Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765гг.)



Михаил Ломоносов родился 8.11.1711 г. в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича в деревне, расположенной на реке Северная Двина в Архангельской области. А.С. Пушкин следующими строками описывал его детство:

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.

Грамоте обучался у дьячка С. Н. Сабельникова. Жизнь Ломоносова в родном доме была невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать.

В декабре 1730 года 19-летний Михаил отправляется в Москву. Чтобы поступить в «Спасские школы», то есть, в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина».

В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии.

В 1735 году Ломоносов был вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук.

В марте 1736 года Академия принимает решение отправить в Европу 12 наиболее способных молодых людей из «Спасских школ» для обучения естественным и техническим наукам. Переехав в Германию, Ломоносов поселяется в доме вдовы немецкого пивовара, на дочери которого он впоследствии женился.

Реформа стихосложения:

В 1739 году в «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов описал созданную им стройную систему русского стихосложения, в частности, установив метр, опираясь на работу Тредиаковского, а также на опыт новоевропейской литературы.

Ломоносов бесповоротно обратил поэзию к силлабо-тонике, то есть к естественному звучанию русского стиха, близкому к народной поэзии.

Он утвердил ямб, как размер, метр, особенно близкий живой речи.

Ломоносов считал, что в русской поэзии «…мы мужские, женские и тригласные рифмы иметь можем, и услаждающая всегда человеческие чувства перемена оные меж собою перемешивать пристойно велит» (то есть допускал мужскую, женскую, дактилическую рифмы и их смешение).

Предлагал внести двоесложные и троесложные стопы.

В 1739—1740 гг. под руководством И. Ф. Генкеля (с которым у него были крайне плохие отношения) он обучался горному делу.

В 1741 году 30-ти летний Ломоносов вернулся в Петербург.

В 1743 году Ломоносов пишет «Утреннее размышление о Божием величестве». В этом произведении выражен восторг перед чудесами мира, сотворенного Богом. Это восторг поэта-естествоиспытателя, который верит, что Божественный взор «в бездну прорицает, не зная никаких предел». И у человека, охваченного пламенной жаждой познания, вырывается возглас:

Творец! покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи!..

Пушкин говорил о Ломоносове как о «самобытном сподвижнике просвещения». Так как Стихи Ломоносова – это, в сущности, поэзия просвещения, и наука – их неизменный герой. Ломоносов никогда не разделял науку и поэзию.

Могучий дух автора – ученого, проникающего в тайны мироздания, - сразу ощутим и в «Вечернем размышлении о Божием величестве при случае великого северного сияния»:

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Неразделимость науки и поэзии для Ломоносова становится тем очевиднее, чем более мы вчитываемся в его произведения. Например, «Письмо о пользе стекла» начинается следующими строками:

Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

Эта поэма имела несомненную «служебную» цель: убедить вельможного покровителя в необходимости содействовать развитию опытного стекольного производства.

25 июля 1745 года 34-х летнему Ломоносову было присвоено звание профессора химии и дворянский статус.

В 1747 году Ломоносов пишет самую знаменитую из своих од – «На день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Произведение это, несомненно, заказное, «должностное», тем более что и сочинялось оно от имени благодарной Академии наук, на содержание которой Елизавета почти вдвое увеличила ассигнования. В нем Ломоносов восхваляет мир, спокойствие, начиная оду со слов о «возлюбленной тишине» и выражает надежду на устремленность императрицы к ней. В произведении заметна влюбленность автора в «божественны науки». Автор высказывает свои мечтания и надежды:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

В творчестве Ломоносова оды играют большую роль. Стилю торжественной оды Ломоносова были свойственны следующие качества:

Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 году открытие Московского университета.

В эти годы особенно проявлялся его характер. Ломоносов умел за себя постоять и не дорожил ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей. Он был открытым, великодушным, всегда умел за себя постоять, был наделен отменным физическим и духовным здоровьем. Ломоносов всегда стремился к созиданию, ему было свойственно единство познания и действия. В любых условиях Ломоносов оставался нравственно несгибаемым и независимым.

Теория «трех штилей»:

Ломоносов разработал стилистическую систему русского языка, названную им теорией «трех штилей». Она изложена и разъяснена в “Рассуждении (предисловии) о пользе книг церковных в Российском языке” (1757 г.).

До Ломоносова в русском литературном языке царила смесь различных языковых элементов. В письменном и устном виде употреблялись исконно русские слова, церковнославянизмы, иностранные слова. Это был пестрый, с тяжеловесной синтаксической конструкцией язык. Он уже не мог быть полноценным способом выражения растущих потребностей науки и культуры, назрела необходимость его преобразования.

По Ломоносову, в языке следует установить три стиля, которые будут различаться по «пристойности материй». Он устанавливает зависимость между «материей», то есть темой, жанром и стилем. Каждый жанр предусматривает один из трех стилей(низкий, средний, высокий), никакие отклонения не допускаются.

Героические поэмы, оды, «прозаичные речи о важных материях», трагедии должны быть написаны высоким стилем (господство книжных слов без злоупотребления устаревшими формами).

«Театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия», стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии, эклоги, прозаические «описания дел достопамятных и учений благородных» пишутся средним стилем (употребление разговорных слов, но и обращение к общепонятным церковнославянизмам).

Комедии, увеселительные эпиграммы, песни, «в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел», басни пишутся низким стилем (русская речь, не чуждающаяся простонародных слов, избегающая как книжных, церковнославянских, так и грубых, «площадных» слов).

Суть учения о трех стилях Ломоносова состоит в том, что главной частью русского литературного языка должна стать письменная и разговорная речь широких слоев народа, поэтому ее нужно оберегать от перегрузки, с одной стороны, старославянизмами, а другой – от «диких и странных слов и нелепостей, входящих к нам из чужих языков».

Учение Ломоносова оказало большое влияние на историю русской литературы и русского языка. Произошло объединение на базе среднего стиля всех письменных источников в единую литературную систему.

13 февраля 1757 года 46-летний профессор Ломоносов получает чин коллежского советника. Новым местом его службы стала канцелярия Академии, он ведал научными и учебными департаментами.

В конце жизни Ломоносов был избран почётным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) академий наук.

Ломоносов умирает на 54-м году жизни от простуды. Был похоронен в Александро-Невской лавре.

Ода Елизавете

Разговор с Анакреоном

О пользе стекла

Билет 9
Анализ Оды "На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года"
I. Оды, являясь лирическим жанром, делятся на анакреонтические, духовные, философские, оды-послания, оды-элегии.
1) Торжественная ода стала главенствующим жанром в России XVIII в.
2) Оды заказывались правительством, и их чтение составляло часть какой-либо праздничной церемонии
3) Большая часть од М. Ю. Ломоносова была адресована Елизавете Петровне.
II. Поэт выступает творцом, создающим своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам.
1. Восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям. (отдавал предпочтение миру в противовес войне, назвав это словом "тишина")
2. Ломоносов прославляет Елизавету Петровну как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами
3. Ломоносов прославляет Петра I как просветителя, вводя тему науки и процветания российской культуры в прошлом, делая на это особый акцент
а) По мнению Ломоносова занятие науками было дозволено всем слоям общества и он явно настаивал на этом
б) Ломоносов говорит о Петре как о божественном посланнике, данном России чтобы прославить Бога
в) Ломоносов также говорит о богатстве и плодоносности Русских земель, не все из которых до сих пор являются разведанными
г) Идея высокой нравственной пользы наук является одной из основных идей Ломоносова
4. Композиция оды напоминает кольцевую, так как заключительные строфы перекликаются с первыми, снова прославляется Елизавета и тишина.
5. Образ Ломоносова в оде лишен персональных черт, он пишет от лица своеобразного "государственного обозревателя", чего-то нечеловеческого.
6. Ломоносовская ода, как и любая другая, испещрена метафорами, олицетворениями,иногда аллегориями и гиперболами.
а) Ломоносов отводил очень важную роль подобного типа украшениям
б) Ломоносов использует славянизмы, библеизмы, высокую лексику, подчеркивая возвышенность и важность того, о чем он пишет.
III. Многие в последствии писали оды в России, такие как Державин, Тредиаковский, Жуковский, но классической торжественной одой все равно остается ода Ломоносова.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1921 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...