Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Б) Аттический период



Представлен именами Сократа, Платона, Аристотеля. Философия, по мнению Сократа, есть учение о том, как надо жить. Главная направленность философского знания – внутренний мир человека, его душа. Главная задача познания – самопознание: "познай самого себя". Важнейшая заслуга Сократа состояла в совершенствовании диалога как основного метода достижения истины. В учении Платона древнегреческий идеализм принимает форму мировоззрения. Основал философскую школу в Афинах, получившую название Академии. Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей. Чувственный мир вещей рассматривается как "не истинно сущий": предметы, познаваемые чувствами, непрерывно возникают и исчезают, в них нет ничего постоянного, а, следовательно, истинного. Сущность вещей заключена в бестелесных, нечувственных формах, которые постижимы лишь разумом, сознанием. Они и названы Платоном "видами" или "идеями" (эйдосами). Каждому классу или виду материальных чувственных предметов соответствует определенная идея, в которой заключена их суть. Например, реальный стол является таковым, поскольку он соответствует идее стола вообще. Всеобщая совокупность идей составляет подлинное бытие. Но чувственная вещь отражает не только нетленную, вечную идею, то есть бытие, она также несет на себе печать небытия, так как она временна, преходяща. Роль небытия играет "материя". Таким образом, чувственный мир это нечто среднее между миром идей (истинным бытием) и миром материальных вещей (небытием). Систему идей завершает высшая — идея всеобщего блага, являющейся верховной причиной и целью бытия. Аристотель – величайший мыслитель древности, основатель логики. Был приглашен в воспитатели к сыну царя Филиппа, будущего Александра Македонского и в течение ряда лет преподавал ему философию, риторику. Основал философской школу – "ликей" (лицей). Аристотель систематизировал весь накопленный предшествующий философский опыт. Выступил с критикой исходных позиций своего учителя. Вопреки Платону, рассматривающему в качестве причины мира лишь одну – идею, Аристотель формулирует четыре причины: формальная (сущность бытия, в силу которой всякая вещь такова, какая она есть ); материальная (то, из чего что-либо возникает); движущая (начало движения, изменения); целевая (то, ради чего что-либо осуществляется). Взаимодействие причин проявляется в отношениях между формой и материей. Всякая единичная вещь составляет единство формы и материи. Материя есть возможность предмета, форма — действительность предмета. Поднимаясь по "лестнице" форм, утверждает Аристотель, мы постигаем высшую форму, в качестве которой выступает демиург – неподвижный перводвигатель, пребывающий вне мира и сообщающий целенаправленное движение всему сущему. Под бытием Аристотель понимает существование отдельных вещей, но познать сущность вещи с помощью чувств нельзя. Это познание осуществляется с помощью и посредством разума, который выявляет в вещах общее, всеобщее, то есть существенное. Средствами теоретического познания являются категории (предельно общие философские понятия): сущность, качество, количество, отношение, место, время и другие. Исходя из предшествующего богатого опыта мыслительной деятельности, Аристотель формулирует основные положения традиционной логики, правила выводного (силлогистического) знания. Подчеркивал общественный характер человека. В "Политике" развил учение об обществе и государственной власти.




Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 268 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...