Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия Средневековья (Схоластика)



Схоластика - систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. В повседневном общении схоластикой часто называют знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом. Этапы: ранняя схоластика (IX—XII века): взаимопроникновение науки, философии, теологии (Рабан Мавр, Ноткер Немецкий, Бонавентура); средняя схоластика (XIII век): окончательное отделение науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии, а также внедрение в западное философское мышление учения Аристотеля (Витело, Дитрих Фрейбергский, Роджер Бэкон); поздняя схоластика (XIV и XV века): рационалистическая систематизация, выработка логики, отмежевание мистики от церковной теологии (Альберт Саксонский, Николай Кузанский). Основные темы: вера и знание, доказательство бытия Бога, общее и единичное (проблема универсалий). Представляет собой религиозную философию в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христиански-церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия. Философия – “служанка” богословия. В содержание схоластической философии почти не входили поэтому проблемы натурфилософского характера; для неё достаточным казалось общее, метафизическое рассмотрение вопросов о мире; её внимание устремлено было на Божество и тайны спасения, а также на нравственное существо человека. Сходство между наукой и верой заключается в органической структуре обеих, в росте их обеих из зародышей мысли. Как есть двойной свет познания, естественный и сверхъестественный, так есть и двойное habitus интеллекта — науки и мудрости. Первое состояние есть добродетель и достигается самодеятельностью, второе — богодарованное состояние благодати. Трём добродетелям — разума, науки и мудрости — соответствуют столько же даров благодати.

17. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм.

Петрарка, Эразм Роттердамский, Боккачо. Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий. Гуманизм – разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье. В данную эпоху человек – основная ценность. Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Этапы развития гуманизма: 1) светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви. 2) ценностно-моральный акцент философии и литературы. Основные черты философии эпохи Возрождения: отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы, использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура), тесная связь с естествознанием, исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Обоснована необходимость светского государства, доказано, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы – государства (Маккиавелли).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 376 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...