Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизации бытия



Вся история развития философской мысли убедительно свидетельствует о том, что невозможно поставить последнюю точку в познании и понимании мира. Этим обстоятельством и объясняется множество теорий бытия, одна из которых рассмотрена выше.

Различают монистические1 и плюралистические2 концепции бытия. Так, еще в античности онтологическая концепция Демокрита предполагала множество атомов (бытие), находящихся в пустоте (небытие). Соединения и разъединение атомов образуют различные, бесконечно разнообразные сочетания, воспринимаемые как многообразие вещей мира. Платон также исходил из множества идей (эйдосов), составляющих сущность вещей и предметов мира.

По-другому рассматривал онтологическую основу мира Аристотель. В любой вещи он различал две стороны – косную, инертную материю и активную форму, делающую вещь такой, какова она есть. Так кусок глины становиться кувшином, только приобретая в руках гончара определенную форму. Последовательно обобщая различные ступени соотношения матерние и формы, придавая им все более абстрактные формы, Аристотель приходит к выводу о том, что истинным бытием является наличие высшей формы, абсолютно лишенной материи – мыслящего себя мышления. Демиург (так была названа высшая форма) в качестве философского бога выступал движителем и гарантом единства и целостности мира.

К монистическим понятиям бытия относятся материалистические учения, исходящие из признания понятия материи как объективной реальности, существующей независимо от субъективной деятельности человека.

Религиозная трактовка бытия также исходит из принципа монизма, ибо истинным бытием и творцом мира и человека выстирает единая трансцендентная личность – Бог.

Последующее многовековое развитие онтологии характеризуется многочисленными концепциями и подходами. Понятие бытие стали иногда отождествлять с такими понятиями как универсум, космос, природа, вселенная, жизнь. Следует подчеркнуть, что, несмотря на различия в трактовках бытия, оно, так или иначе, связывалось с принципом самодвижения, саморазвития, самоорганизации.

На рубеже XX – XXI вв. это аспект бытия получил свое дальнейшее развитии в синергетике (греч. synergeia – сотрудничество, содружество) – нового научного направления на стыке физики и химии, позволившего сделать фундаментальные философские обобщения и выводы. Новые идеи связаны с именами немецкого физика Г.Хакена, отечественных ученых В.И.Вернадского, Н.Н.Моисеева, С. П. Курдюмова и других. И в первую

Монизм (греч. monos – один). Философское учение, признающее основой всего существующего одно начало: либо материю (материалистический м.), либо дух (идеалистический м.); противоп. плюрализм1.

Плюрализм (лат. plūrālis – множественный). Философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей; противоп. монизм.

очередь это относится к вопросам, связанным с самоорганизацией бытия мира. В основе синергетической концепции лежит анализ развития самоорганизующихся и саморазвивающихся открытых нелинейных систем. Предлагается качественно иная картина мира по сравнению с теми, которые лежали в основе как классического, так и постклассического естествознания (первая половина XX века). Образ мира предстает как совокупность нелинейных процессов. Множество подобных взаимодействующих систем составляет основу и содержание глобальной эволюции, в которую вовлечены – природа, общество, человек. Механизмы самоорганизации бытия мира последовательно и всесторонне раскрыты в книге одного из основателей синергетики И. Пригожина с весьма символическим названием "Порядок из хаоса". В конце ХХ века возникла необходимость пересмотра многих философских традиций относящихся к онтологии, рационализму, месту и роли человека в мире. Это вызвано появлением беспрецедентных трудностей и противоречий, с которыми столкнулись люди в современную эпоху. К ним относятся экологические проблемы, грозящие самому существованию человека, распространение насилия в различных формах, возникновение новых болезней и др. Возникла необходимость новых подходов к познанию и пониманию глобальных природных и социальных процессов.

Современная философия в лице постмодернизма (Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Делез, Ж.Бодрийар, Ж.Деррида и другие) выступает с жесткой критикой западноевропейской философской традиции, "деконструирует" ее наиболее глубокие теоретические основания, в том числе и понятие бытия.

Пророческими оказались слова Аристотеля: "Люди всегда будут спорить о бытии". Извечный спор продолжается и в наше время. Как бы не относились философы к бытию – положительно или отрицательно – в любом случае оно остается существенным ориентиром в их суждениях и выводах.

Мировоззренческие сдвиги в современном сознании – убедительное свидетельство напряженного поиска и формирования новой системы мироотношений, соответствующей XXI веку.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 7235 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...