Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Борьба номинализма и реализма в Средневековой философии



В западно-европейской схоластике XI-XIV вв. шла борьба двух главных философских направлений – номинализма и реализма. Изначально был поставлен истинно схоластический вопрос: как понимать – Бог един, но представляет собой троицу: Бог-отец, Бог-сын и Бог- дух святой. Однако возникший спор вышел далеко за пределы этого вопроса и приобрел подлинно философский характер: фактически рассматривалось соотношение единичного и общего.

Наиболее крупными представителями номинализма были Иоанн Росцеллин (ок. 1050 – ок. 1122), Пьер Абеляр (1079 – 1142), Иоанн Дунс Скот (ок. 1256 – 1308) и Уильям Оккам (ок. 1300 – 1349). Главными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109) и Фома Аквинский (1225 – 1274).

На протяжении нескольких столетий эти направления боролись между собой по вопросу о сущности общих понятий (род, вид) или так называемых универсалий.

Реалисты утверждали, что общие понятия представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно. Представляя собой ярко выраженных идеалистов средневековья, реалисты вслед за древнегреческим объективным идеалистом Платоном утверждали, что общие понятия существуют независимо от отдельных индивидуальных вещей материального мира, независимо от человека. Например, реально существуют такие понятия-универсалии, как «человек вообще», «дом вообще» как духовные сущности или прообразы единичных вещей. Эти понятия, по их мнению, обладая самостоятельным бытием и являясь первичными, существуют вечно. Предметы же природы вторичны, представляют собой лишь формы проявления общих понятий. Единичные предметы и явления природы, считали реалисты, в отличие от вечных общих понятий являются преходящими. Реализм был философской основой ортодоксального католицизма, господствующим направлением в схоластике.

Номиналисты, напротив, исходили из того, что общие понятия реально не существуют и являются вторичными, представляют собой лишь названия определенных групп предметов и явлений природы, т.е. только имена, Номинализм – это такая философская теория, в которой отрицается реальность общего и абстрактные понятия рассматриваются лишь как названия, а не как реальные вещи. Денотатом любого термина может быть только единичное, которое (в зависимости от типа философии) может пониматься как физический опыт или компонент опыта. Средневековый номинализм противостоял реализму, отрицая онтологический статус общих понятий (универсалий) и трактовал их как термины, вводимые для обозначения сходного в единичных явлениях.

В Новое время номинализм был следствием жесткого механицизма, сводящего мир к совокупности тел (Т. Гоббс), или идеалистического сенсуализма, признающего лишь конкретные опытные данные (Дж. Беркли, Д. Юм). В их теориях общее понималось как знак (слово) или чувственный образ – представитель членов определенного множества.

По мнению номиналистов, реально, объективно существуют лишь отдельные предметы и явления с их индивидуальными свойствами. «Универсалии суть имена после вещей». Реальны лишь единичные вещи. Например, реальными являются люди, дома. Что касается «человека вообще» или же «дома вообще», то это – лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы.

Концептуалисты допускали существование общего в человеческих понятиях как отражение сходных черт в единичных вещах. Что касается общих понятий, то они представляют собой результат абстрагирующей деятельности человеческого мышления. Если бы не было материальных, реально существующих предметов и явлений природы, учили номиналисты, то не было бы и общих понятий, в которых мышление человека отражает наиболее существенные общие черты, специфичные для той или иной совокупности материальных вещей.

Например, П. Абеляр считал, что реально существуют только отдельные вещи, а универсалии возможны как абстрактные понятия, существующие в разуме. Разум у Абеляра обладает относительной автономией. Священное Писание не может быть истолковано рационально, а церковная догматика и авторитеты церкви, основанные на рациональном их истолковании могут подвергаться критике. Последнее послужило причиной осуждения произведений Абеляра церковью.

Уильям Оккам, как представитель критического номинализма, считал, что универсальные понятия становятся возможными лишь на уровне абстрагированного знания, которое отлично от интуитивного знания. Универсалии не имеют реальной субстанциональной основы и не могут существовать вне ума. Их нет также и в единичных вещах в качестве особой субстанции. Если бы они были, то это повлекло бы за собой нежелательное умножение сущностей. Универсалии существуют только мысленно.

Номинализм представлял собой зародыш материалистического направления в схоластике, был специфическим выражением материализма в философии средних веков.

В рамках проблемы "универсалий" рассматривались различные теоретико-познавательные вопросы, сыгравшие значительную роль в развитии философского знания последующих эпох.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 4557 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...