Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Деталь,символ, подтекст, психологизм, народность, историзм



Теория и методика преподавания литературы.

Материалы для подготовки к экзамену.


Вопросы 32-33. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ КАК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1. Традиции изучения теории литературы и эстетики в отечественной школе.

2. Вопросы изучения основ теории литературы и эстетики в современной методике преподавания литературы.

3. Теория литературы в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ.

4. Последовательность изучения теоретических понятий в современных программах.

5. Разновидности речевой деятельности старшеклассников при изучении теории литературы.

6. Лекция по теоретико-литературной проблеме.

  1. Традиции изучения теории литературы и эстетики в отечественной школе.

Отечественной школой накоплен богатый опыт изучения словесности в единстве с усвоением теоретических понятий.

«Риторика» М. В. Ломоносова была первым шагом на пути создания концепции школьного изучения теории литературы.

Н. И. Новиков сформулировал один из принципов обучения: «Правила, примеры и упражнения должны быть соединяемы».

В «Программе русского языка и словесности для воспитанников военно-учебных заведений» А. Д. Галахова и Ф.И. Буслаева (1852) содержался раздел «Теория поэзии» (различие между поэтическими и проза­ическими сочинениями; основные эстетические сведения).

В.И. Водовозов считал, что прочное усвоение теоретических понятий возможно тогда, когда учащиеся сами формулируют определения на основе разбора произведений.

В.М. Фишер выдвигал на первый план нравственно-эстетическую цель преподавания лите­ратуры, предлагая план работы над текстом: определение общей формы произведения; определение содержания, обуслов­ленного этой формой; выяснение того, почему автор избрал дан­ную форму, учитывая влияние традиций и биографический мате­риал о писателе; изучение композиции, языка и стиля произве­дений.

По мнению Б.М. Эйхенбаума, глав­ная задача словесника - и зучение стиля, системы художественных образов.

В Программе по литературе (1919) было предложено изучение целого ряда эстетических и теоретико-литературных понятий: психология поэ­та, проблема формы, эмоции и образы, литературный образ, формы поэтического творчества, тип, принципы символизма, форма (стиль) литературного произведения.

М.А. Рыбникова считала, что основные литературоведческие проблемы, постепенно усложняясь, должны проходить через все годы обучения (общественная природа писателя, литературный язык, построение произведения; основные литературные роды и виды).

В. В. Голубков выделил несколько групп теоретико-лите­ратурных понятий:

1. Литературно-художественное произведение как специфическое средство познания действительности и как орудие обще­ственной борьбы. 2. Составные части художественного произведения. 3. Композиция художественного произведения. 4. Язык художественного произведения. 5. Основы стихосложения. 6. Литературные жанры.

Методистами XIX – начала XX в. был намечен важный принцип изучения теории словесности, сохраняющий свое значение и для совре­менной практики литературного образования: усвоение эстети­ческих и теоретических понятий в процессе разбора произведе­ния.

Преподавание словесности было тесно связано с основными направлениями теории словесности как научной дисциплины (риторическим, сопоставительным, филологически, формальным, лингвопоэтическим, филолого-философскимструктурно-семиотическим, концептуально-культурологическим).

Вопросы изучения основ теории литературы и эстетики в современной методике преподавания литературы

Реальное состояние школьного преподавания литературы в 50— 80-е гг. XX в. показало, что важнейший принцип изучения худо­жественного произведения в единстве формы и содержания зача­стую лишь декларировался на бумаге.

В школьной практике стал преобладать социально-генетический подход к изучению литературы. Не слу­чайно в этот период появился целый ряд методических работ, специально посвященных анализу языка и стиля писателя.

Н.И. Кудряшев опровергает мнение о том, что теоретические и историко-литератур­ные знания мешают чистоте и глубине художественного воспри­ятия. Сознание человека едино, процессы художественного и научного освоения мира взаимосвязаны. У роки изучения теории и истории литературы выделяются в отдельный тип.

М.Г. Качурин полагал, что теоретические понятия являются составной частью школьного курса литературы и образуют как бы его научный каркас. В средних классах работа с теоретическими понятиями идет в единстве чтения, анализа и теоре­тических обобщений. В старших классах первостепенным стано­вится исторический аспект изучения научных понятий. М.Г. Качурин отмечает, что «необходимо последовательно раскрывать связи истории и теории в каждом понятии».

Г.И. Беленький во главу угла работы по теории литературы ставит вопрос об образном отражении жизни, о художественном образе. Сохраняют актуаль­ность высказывания методиста о постановке теоретико-литературных задач на год, на цикл уроков, даже на отдельный урок, лекцию, беседу по теоретическим проблемам литературы; о концептуальном изучении художественных произведений и творчества писателя в целом.

С точки зрения О.Ю. Богдановой в основе системного концептуального изучения литературы лежит углубление связей между не­посредственным личностным восприятием произведения, его изучением и владением системой теоретико-литературных поня­тий. В ходе анализа художественного произведения школь­ники переходят от художественной конкретности произведения к обобщениям различного характера и уровня, в том числе к обоб­щениям теоретико-литературного плана.

А. В. Дановский обосновал концепцию системно-функционального формирования теоретико-литературных понятий в школе. У словно выделены четыре сквозные философско-эстетические и теоретико-литературные темы (проблемы): нравственно-эстетические отношения искусства к действительности; взаимодействия мировоззрения и творчества писателя; взаимосвязь литературного направления, ху­дожественного метода и стиля; взаимодействия литературной критики с общественными движениями и историко-литературным процессом. С.А. Леонов рекомендует разнообразные виды речевой деятельности: составление литературоведческого словаря, создание словарной статьи, подготовка устного рассказа о термине, анализ текста-образца теоретико-литературной статьи учебника, ее пересказ, обогащенный выводами собственных на­блюдений над художественным текстом, доклад по одной из проблем теории литературы (например, «Символ в произведении», «Рассказ и новелла»), литературоведческий брифинг.

Анализ современного состояния преподавания литературы показывает, что ученые-методисты, учителя-практики опираются либо на принципы филологического изучения литературы, либо на традиции этико-эстетического (воспитательного) направления в преподавании литературы. В практике литературного образова­ния можно выделить несколько подходов к изучению литературного произведения:

· проблемно-тематическое изучение художественного произве­дения, предполагающее рассмотрение в первую очередь проблематики произведения. Опыты такого анализа представлены в работах и ученых-методистов (ВТ. Маранцмана, Т.В. Чирковской, А.В. Дановского, М.Г. Качурина и др.), и учителей-практиков (например, в книгах Е.Н. Ильина);

· историко-теоретический подход, который находит отражение прежде всего в авторских программах, нацеливающих на систематическое изучение теории литературы (например, программа Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко);

· изучение поэтики художественного произведения. По мнению современных исследователей В.А. Кан-Калика и В.И. Хазана, «при отрыве содержания от формы искусство слова превращается, с одной стороны, в иллюстрированное обществоведение, а с другой — в механический набор эпитетов и олицетворений». Р ечь идет о необходимости целенаправленного, систематического изучения категорий и понятий:

· широкий филологический подход, который прежде всего реализуется в программах интегрированных курсов словесности (А.И. Горшкова, СИ. Львовой, Н.М. Шанского и некоторых других), что позволяет говорить о возрождении лучших методических традиций, идущих от Ф.И. Буслаева;

· социологический подход, еще достаточно распространенный в практике учителей-словесников.

Вопросы теории литературы в Обязательном минимуме содержания образовательных программ.

В обязательном минимуме четко определен круг теоретико-литературных понятий. Их число увеличено более чем в два раза.

Основные термины и теоретико-литературные понятия. 5 – 9 классы.

Художественная литература как искусство слова, художественный образ, фольклор, жанры фольклора, литературные роды и жанры, основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление, конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой, язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, им, рифма, строфа.

На первом этапе (5-6 классы) происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса) Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5—6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. На втором этапе (7—8 классы) важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее.

9 класс готовит учеников к историко-литературному курсу старших классов. Теория литературы в 9 классе помогает про­следить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о структуре произведения (фантастическое и реальное, антитеза в композиции, реминисценции и заимствования, пародии, средства создания образа в литературе и кино и т. д.), о стихотворной речи (акцентный стих, пиррихий, спондей и проч.), о национальном и индивидуальном началах в художествен­ном стиле.

Основные теоретико-литературные понятия для 10 – 11 классов.

Художественная литература как искусство слова, художественный образ, х удожественное время и пространство, с одержание и форма, поэтика, а вторский замысел и его воплощение, художественный вымысел, фантастика, и сторико-литературный процесс, литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм, модернизм и постмодернизм, основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX—XX вв., л итературные роды: эпос, лирика, драма, жанры литературы: ро­ман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Авторская позиция, пафос, тема, идея, проблематика, сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, лирическое отступление, к онфликт, автор-повествователь, образ автора, персонаж, характе,. тип, л ирический герой, система образов.

Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь, сказ.

Деталь,символ, подтекст, психологизм, народность, историзм.

Трагическое и комическое, сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск.

Язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, звукопись: аллитерация, ассонанс, гипербола. аллегория. Стиль, п роза и поэзия, системы стихосложения, стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник, акцентный стих, белый стих, верлибр, ритм, рифма, строфа, литературная критика.

Преемственность содержания образования на заключительном этапе общего образования осуществляется путем поэтапного формирования специальных и общих учебных умений и навыков. От класса к классу учащиеся должны получить развернутые сведения об отдельных периодах развития литературы, сформировать представления о литературных направлениях и литературной борьбе в XIX веке, познакомиться с некоторыми фактами из истории русской критики.

Сравнение данных таблицы поможет получить представление о том, как реализованы установки Обязательного минимума в современных программах по литературе.

класс Предметная линия
  А. И. Беленький А. Г. Кутузов Т. Ф. Курдюмова
5 класс Человек в стихотворении, рассказе, басне Жанры   Сюжет. Представление о различных жанрах и связи их. Первоначальное представление о цепочке сюжет – герой – жанр – автор.  
6 класс Роль портрета, пейзажа в произведении. Человек (герой) в ситуации нравственного выбора, способы раскрытия внутреннего мира героя (портрет, поведение, речь, внутренний монолог, прямая авторская характеристика, самохарактеристика и взаимохарактеристика героев). Ритмическая организация стиха, композиционные приёмы Жанровые особенности былины, баллады, летописного рассказа и др. Роды и жанры   Герой литературного произведения, герой – ровесник.  
7 класс Проблема художественного пространства и времени.   Характер, герой, образ   Проблема рода и жанра. Рождение, видоизменение
8 класс Авторская позиция. Литература и традиция   Время на страницах художественного произведения
9 класс Авторская позиция. Автор-образ – читатель Этапы развития русской литературы
10 класс История литературы, соотношение реализма и романтизма.   Литературный процесс Представление об историко-литературном процессе (стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения в литературном процессе)  
11 класс История литературы, соотношение реализма и модернизма   Литературный процесс История современной литературы, расширение круга теоретических представлений о литературном процессе

5. Разновидности речевой деятельности старшеклассников при изучении теории литературы:

Составление литературоведческого словаря (тематический способ).

Создание словарной статьи, подготовка устного рассказа о термине.

Доклад по одной из проблем теории литературы.

Литературоведческий брифинг.

Сочинение рассказов о литературоведческих терминах.

  1. Литературоведческий словарь

Варианты составления литературоведческого словаря

Первый вариант: в ходе изучения курса литературы учащиеся записывают в специальную тетрадь ключевые понятия и дают комментарии, связанные с изучаемым материалом. Впоследствии такие записи помогут им выполнять индивидуальные творческие задания.

Второй вариант способствует стимуляции конструктивной творческой деятельности. Наиболее продуктивен тематический, способ. Теоретико-литературные понятия группируются вокруг одной, стержневой литературоведческой проблемы, например, «Роды и жанры литературы».

Теоретические сведения разделены на разделены на рубрики, которые заполняются в ходе изучения курса.

1. Литературные роды и жанра: эпос (сказка, басня, рассказ, новелла, по­весть, роман, роман-эпопея), лирика (стихотворение, ода, элегия, эпитафия, эпиграмма, стансы, мадригал), драма (драма, трагедия, комедия).

Литературные роды и жанры Жанры лирики Признаки жанра Основные размеры Требования к анализу лирических произведений Словарная статья Этимология слова
Лирика, определение, этимология слова элегия          

2. Работа над словарной статьёй на уроке литературы.

Работа над литературоведческими терминами должна иметь творческую направленность. В таком случае она будет наиболее продуктивной. Эффективным видом деятельности по усвоению теоретических понятий может быть составление словарной статьи. Важно познакомить ребят со схемой такой работы:

Составляющие словарной статьи:

1) с ведения по этимологии термина;

2) определение его, более или менее развернутое толкование;

3) указание на наличие определяемого явления в том или ином произведении;

4) примеры объяснения художествен­ных явлений с помощью данных теоретических понятий.

Такая работа предусматривает следующие виды деятельности учащихся: работа со словарными статьями различных словаре и справочников, сопоставление,, обращение к примерам из художественной литературы, составление собственного определения, толкование.

Условие работы - поэтапность: определение предлагает учитель; оно может быть составлено в результате беседы; затем в ходе домашней работы (сопоставление определений, привлечение комментариев, подбор примеров) создаётся текст собственной статьи.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 998 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...