Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эмпиризм и рационализм в 17 веке (Ф. Бэкон, Р. Декарт)



Ф. Бэкон - основатель эмпиризма

Френсис Бэкон (1561-1626) — родоначальник материалистического направления в английской философии. Лорд-канцлер при короле Якове I, по своим политическим пристрастиям — сторонник "нового дворянства", связанного с развитием буржуазных отношений, развитием производства, торговли, мореплавания. Главное философское произведение "Новый органон" (1625) противостоит "Органону" Аристотеля — символу старой схоластической умозрительной науки. Главной задачей науки Ф.Бэкон провозглашает увеличение власти человека над природой в целях совершенствования человеческой жизни. "Знание — сила" — вот в чем заключается пафос науки.

Для успешного осуществления наукой своих функций необходима, по мнению Ф.Бэкона, реформа научного метода: обращение к эмпирическому опыту и достижение истины посредством индукции, в основе которой лежит эксперимент и очищение разума от заблуждений ("признаков" или "идолов"). В соответствии с этой концепцией наука должна осуществлять практические цели по изучению законов природы, свойств явлений и вещей через опыт, эксперимент. Существуют два вида опытов: плодоносные и светоносные. Первые приносят непосредственную пользу, т.е. носят прикладной характер, вторые связаны с теоретическими исследованиями. Совершенно необоснованными считаются суждения и понятия схоластики, опирающиеся на силлогистическую логику Аристотеля. Ф.Бэкон предлагает совершенно иной путь формирования общих понятий — индукцию, т.е. движение мысли от частного к общему: на основе отдельных опытных данных в результате систематизации достигается истина в форме общего вывода.

Заблуждения разума проистекают из особенностей человеческого познания, языка, мышления и подразделяются: на "идолы" рода — заблуждения, проистекающие из несовершенства органов чувств вообще, "идолы" рынка — из неправильного употребления слов и понятий, "идолов" театра — из некритического следования авторитетам.

Истинный метод исследования, заключающийся в умственной переработке материала опытного, представленного экспериментом, Ф.Бэкон образно сравнивал с деятельностью пчелы, перерабатывающей нектар в мед.

В "Новой Атлантиде" рассматривается утопический прообраз "технократического общества" — концепции, получившей широкое распространение в XX веке. 3

Система рационализма Р.Декарта

Рене Декарт (1596-1650) — французский философ, математик, физик, физиолог, представитель классического рационализма. Выдвинул ряд основополагающих идей в области аналитической геометрии, сформулировал понятие переменной величины и функции, алгебраические обозначения, рассматривал причины движения небесных тел, впервые ввел понятие о рефлексе (психология) – это далеко не полный перечень научных интересов ученого.

Ставил задачу создания научного метода познания, противостоящего схоластике. В своей работе "Рассуждение о методе..." выступил с требованием пересмотра всей прежней традиции научного исследования. Но в отличие от Ф.Бэкона, который обращался к опыту, эксперименту, Р.Декарт аппелировал к разуму, самосознанию.

В основе философии Картезия дуализм души и тела, "мыслящей" и "протяженной" субстанции, которые сотворены богом и поддерживаются его могуществом. Механистическая черта его мировоззрения проявляется в утверждении рассмотрения мира как совокупности различных механизмов — "растение такой же механизм, как и часы".

Главным средством достижения достоверных знаний считал интуицию и дедукцию. Под интуицией понималась способность формулировать исходные теоретические положения, не требующие доказательств, по типу математических аксиом. Эти положения и являются "опорными" пунктами процесса познания, опираясь на которые разум методом дедукции, т.е. от общего к частному, приходит к постижению истины. Возможность познания, таким образом, заключена в существовании "врожденных идей", т.е. задатков интеллекта к формированию в определенных условиях аксиоматических положений. Декарт разрабатывает правила, которые обеспечивают достижение истины:

— за истинными считать такие положения, которые не вызывают ни малейших сомнений;

— расчленять сложную проблему на части, частные проблемы;

— методически переходить от доказанного к недоказанному;

— не допускать никаких пропусков в логической цепи исследования.

Картезий исходил из стремления построить единую систему научных знаний в противоположность существующему собранию случайных истин. В основе такой системы должно находиться наиболее достоверное и очевидное положение.

Методологической установкой для определения этого положения выступает радикальное сомнение в истинности всего существующего мира. Но сомнение — это акт мышления, который является достоверным и сам по себе не подлежит сомнению. Поэтому Декарт утверждает, что безусловное основоположение всего знания и мира заключено в непосредственной достоверности сознания — "Мыслю, следовательно, существую".

"Естественный свет" разума выявляет достоверное существование высшего разума — бога: из "бог мыслим (мною)" вытекает "бог есть". Бог и является высшим гарантом достоверности знания и мира, безграничных возможностей человеческого разума.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 778 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...