Существуют многочисленные исследования историков, социологов, психологов, философов, (как зарубежных, так и отечественных) которые пытаются раскрыть социальные, экономические, духовные, психологически корни терроризма41.

В качестве основных признаков терроризма выделяют:

− применение или угроза применения насилия;

− его политическая мотивация42.

Необходимо различать террор и терроризм. Террор означает осуществление насилия "сильных над слабыми". Сюда можно отнести, например, насилие, применяемое государством во внутренней или внешней политике. Обычно подобную политику связывают с тоталитарными режимами и это действительно так. Но в современном мире мы встречаемся с самыми различными формами террора, проводимых государствами, провозглашающими демократические принципы. Исключение насилия (в экономической, политической, мировоззренческой областях) из системы межгосударственных отношений кажется весьма далекой и весьма неясной перспективой. Однополярный мир, который пытается установить одна из мировых ядерных держав – США постоянно сотрясают различные "превентивные удары", "акции устрашения или возмездия", "экономические санкции" и т.д. Часто силовые воздействия принимают характер длительных, трудно разрешимых конфликтов как это имеет место в Афганистане, Ираке.

Под терроризмом часто понимают насилие и устрашение "слабыми сильных", оружие слабых, жертв "государственного террора". Отмечается, что оперативное вмешательство силовых структур способно уменьшить последствия террористических актов или предотвратить их проведения. Но это не решает вопроса о уничтожении предпосылок и условий возникновения террористической деятельности. Ее возникновение часто увязывают с ущемлением материальных прав, пренебрежительным отношениям к различным культурам и т.д. Существуют мнения, которые относят проблему к протестным проявлениям насилия в любой его форме. Таким образом, например, объясняет случай убийства школьникам и своих товарищей и учителей. расстрел военнослужащими своих товарищей и др.

При всем различии взглядов на террор и терроризм путь его преодоления видят в отказе от силовых отношений и перехода во всех сферах общественного бытия к мирным путям разрешения назревающих конфликтов (диалог, консенсус, признание плюрализма культур создание институтов согласия). Процессы глобализации, возникновение глобальных проблем и жизненная необходимость их разрешения заставили по-новому посмотреть на место и роль человека в современном мире. Становится все более ясным, что универсалии техногенной цивилизации непригодны для дальнейшего исторического движения человечества. Всесторонне проявляется несостоятельность насилия, силовых отношений как форм экономического, общественно-социального, политического и научного развития. В самом деле, разве оправдан императивный тон по отношению к природе, у которой надо обязательно что-то взять, преобразовать и т.д. Условием выживания человека является как раз сохранение природы в качестве целостного и сложного организма. Различные формы насилия в области политики также чреваты возможностью возникновения глобальных конфликтов, о чем говорилось выше.

в) Необходимость ограничения силовых по отношению к природе и в обществе

Глобализация вовлекла в деятельность человека суперсистемы – экономические, политические, энергетические, информационные и другие. Управление этими системами вовсе не требует непосредственного энергетического силового воздействия. Человек является частью этих систем и стоит перед проблемой выбора некоторой линии их развития. Этот выбор не может быть однозначно рассчитан и носит вероятностный характер. Подобные объекты существенно меняют положение человека в мире, что также вносит коррективы в ценности и смыслы техногенной цивилизации. Подобный метод вызывает некоторые ассоциации и сравнения с индийской традицией ненасилия или или с древнекитайским принципом «у-вей». Последний провозглашал принцип минимального вмешательство (неделание) в логику развития окружающего мира. Об этом говорит притча о «мудреце», который пытаясь ускорить рост злаков, стал тянуть их за макушки и вовсе выдернул из земли. Прекрасная метафора к иллюстрации современных экологических проблем. Необходимо весьма осмотрительно относиться к ритмам природы. Таким образом, когда в конце ХХ века человечество оказалось перед выбором новых стратегий выживания, многие идеи прошлого активно участвуют в диалоге, резонируют с различными сферами культуры, в том числе и с наукой. Но это не означает, что каким либо образом принижается ценность рационализации. Можно вполне определенно говорить об изменении типа научной рационализации, который возникает и формируется в науке и технологической деятельности со сложными развивающимися человекоразмерными системами. Но рациональность как приоритетная ценность представляет необходимое условие диалога, обмена идеями: без рефлексии базовых ценностей различных культур невозможно и их взаимодействие.

Вряд ли можно говорить об отмене ценностей техногенной цивилизации. Проблема в том, что техногенная цивилизация располагает значительными производительными силами, обеспечивающими существование 6 млрд. людей (против 500 млн. в предтехногенный период).

Но должен быть без сомнения избран третий путь как можно более полно учитывающий социокультурные ценности множества различных культур, ведущий к разрешению современных глобальных проблем.

В силу сказанного, возникает настоятельная необходимость в поиске новых мировоззренческих ориентаций, формировании новых отношений к природе, обществу, людям. В этом поиске активно участвуют различные области культуры – искусство, философия, религия, наука. Ученые приходят к выводу о том, что глобализация требует новых форм взаимодействия. Человечество превращается в единую глобальную систему с единой историей. Но эта интеграция сочетается с увеличивающимся разнообразием.

В современном мире существуют самые различные культурные традиции и люди все больше осознают необходимость диалога, согласия. Необходимо обладать искусством понимания другого, уметь сочетать собственные точки отсчета и ценности с иными. Стратегия ненасилия требует гармонизации многообразия взглядов, всестороннего развития диалога и полилога, консенсуса, согласия, существенного ограничения силовых методов, по своей природе заключающих нарушение взаимопонимания, противостояние, асимметрию силы и воли, методы господства и подчинения.

Философия ненасилия способствует постепенному переходу от культа силы к диалогу и согласию. Она становится одним из основных направлений современного философского знания.

Один из ведущих российских философов, академик В.Степин, приходит к выводу о том, что ненасилие – важнейший показатель уровня нравственного развития человека и общества. Вместе с тем, оно является основополагающим прагматическим императивом современности. Вся логика становления современной цивилизации приводит к пониманию ненасилия как необходимого условия дальнейшего прогресса человечества.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 577 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...