Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Постмодернистские концепции



- современный мир представляет собой новую реальность

- рушатся национальные едентичночти.Неция не явл. эмпирической должностью, а создаетс сознанием людей

- отрицаются экономичекие и политические истоки

Большое внимание уделяется культурным сообществам

Две тенденции развития нации: интернационализация национальных отношений и внутренняя консолидация, обособление национальных общностей.

Большую роль в формировании нации сыграли материально-производственные факторы. Основой становления и функционирования нации является природно-территориальный комплекс (вся совокупность природных условий, включая климат) Существенную функцию в становлении нации выполняют субъектно-объектного характера, прежде всего общий язык, который является атрибутом любой национальной общности. Другие факторы -общность психологического склада, духовной культуры, определенных традиций. На базе общей экономической жизни, территории, единого языка у людей, постоянно связанных друг с другом, складывается некоторая общность социально-психологического облика, культура, традиции, образуется менталитет, зарождается национальная идея.

Сегодня много внимания исследователи уделяют анализу самосознания нации, которое включает в себя: осознание этнической общности и уважительное отношение к другим этносам; приверженность к национальным ценностям (языку, территории, народному творчеству); осознание социально-государственной общности; патриотизм; сознание важности солидарности в национально-освободительной борьбе. Т.о. развитие социальной структуры общества представляет собой естественноисторический процесс, в основе которого лежит смена способов пр-ва материальных благ, воспроизводство всей общности жизни.

Этнос – применение термина этнос позволяет избежать незначительности термина народ и даёт возможности для однозначных выражений того общего, что имеется в понятиях народность и нация, национальность, племя. Именно это общее, связанное с наличием у каждой из обозначаемых данными терминами.

Среди этносов различают титульные, к ним относятся этносы, составляющие по численности большую часть народа.


Вопрос 45:Понятие власти. Основные концепции власти.

Власть:

Концепции происхождения власти:

Подходы к пониманию власти:

1. директивны й (Гоббс, Вебер). Выделяется субъект власти и объект власти, на который влияет субъект власти, в данном подходе указывается на силовой аспект (сила, деньги, авторитет, закон и т.д.);

2. структурно-функциональный (Парсонс). Общество состоит из различных институтов (структур), задача власти: скоординировать их деятельности, т.е. власть занимается, напр., распределением ограниченных ресурсов.

3. социальный (информационный) (Фуко, Тоффлер). Власть рассматривается как один из механизмов общества, ценность которого в наличии информации и умении ей манипулировать.

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. Составляющие:

1. источник власти (авторитет, сила, деньги);

2. субъект власти (государство, институт, индивид);

3. объект власти (общество, класс, группа);

4. средства власти (право, традиции, убеждения)

5. функции власти (господство, руководство, мобилизация, подчинение, убеждение, насилие).

При классификации власти наиболее распространен критерий выделения видов власти по сферам ее функционирования, например: экономическая, военная, семейная, политическая и др.

Важной характеристикой власти является легитимность – способность власти создавать убеждение в ее общеобязательности. Вебер выделяет 3 типа легитимности:

1. традиционная власть. Для него свойственна вера не только в законность, но даже в святость традиционно-существующих порядков, нравов и властей. Наблюдается отсутствие формального права, аппарат управления состоит из лично зависимых от господина людей, а личная преданность служит основанием для административной карьеры. Пример – патриархальное господство;

2. харизматическая власть. Под харизмой понимается некая экстраординарная способность человека, выделяющая его среди остальных. Эта способность, как правило, дается свыше и заключается в выдающейся силе духа, слова, в пророческом даре. Харизматический тип во многом авторитарен, здесь нет установленных правил: решения по всем вопросам вносятся на основании творческого вдохновения, личного опыта, понимания. Вера в харизму лидера служит источником личной преданности государю;

3. легальная. Характерно подчинение установленным законам, наличие специально обученного аппарата управления, призванного действовать по формальным и рациональным правилам. Программу действия этому аппарату должен задавать политический лидер, ставящий формальный механизм управления на службу определенным политическим интересам.


Вопрос 46: Политическая система общества: ее сущность, структура, функции.

Политико-властные отношения реализуются через совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социально-правовых норм и отношений, которые образуют политическую систему общества.

Т.о. в качестве компонентов ПСО выступают:

политическая организация общества (государство + политические партии + общественные организации и движения)

политическая культура

политические отношения

политические нормы.

Подходы к пониманию ПСО:

1. экономический или марксистский: ПСО рассматривается как система угнетения одного класс другим; между классами идет борьба, чтобы борьбу успокоить появляется власть;

2. структурно-функциональный (XIX – XX вв.): государство и ПСО рассматриваются как общечеловеческий механизм; государство рассматривается как институт.

Функции ПСО:

1. Распределение ограниченных ресурсов

2. Установление правил поведения законодательным путем

3. провозглашение властно значимых интересов;

4. рекрутизация (вербовка) сторонников;

5. контроль за соблюдением этих правил;

6. социализирующая функция

7. Воспитателная

Классификация ПСО:

1. По целям:буржуазная, феодальная, социалистическая;

2. Поппер: открытая, закрытая;

3. по типу управления: демократическая, тоталитарная, авторитарная.

Политическая динамика государства - его внешняя направленность.

Политическая партия – объединение наиболее зрелых, способных людей, защищающих коренные политические интересы. Открытая политическая цель – приход к власти.

Этапы развития полит.партий:

· аристократическая группировка

· полит.клуб

· массовая политическая партия

Виды политических партий:

  1. По способу деятельности:
  1. По целям:

Контрреволюционная


Вопрос 47: Государство как социальный институт. Исторические типы и формы государства.

Государство – политическая целостность, закрепленная на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный правящей политической элитой, которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения.

Концепции возникновения государства:

1. теологическая: государство возникло по божьему изъявлению;

2. патриархальная (Аристотель): государство возникает из разрастающихся семей.

3. марксистская: государство возникает как система угнетения одного класса другим, для того чтобы успокоить борьбу между классами;

4. теория общественного договора (Ж.-Ж. Руссо): возникновению государства предшествовало т.н. естественное состояние, люди сочли необходимым объединиться в государство;

5. теория насилия (Каутский): одни племена порабощали другие, возникала власть;

6. теория заимствования, подражания.

Причины возникновения гос-ва:

· психологическая (гос-во как результат человеческого разума)

· антропологическая (гос-во как высшая форма сообщества)

· демографическая

· экономическая (разделение труда – специализация труда – управляющая структура)

Признаки государства:

1. публичная власть (власть, стоящая над народом);

2. территория;

3. налоги

4. суверинитет, т. е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как независимая власть;

5. монополия на легальные вооруженные силы;

6. монополия на издание законов.

Типы государств:

· формационный подход (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое,

· цивилизационный подход (египетское, греческое, китайское, российское и т.д.).

Так как государства существенно отличаются друг от друга, то для отражения особенностей их устройства и функционирования в социальной философии используется понятие форма государства. Под формой государства понимается единство трех основных компонентов:

2. форма правления, т. е. способа организации и порядка образования верховной государственной власти. Они проявляются в структуре высших государственных органов, в особенностях их формирования и взаимодействия. В качестве форм правления можно назвать монархическое, республиканское государство; монархии абсолютные, парламентские; республики президентские, парламентские и т. д.

3. форма государственного устройства, т. е. территориально-организационная структура государства. По форме государственного устройства выделяются унитарные, федеративные и конфедеративные государства;

4. политический режим, т. е. совокупность приемов и методов осуществления и сохранение власти. По политическому режиму могут быть демократические, авторитарные, тоталитарные, либеральные государства.

Функции со-ва:

· внутренние:

- экономические

- социальные

- культурные

· внешние:

- поддержание дипломатических отношений

- обороноспособность

- защита и представление интересов граждан


Вопрос 48: Общественное сознание. Его сущность, структура, закономерности развития.

Общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, господствующих на том или ином этапе развития общества и отражающих общественное бытие. В западной философии – общественное сознание – духовная, ментальная сфера жизни общества.

Сознание является общественным феноменом уже по своему происхождению и в силу необходимости обеспечения нормальных условий его функционирования. Но общественная природа сознания проходит еще глубже, поскольку общество выступает в качестве носителя сознания и одновременно определяющей части его сознания. В связи с этим необходимо выделить категории общественного сознания и соотнести его с индивидуальным. Оба вида сознания имеют один источник происхождения – общественную жизнь, но у них разные субъекты.

Индивидуальное сознание представляет собой сознание личности.

Общественное сознание включает в себя совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов, интересов и идеалов, возникающих в опр ист период у больших соц групп (классов, наций…).

Общественное сознание не есть сумма сознаний отдельных личностей. ОС – это качественно особая духовная система, которая имеет свои особые, объективные законы развития. Оно существует в открытиях науки, в художественных произведениях, в правовых и моральных нормах. Индивидуальное (И) и общественное (О) сознание постоянно взаимодействуют (личные идеи и убеждения приобретают общественную значимость, входя в состав общественного сознания…).

ОС возникает не после возникновения общественного бытия, а вместе с ним. (Общественное бытие - объективная общественная реальность, прежде всего материальный процесс жизни общества) идеи не пассивно отражают бытие они могут значительно опережать данное состояние общества, отрываясь от него и способствуя тем самым общественному развитию или тормозя его. ОС обладает относительной самостоятельностью: ему присуща преемственность, а периоды его ускоренного или замедленного развития могут не совпадать с соответствующими периодами развития О бытия.

Структура общественного сознания очень сложна. В условно «вертикальном» ракурсе его принято делить на уровни а в «горизонтальном» на формы.

В «вертикальном» ракурсе применяются 3 подхода:

· Гносеологический подход

· Социологический

· Исторический (генетический) подход.

Типы общественного сознания:

В формационном подходе: рабовладельческий; феодальный;

буржуазный; социалистический;

В цивилизационном подходе: египетский;

греческий;

китайский;

российский и т. д.

В «горизонтальном» плане выделяют такие формы ОС:

  1. Экономическое сознание
  2. Политическое сознание
  3. Правовое сознание Оно выполняет ряд функций:
    1. Познавательную
    2. Оценочную
    3. Регулятивную
  4. религиозное
  5. Нравственное (моральное) сознание
  6. Эстетическое сознание
  7. Научное сознание.
  8. В качестве особой формы ОС предстает философское сознание.

Т.о. ОС в единстве и многообразии своих структурных элементов обеспечивает познание условий общественной жизни и ориентацию отдельных людей и соц групп в конкретных ситуациях.


Вопрос 49: Уровни и формы общественного сознания. Их сущность и значение.

Общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, господствующих на том или ином этапе развития общества и отражающих общественное бытие.

Структура общественного сознания очень сложна. В условно «вертикальном» ракурсе его принято делить на уровни а в «горизонтальном» на формы.

В свою очередь в «вертикальном» ракурсе применяются 3 подхода:

1) Гносеологический подход (что и как отражает ОС в ОБ).Выделяют:

a. Обыденный уровень ОС (охватывает внешние связи и отношения не проникая в сущность вещей, житейский уровень. Возникает как осознание повседневных потребностей людей. Существует в виде суеверий, убеждений….).

b. Теоретический уровень ОС (Более глубокое отражение ОБ. Существует в виде систем идей, понятий, законов….)два этих уровня тесно связаны. Главный – теоретический.

2) Социологический подход (основным критерием различения уровней ОС является степень учета, способ выражения интересов отдельных классов или социальных групп). Выделяют два уровня.

a. Общественная психология. Включает 3 элемента.

i. Мысли и представления, порожденные практической деятельностью определенного класса и всего общ-ва, а также унаследованные от прошлых поколений

ii. Чувства, стремления, настроения, выражающие эмоциональное отношение класса к другим классам и побуждающие к определенным действиям.

iii. Традиции, обычаи и нравы.

Общественная психология представляет собой исходную ступень общественного сознания, непосредственно вырастающего из ОБ. На формирование взглядов и чувств людей решающее влияние оказывают производственные а также бытовые, семейные, национальные и культурные отношения. К особенностям общественной психологии относятся стихийность формирования, известная аморфность (фрагментарность), возможность прямого перерастания взглядов, чувств, и настроений в действие.

a. А

b. Идеология выступает как самосознание соответствующего класса. В отличие от общественно психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеологической работы.

Идеология и общественная психология взаимодействуют друг с другом. Главенствующая роль принадлежит идеологии.

3.Исторический (генетический) подход.

Типы общественного сознания:

В формационном подходе: рабовладельческий;

феодальный;

буржуазный;

социалистический;

В цивилизационном подходе: египетский;

греческий;

китайский;

российский и т. д.

В «горизонтальном» плане выделяют такие формы ОС:

Экономическое сознание отражает деятельность людей и их отношение в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Характерная особенность по сравнению с остальными формами – тесная связь с повседневным бытом. Необходимость ЭС вытекает из самого существования экономики как сферы общественной жизни. ЭС направлено на упорядочение и развитие хозяйственной жизни, на поиски адекватных методов хозяйствования. ЭС не исчерпывается только экономическими учениями, оно существует и на обыденном уровне.

Политическое сознание форма ОС, посредством которой отражаются и отчасти регулируются общественные отношения между классами, нациями, государствами. Политические отношения обусловлены экономическими. ПС неоднородно. На идеологическом уровне оно выступает в виде систем политических взглядов, идей…. На уровне общественной психологии выступает в виде несистематизированных политических взглядов, чувств, настроений….

Правовое сознание совокупность взглядов, теорий, представлений людей по отношению к существующему праву как к системе устанавливаемых гос-вом юридических норм и практической деятельности. Правосознание возникает с появлением классов и гос-ва. Право охраняет интересы прежде всего экономически господствующего класса. Особенно тесно оно связано с экономическим и политическим сознанием. На идеологическом уровне правосознание выступает в виде определенной системы правовых взглядов, учений, теорий, кодексов. На уровне социально-психологическом оно представляет собой различные мнения о законах и справедливости в отношениях между отдельными людьми, учреждениями, соц группами. Оно выполняет ряд функций:

    1. Познавательную(реализуя познание права индивидами, участвующими в правовых отношениях)
    2. Оценочную (субъект в соответствии со своими интересами и юридическими познаниями оценивает отдельные правовые действия)
    3. Регулятивную (регулирует правовое поведение людей)

Сущность религиозного сознания в том, что в нем происходит как бы удвоение мира, поскольку на ряду с реальным провозглашается наличие потустороннего, где якобы могут быть разрешены все противоречия земного бытия. Главный признак религиозности – вера в сверхъестественные силы. В структуру РС входят религиозная психология (совокупность представлений, чувств, настроений, привычек) и религиозная идеология (система идей, разработкой и пропагандой которой занимаются богословы и служители культа).

Нравственное (моральное) сознание возникло еще в первобытном обществе. Человеку для его выживания нужны не только ср-ва пруда, но и определенные правила совместной жизни. Эти правила воплощены в морали, которая выполняет прежде всего регулятивную ф-ю, и в этом отношении она близка к праву. Но в отличие от него моральные нормы поддерживаются силой привычки. Отношения между людьми регулируемые при помощи морали наз нравственными. Нравственное сознание и есть осознание существующей морали и нравственных отношений. Социально-психологический уровень морального сознания включает в себя моральные чувства (честь, достоинство…), эмоции и представления о моральном и аморальном. На идеологическом уровне моральное сознание представляет собой совокупность принципов, норм, идеалов людей. Этот уровень закреплен в этических учениях. Социальная неоднородность обусловливает разнообразие моральных норм в разные эпохи, а также у различных народов и соц групп.

Эстетическое сознание – форма ОС, отражающая действительность с точки зрения совершенства с точки зрения природы и общества. Наиболее полно эстетическое отношение к действительности отраж в искусстве. Эстетическое отношение присутствует как побочный элемент почти во всех формах деятельности.

Научное сознание важнейшая форма ОС – представляет собой совокупность объективных знаний о той или иной области природы или общественной жизни. Социальная обусловленность науки чрезвычайно многогранна. Моменты развития научного познания:

    1. Выделение научного познания в кач-ве самостоятельного вида человеческой деят-ти.
    2. Дальнейший процесс дифференциации и интеграции науки
    3. Появление различных форм рефлексии о науке (науковедение).

В качестве особой формы ОС Предстает философское сознание. Философия явл основой мировоззрения. Важность философии как формы ОС заключается в том, что она раскрывает общие закономерности природного и общественного бытия и сознания. Фил выполняет важную функцию по интеграции ОС, стимулированию развития духовной культуры в целом.

Т.о. ОС в единстве и многообразии своих структурных элементов обеспечивает познание условий общественной жизни и ориентацию отдельных людей и соц групп в конкретных ситуациях.


Вопрос 50: Понятие культуры. Основные подходы к анализу культуры.

Понятие «культура» родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура»-т.е. природа. Обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность «естественному», «первозданному», «дикому», применялось для различения растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих. Со временем культура приобрела смысл «образование», «воспитание». Следами зарождения культуры являются рисунки и гравюры. Их смысл -обозначить человеческое присутствие, выделить культурное из натурального.

На философском уровне размышления о сути культуры появляются сравнительно поздно- лишь в 17-18 веках. В европейской философии 19 века царил аналитический дух, отчего философия культуры распадалась на философию религии, этику, эстетику, филос. языка итд. В 1983 г в Торонто состоялся конгресс, посвященный проблеме «фил. и культура». Работа конгресса показала, что не существует не только однозначного понимания культуры, но и общего взгляда на пути ее изучения.

Культура- это своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивается для нас все сущее. Сам человек есть феномен культуры. Культура –это творческий принцип жизни личности и общества в целом. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру.

Формы культуры в системе бытия:

Подходы:

деятельностный культура -специфический способ человеческой жизнедеятельности, система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Культура обеспечивает и регулирует воспроизводство всего многообразия форм социального бытия конкретного типа общества, а также программирует его динамику и формы организации. Акцентируя внимание на процессуальном характере культуры, данный подход не позволяет строго разграничить культуру и общество, отвлекаться от субъективно-личностной стороны культурры, которая имеет фундаментальное значение.

Семиотический в качестве сущностной характеристики культуры фиксирует внебиологический знаковый механизм хранения и передачи социального опыта, обеспечивающий социальное наследование. Культура – мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотических системах. В роли таких систем могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков(предметные действия человека, язык, техника, предметы быта, произведения искусства, научные знания, философские идеи и т д)

Аксиологический (ценностный) культура -сложная система материальных и духовных ценностей, иерархия идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия деятельности человека и значимых для конкретной социальной системы. Дает возможность отдифференцировать культуру от природы и одновременно не позволяет отождествить ее с обществом, хотя и не снимает проблему их соотношения для человека, данный подход сталкивается с серьезными трудностями в понимании природы ценностей, их происхождения и динамики, критериев общезначимости.

-структуралогический, социологический, гуманитарный и др.

Феномен культуры выступает:

§ как мера освоения человеком предметно-вещественного мира, его включенности в собственное смысловое поле;

§ как сложная, многоуровневая система ценностей;

§ как совокупность овеществленных средств и способов человеческой жизнедеятельности;

§ как совокупность семиотических систем, программирующих, регулирующих и целенаправляющих жизнедеятельность людей;

§ источник социальной динамики и важнейший показатель отношения людей к их естественной среде обитания;

§ сфера проявления родовой сущности человека;

§ форма исторического движения человечества к свободе и прогрессу.


Вопрос 51: Закономерности развития культуры. Многообразие культур.

В 1944 году американский культуролог А. Кребер поставил перед собой задачу выявить те пути, по которым различные общества шли к высшей ступени развития своей культуры. В результате проведенного на большом фактическом материале исследования он пришел к выводу, что в основе каждой культуры лежит некая модель, которая, изменяясь, вбирает в себя только то, что соответствует ее характеру и особенностям. С течением времени возможности модели исчерпываются и она уже не может оказывать влияния на новые области и отрасли человеческой деятельности. Тогда прогресс культуры сменяется стадией повторением повторения старого, регресса, упадка и устаревшая модель культуры в конечном счете погибает. "Смерть культуры" не означает ее полного исчезновения - ведь старая модель сменяется новой, вызревшей в лоне старой культуры.

П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их основе истин. Ни одна из культур не может быть вечной, потому что ни одна из систем истин не является абсолютной. С развитием и укреплением данной культуры ее истины подавляют истины других систем, также имеющие право на существование. Из-за этого господствующая система истин перестает удовлетворять запросы людей, служить основой их культурной и социальной жизни, она погибает, а ей на смену приходит новая, более жизнеспособная система.

Культурное многообразие современных гражданских наций даже увеличивается, и составляющие их народы находят всё больше средств, в том числе политических и правовых, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик.

В культуре присутствует большое кол-во разнообразных локальных, региональных, национальных, этнических различий. Источник различий кроется в исторических условиях формирования тех или иных культур. В докапиталистических обществах многообразие культур складывалось в условиях относительной обособленности различных регионов планеты. Такое их существование продолжалось и в период генезиса капитализма, формирования современных наций. Но в процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур. Сложившись, к-ра каждой общности становится активно действующей исторической силой. Поэтому особенности культуры сказываются на конкретной истории народа, его социальном развитии.

В период своей колониальной экспансии капитализм либо консервирует, либо подавляет, а иногда и просто уничтожает культуру порабощаемых им народностей, насильственно насаждая свою.

Многообразие культур- объективная реальность,и к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулирует своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами. Для марксизма естественна первая точка зрения, ибо она вытекает из признания единства исторического процесса, универсальной природы труда, человеческой деятельности вообще.

Промышленное производство, средства транспорта и связи, общие тенденции в развитии образования, огромная подвижность населения, мировое разделение труда- все это факторы, воздействующие на культуру и общественную жизнь в направлении их интернационализации. Последняя ведет к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур, к развитию интеграционных процессов, но также порождает разнообразные противоречия. Интернационализация встречает и сопротивление, особенно когда она происходит путем подавления одной культуры другой, ее вытеснения образцами социально более сильной культуры. Тогда возникают напряженные и сложные отношения между различными национальными и региональными, восточной и западной культурами, тенденции не только к сохранению самобытности, и обособления национальных культур.

Социализм создает социальную базу для взаимодействия к-р, для гармоничного, согласованного действия двух тенденций в развитии наций: тенденции к развитию и расцвету собственной культуры каждой нации и тенденции к установлению связей между этими культурами, к их взаимодействию и взаимообогащению, интеграции.

Но командно-административная система через чрезмерную централизацию управления неоправданно ограничивала возможности республик в решении вопросов развития своей культуры.

Все это «выплеснулось» наружу в период перестройки. Процесс демократизации выявил накопившееся недовольство состоянием дел в области национально-культурной политики.


Вопрос 52:Мораль как форма духовного освоения действительности.

Мораль - это специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения и действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

В качестве синонима понятия морали часто употребляется понятие нравственности. Между феноменами, зафиксированными в содержании данных понятий существует внутренняя связь: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Вместе с тем необходимо учитывать, что под моралью понимают особую форму общественного сознания, фиксирующую высокие идеалы и строгие императивы поведения (сфера идеально-должного). Понятие «нравственность» включает совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных жизненных ситуациях (сфера сущего).

Мораль – сложное системное образование. Её основными структурными элементами являются:

1) моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.);

2) моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т.д.);

3) моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.);

4) морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

Собственно же идеальную сторону морали представляет моральное сознание. Вследствие того, что мораль целиком есть способ практически-духовного освоения действительности, именно моральному сознанию там принадлежит основная роль.

Моральное сознание разделяет присущие морали характеристики, и его рассмотрение подчиняется тем же методологическим принципам, которые используются при анализе форм общественного сознания. Вообще формы общественного сознания различают по объекту отражения, по лежащей в основе его появления общественной потребности и соответственно по роли в жизни общества, а также по особенностям отражения действительности.

Моральное сознание порождается потребностью в регулировании общественных отношений и выполняет это свое назначение посредством выработки духовных ценностей, образующих в совокупности идеальную модель должного поведения и отношений. Моральное сознание не является предметно локализованным, ибо любые сферы жизнедеятельности человека - материальное и духовное производство, политика, взаимоотношения между человеком и государством, наука и искусство, быт и личные взаимоотношения между людьми, - все это является объектом его отражения, придавая моральному сознанию характер вездесущности.

Важнейшие черты:

а) внеинституциональность (нормы морали формируются в практике массового поведения и воспроизводятся совокупным давлением общественного мнения);

б) всепроникающий и всеобъемлющий характер (моральные требования и оценки проникают во все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности);

в) императивность (требования морали апеллируют не к внешней целесообразности, а к моральному долгу, имеют форму прямого и безусловного повеления).

г) кроме того, мораль – сфера внутренней регламентации поведения, самоопределения и свободного выбора человека, а следовательно, сфера его личной ответственности.

Мораль обусловлена социально-исторически, её структура и содержание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материально-производственной деятельности, социальной структурой, господствующей системой ценностей, состоянием государственно-правовой регуляции, средствами коммуникации и т.д. Однако, чтобы зафиксировать эти трансформации ценностно-нормативной структуры морали, необходимо сопоставить сравнительно длительные этапы эволюции общества. Существуют следующие основные теории происхождения морали:

- естественноисторическая;

- религиозна;

- априорно ценностная.

Философская наука, изучающая происхождение, природу и специфику морали и нравственности называется этикой.

Предлагая образцы должного, разумного, общечеловеческого, мораль служит критерием культуры межличностных и общественных отношений людей, средством духовно-персонального самоопределения личности, атрибутивной характеристикой социального бытия.

К основным социальным функциям морали относятся:

1. Регулятивная. Мораль формируется как определённый регулятор человеческих отношений к другим людям, самому себе, к природе, к богу. Нет никаких организаций или учреждений, которые создают мораль. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Мораль регулирует поведения человека во всех сферах действительности: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношениях.

2. Мировоззренческая. Мораль дает представления о значимости для человека окружающего его мира, в особенности мира социальных ценностей в его повседневной деятельности. Сказанное свидетельствует о наличии у морали мировоззренческой функции. Она выполняет для человека рол своеобразного «компаса» проведения, ориентирует его в общественной жизни, в мире социальных ценностей. Формируя представления о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве и т. д., мораль вырабатывает систему ценностных ориентации, норм, запретов, оценок, идеалов, которые становятся необходимым компонентом общественного сознания, ориентируют индивида, выражают предпочтение тем или иным нормам и повеление действовать в соответствии с ними.

3. Оценочно-императивная. Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная. Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту. При этом мораль поддерживается особыми психологическими механизмами — совестью и долгом.

4. Воспитательная. Цель нравственного воспитания состоит в формировании духовной личности, способной к самосовершенствованию. Такая личность предстаёт свободной и ответственной. Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении.

5. Познавательная. Она доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности.

6. Коммуникативная. Формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения.)

7. Гуманизирующая. Способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали.


Вопрос 53: Религия как форма духовного освоения действительности.

Религия –мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.

Философское осмысление данного феномена культуры предполагает постановку и развернутую интерпретацию следующих задач:

Мировая история не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта. Это свидетельствует об универсальном характере религиозного отношения человека к миру. Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта.

В истории философской мысли сложились несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии:

Кант: религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей

Гегель: самопознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом

Фейербах: религия – превращенная форма отражения человеческого бытия

Энгельс: религия – фантастическое отражение внешних обстоятельств, гоподствующих над людьми в их реальной жизни

Дюркгейм: религия – идеологический механизм, обеспечивающий цельность общ – ва

Фрейд: религия – коллективный невроз, массовая иллюзия, коренящеяся в комплексе Эдипа

Джеймс: религиозные представления врожденные, их источником явл. Нечто сверхъестественное

Причины возникновения и существования религии:

Структура религии:

- религиозная психология

Основной тип религиозной органицации – церковь (религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религ. Объединений, так и связи со светскими социальными институтами

Функции религии:

· Мировоззренческая

· Компенсаторская

· Коммуникативная

· Интегрирующая

Центральный объект религиозной веры – идея бога, главная и самоценная идея, из которой выводится все остальное содержание религии. Идея бога для основной массы верующих всегда была не столько философским или вообще рациональным принципом, объяснявшим, например, происхождение мира, сколько такой идеей, которая прежде всего связывалась с нравственной сферой, с проблемой смысла человеческой жизни. Бог для религиозного сознания – это, вопреки всему несовершенству земной жизни, гарант непременного торжества светлых начал в извечных антиномиях зла и добра.

Таким образом, религиозное сознание в своем обобщенном смысле направлено на удовлетворение потребности человека в системе абсолютных и непререкаемых нравственных ценностях, которых необходимо придерживаться, в придании смысла отдельному человеческому существованию, в гарантии так или иначе восторжествующей справедливости.


Вопрос 54: Сущность и основные типы глобальных проблем. Тенденции и закономерности развития современной цивилизации.

Термин "глобальные проблемы" вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., происходит от латинского "глобус", - то есть Земля. По своему характеру глобальные проблемы современности различны: от угрозы ядерной войны до экологической катастрофы, от растущего раскола мира на "богатые" и "бедные" страны и народы до перспективы истощения традиционных и необходимости поиска новых источников энергии. По различным подсчетам сейчас выделяют до трех десятков глобальные проблем различных типов.

Главные причины глобальных проблем - возрастание мощи технических средств ведения войны и воздействия на природу, исчерпание естественных природных ресурсов, анархия производства и неравноправные экономические отношения между странами, несоответствие полит. мышления социально-полит. реалиям, девальвация общечеловеческих ценностей.

Глобальными являются проблемы, которые:

  1. по своей сути, затрагивают интересы всего человечества;
  2. приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы Земли;
  3. создают реальную угрозу для будущего человечества;
  4. требуют для своего решения международного сотрудничества в самом широком масштабе.

Эти критерии имеют важное значение для классификации глобальных проблем. Вместе с тем указанные критерии носят преимущественно количественный, а не качественный характер. Из них не совсем ясно, в чем причина возникновения глобальных проблем, их классовое содержание, отличие от социальных проблем, которые также встают перед человечеством и носят всеобщий характер (борьба против эксплуатации, угнетения и др.). Между тем термин "глобальный" имеет три значения:

  1. повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов;
  2. значительный, масштабный;
  3. общий, всеобъемлющий.

общепризнанные глобальные проблемы: з агрязнение окружающей среды, истощение ресурсов, демография, СПИД, природные катаклизмы.

«Общемировые глобальные проблемы" или "интерсоциальные проблемы":

· Проблема предотвращения мировой войны. Дочерние проблемы: обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон.

· Проблема установления нового экономического международного порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Частные проблемы: проблема преодоления технологической зависимости развивающихся стран от развитых государств Запада, проблема перестройки международных экономических отношений.

· Проблема борьбы за прогрессивные формы эк интеграции и интернационализации для углубления международного разделения труда и выравнивания уровней социально-эко развития стран. Частные проблемы: ликвидация существующих диспропорций в мировой торговле и ограничений несправедливого характера в международном эк обмене.

· Проблема управления развитием НТР ее гуманистической направленностью на глобальном уровне.

«Общечеловеческие" глобальные проблемы:

1.Проблема ликвидации антигуманных тенденций в использовании науки и техники. Устранение преград на пути всестороннего развертывания научнотехн прогресса в интересах человека.

2.Проблема искоренения эпидемических заболеваний, болезней цивилизации.

3.Проблема преодоления негативных тенденций урбанизации.

4.Проблема ликвидации неграмотности и развития образования.

5.Проблема гарантий прав человека прежде на жизнь, на существование в здоровой среде.

Характерная черта глобальных проблем современности- они, возникнув по соц причинам, ведут к последствиям более, чем соц, затрагивают биол и физические основы существования человека.

Чтобы привлечь общественное внимание к глобальным про­блемам, в 1968 году был основан Римский клуб — межгосудар­ственное объединение ученых. Мысль о том, что причина глобальных проблем — человек с его цен­ностями и установками, и он же является главным средством для решения этих проблем. Судьбы мира стали связываться с вопросами духовного развития. Была указано на то, что необходимо изменить систему образования, чтобы сформировать у людей новое сознание и новое отношение к окружающему миру.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 452 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.042 с)...