Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Державин. (1743-1816)
"С именем Державина соединено в моем понятии все, что составляет достоинство человека:вера в Бога, честь, любовь к ближнему, преданность государю и отечеству, высокий талант и труд бескорыстный".
Державин был государственным служащим:
1)Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и президент Коммерц- коллегии, потом при императоре Павле член Верховного Совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и кавалер разных орденов.
2)С момента основания в 1783 году Императорской Российской академии Державин был членом академии, принимал непосредственное участие в составлении и издании первого толкового словаря русского языка.
3)В мае 1784 года был назначен первым гражданским губернатором только что образованнойОлонецкой губернии. Прибыв в Петрозаводск организовал формирование губернскихадминистративных, финансовых и судебных учреждений, ввёл в действие первое в губернииобщегражданское лечебное заведение — городскую больницу. Результатом выездных инспекций по уездам губернии стала его «Подёная записка, учинённая во время обозрения губернии правителем Олонецкого наместничества Державиным», в которой Г. Р. Державин
показал взаимообусловленность природных и экономических факторов, отметил элементы
материальной и духовной культуры края. Позднее образы Карелии вошли в его творчество:
стихотворения «Буря», «Лебедь», «Ко второму соседу», «На Счастие», «Водопад».
4)В 1786—1788 годах служит Тамбовским губернатором.
5)В 1791—1793 годах — кабинет-секретарь Екатерины II.
6)В 1793 году назначен сенатором с производством в тайные советники.
7)С 1795 года — президет Коммерц-коллегии.
8)В 1802—1803 годах — министр юстиции Российской империи.
Лит-ра:
Характеристика Державина через "Записки":
1) В своих записках Державин пишет о себе от 3 лица.В его автобиографии сказался исконный, нo резко возросший на рубеже XVIIl -XIX веков интерес к конкретному человеку, чей облик в литературе не может быть сведён к «этикету», к поведению героев определенного разряда - царей, полководцев, святых, - но раскрывается в индивидуальном своеобразии.
2)Внимание к индивидуальности издавна постепенно нарастало в русской литературе. Державин, таким образом, продолжал тор нть уже пролагаемую дорогу. Но пошел он воистину богатырским шагом. Такого изображения человека, соединяющего в себе обыденную повседневность и возвышенность духа, простые радости быта и стремление к постижению бытия, проблемы жизни и смерти, русская литература еще не знала. «Записки» · в этом смысле явиляись продолжением и прозаическим обобщением державинской лирики, которая в целом создает душевную биографию автора и биографию его поколения - поколения русских дворян - просветителей, поднявшихся к высотам философии нравственности гуманизма, т. е. признания ценности человека, его права на свободное развитие. Державин предоставляет своему читателю возможность не только видеть становление человеческой личности, но и как бы соучаствовать в этом процессе. На наших глазах совершается движение жизни и движение человека, который постепенно и трудно создает самого себя. Державин пишет просто, без всяких ухищрений, он словно бы торопится (может быть, и в самом деле боясь не успеть) и не отделывает текста. Все написанное дышит искренностью: автор не прячет грехов своег героя, скажем - картежной страсти, заразившей его в молодости, постыдного проигрыша денег, вручённых ему матерью на покупку деревеньки... Он не упускает возможности посмеяться над собой-например, рассказывает, как юнцом изображал из себя храброго кавалера, бросаясь с обнаженным тесаком на строптивых мужиков- перевозчиков, чтобы угодить одной капризной красавице. Все обстоятельства жизни, приведённые в «Записках», точны. Примечание: «Капитанская дочка» тоже представляет собою «Семейственные записки». Сходства между Д. и Гриневым(характеритика): Они почти сверстники, близки по месту рождения, происхождению, имущественному положению, семейным традициям и нравам; их отцы - отставные военные, матери - домовитые хозяйки... Самое главное сходство - близость взглядов на жизнь, выражающих самый дух времени и настроение умов лучших людей тогдашнего дворянства. Державин, как и нарисованный Пушкиным сверстник его, убежден в благодетельности самодержавия, даже в идя его пороки, он наверняка повторил бы гринёвские слова о бунте, «бессмысленном и беспощадном». Но оба сокрушаются сердцем, вид, как обиды и несправедливости, чинимые властями, побуждают народ к протесту. Державин в разгар крестьянской войны писал казанскому губернатору, что беспрестанное взяточничество и лихоимство истощает людей, вызывает ропот и «Всего более поддерживает язву, которая свирепствует в нашем Отечестве». Державин участвовал в подавлении пугачевского восстания. Державин и Гринев-люди долга и чести, они ни при каких обстоятельствах не роняют своего достоинства. Державин служил трону и вынужден был применяться к придворным порядкам. Он не боялся признаться в «Записках», что ему приходилось поэтическим славословием обороняться против царской опалы, вызванной интригами и наветами.
Самые известные стихотворения Державина:
1)Ода “Бог” Державина получила мировую известность и была переведена на многие языки. Она опирается на христианские представления о мире. Но в ней выражено также стремление всякого мыслящего человека понять самого себя, смысл своей жизни, свое место в мироздании. Державин с поразительной проницательностью и всеобъемлющей широтой сказал о человеке, который представляет собою и ничтжную пылинку Вселенной, и бессмертное выражение мирового единства, порождение некоей благой силы, которую никому не дано познать до конца. Я связь миров повсюду сущих, Я крайия степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна Божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб, я червь - я Бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшёл? - безвестен; А сам собой я быть не мог. Твое созданье я, Создатель! Твоей премудрости я тварь, Источник жизни, благ податель, Душа души моей и царь! Твоей то правде нужно было, Чтоб смертну бездну прехоило Мое бессмертно бытие; Чтоб дух мой в смертность облачился И чтоб чрез смерть я возвратился, Отец! в бессмертие Твое.
2)Громкую славу в читательских кругах и благоволение Екатерины 2 Державин приобрел одой “Фелица ”(1783), где восхваляет императрицу с несомненной искренностью, придавая ей узнаваемый индивидуальный облик.
3) Одно из поздних стихотворений, «Признание» (1807), Державин считал «объяснением на все свои сочинения». Он стремился охватить весь мир - Землю и Небо, повседневные заботы и высокие думы о Боге, о Вселенной, о жизни и смерти. Не умел я пртворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид: Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим.
Особенности стихотворений Державина:
1) У Державина особенно поражает изобразительность - умение словом воссоздать звуки, краски, жесты. Например, сцена деревенской пляски, называемой «Бычок», из стихотворения «Русские девушки» (1799): Как, склонясь главами, ходят, Башмакам и в лад стучат; Тихо руки, взор поводят И плечами говорят... Поэт видит прекрасное в обычном, не разделяет, а соединяет, ак это и бывает в человеческой жизни, повседневное и возвышенное.
2)У Державина есть множество живых деталей. Иль смотрим, как бежит под черной тучей тень По копнам, по снопам, коврам желто-зеленым, И сходит Солнышко на нижнюю степень, К холмам и рощам сине-темным.
3)Пушкин ценил в Державине силу изобразительности.
4) «Рев морь и бурей шум» - нарушение грамматики: уже и по зыбким нормам XVIII века полагалось бы: «рев морей» и «бурь шум»; уже и тогда выглядела устаревшей форма «мечтаньи», «повеваньи». И весь третий стих перегружен, затруднён. Сами нарушения придат строфе некую диковатую силу.
5) Мир, изображаемый Державиным, всегда в движении. Это движение одновременно внешнее: развертывание и смена событий - и внутреннее: движение душевных состояний. При этом мысль картинна, а картина полна мысли. Пример: стихотворение «Гроза» (1806):
В тяжелой колеснице грома
Гроза, на тьме воздушных крыл,
Как страшная гора иесома,
Жмет воздух под собой,- и пыль
И поит кипят, летят волнами,
Древа вверьх вержутся корнями.
Ревут брега и воет лес.
Средь тучных туч, раздраиных с треском,
В тьме молнии багряным блеском
Чертят гремящих след олес.
"Был у Державина–и до сих пор не могу прийти в себя от сердечного восхищения". Справочник:
1)"Фелица"—1783г.
2)Ода "Бог"–1784г.
3)"Русские девушки"–1799г.
4)"Гроза"–1806г.
5)"Признание"–1807г.
13. Анализ оды "Бог" Державина.
Ода "Бог" была написана Державиным в 1784 году, когда поэту уже было 41 год. К этому возрасту Державин прожил долгую жизнь и многолетний опыт творчества послужил ему опорой для создания этого важнейшего произведения. Создавая свою оду, Державин опирался на богатый опыт мировой литературы, особенно на библейские псалмы Давида. Но в его произведении отразились и традиции отечественной литературы, осмысливающей философские проблемы, - это были духовные оды Ломоносова «Вечернее» и «Утреннее размышление о Божьем величестве».
История создания:
Автор Первое вдохновение, или мысль, к написанию сей оды получил в 1780 году, быв во дворце у всенощной в Светлое вокресенье, и тогда же, приехав домой, первые строки положил на бумагу; но, будучи занят должностию и разными светскими суетами, сколько ни принимался, не мог окончить оную, написав, однако, в разные времена несколько куплетов. Потом, в 1784 году получив отставку от службы, приступал было к окончанию, но также по городской жизни не мог; беспрестанно, однако, был побуждаем внутренним чувством, и для того, чтоб удовлетворить оное, сказав первой своей жене, что он едет в польские свои деревни для осмотрения оных, поехал и, прибыв в Нарву, оставил свою повозку и людей на постоялом дворе, нанял маленький покой в городке у одной старушки-немки с тем, чтобы она и кушать ему готовила; где, запершись, сочинял оную несколько дней, но не докончив последнего куплета сей оды, что было уже ночью, заснул перед светом; видит во сне, что блещет свет в глазах его, проснулся, и в самом деле, воображение так было разгорячено, что казалось ему, вокруг стен бегает свет, и с сим вместе полились потоки слёз из глаз у него; он встал и ту ж минуту, при освещающей лампаде написал последнюю сию строфу, окончив тем, что в самом деле проливал он благодарные слёзы за те понятия, которые ему вперены были. («И благодарны слезы лить»)
Облик Бога, нарисованный Державиным, ничего общего не имеет с каноническим изображением христианского Бога. Это бог - природа, бог-космос, бог — мировой разум. И человек осознаётся в своём отношении к Богу.
Оду "Бог" можно разделить на 4 части:
I часть – обращение к Богу и обозначение Его свойств (первые три строфы)
Свойства Бога: О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах Божества,
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем - Бог!
Без лиц, в трёх лицах Божества. — Автор, кроме богословского православной нашей веры понятия, разумел тут три лица метафизические; то есть: бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и неокончаемое течение времени, которое Бог в себе и совмещает.
Державин перечисляет свойства Бога, приходит к сознанию бессилия разума познать Божественную сущность. Но наряду с этим вводит в стихотворение идеи современной ему науки о множественности миров, Бог приобретает у него черты, свойственные материи: бесконечное пространство, беспрерывная жизнь в движении вещества, нескончаемое течение времени.
II часть – описание небесной тверди (4, 5 и 6 строфы)
Державин
Ломоносов
Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут;
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют;
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры,
Перед Тобой — как нощь пред днём. Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.
У Державина в последней строфе второй части появляется ЛГ, который задается вопросом о собственном предназначении:
И что перед Тобою я? —
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною;
А я перед Тобой — ничто.
ЛГ сравнивает себя с Богом и осознает, что он ничтожество перед такой великой силой.
III часть (7, 8, 9 строфы) – свойства и место человека рядом с Богом и в сотворенной вселенной.
7 строфа: Ничто! — но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! — но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты.
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь — конечно, есь и Ты.
Поэт, сознавая, что он перед Богом ничто, приходит к оптимистической мысли о божественном происхождении человека.
9 строфа:
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества.
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю;
Я Царь, — я раб, — я червь, — я Бог! —
Но будучи я столь чудесен,
Отколь я происшел? — Безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Человек понимает свое не-нечтожество через Бога. Бог создал человека, наделил его частью своих качеств — значит, человек этого достоин. Человек осознает себя частицей Бога, поэтому «я есмь — конечно, есь и Ты».
Заключительная часть (10, 11 строфы) – исповедание Бога достигает высочайшего лирического накала.
Смерть человека воспринимается как смерть телесная, но не духовная. Умирая, человек переходит в бессмертие Бога. От сознания двойственности человеческой природы рождается державинское убеждение в том, что истинный удел человека — бессмертие духа: “Моё бессмертно бытие; // <…> И чтоб чрез смерть я возвратился, // Отец! — В бессмертие твое”.
В 11 строфе изображается великая благодарность Богу и невозможность передачи этой благодарности. Человек слишком незначителен в силу того, что он является «слабым смертным». ЛГ показывает, что Бог слишком непостижим для его бедного человеческого воображения.. Людям остается только «в безмерной радости теряться и благодарны слезы лить».
Наряду с прославлением Бога поэт славит и человека. Эти мысли продиктованы не греховной гордыней человека, возомнившего себя равным Богу, но являются результатом осмысления мира и себя в этом мире. Державин не просто изливает религиозный восторг, а в “сердечной простоте беседует о Боге”.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 547 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!