Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинов
Итоговая государственная аттестация
по дисциплине «Педагогическая подготовка»
на специализации «Фортепиано»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5
1. Программные требования к художественному и техническому развитию уч-ся младших классов (1-2кл.) Цели, педагогические, исполнительские задачи и формы занятий с младшими учащимися. Составить пример программы и объяснить её педагогическую целесообразность и исполнительские особенности (любой класс).
2. Педагогические принципы работы над музыкальным произведением. Две зоны педагогического контроля над текстом. Содержание этапов и методы работы. Организация домашней работы ученика. Раскрыть на примерах пьесы, сонатины, либо вариаций (по выбору).
3. Педагогический анализ.
1 вопрос:
Программные требования к художественному и техническому развитию уч-ся младших классов (1-2кл.) Цели, педагогические, исполнительские задачи и формы занятий с младшими учащимися. Составить пример программы и объяснить её педагогическую целесообразность и исполнительские особенности (любой класс).
Знать: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального и среднего образования; программные требования ДМШ.
Годовые требования по классам:
1 класс –
4 гаммы из списка с симметричной аппликатурой (C, a, G, e, F, d) должен уметь играть бегло в темпе (4 ноты на 1-у четверть), а q = 60 – в прямом и расходящемся (мажоры) движении. Хроматическую гамму от РЕ и Сольa. Освоить аккорды в виде трезвучия Т3/5 с обращениями, каждой рукой отдельно и вместе, Арпеджио каждой рукой отдельно (для больших рук – можно 4-хзвучное).
Исполнительские – художественные задачи:
· Уметь играть без остановок, наизусть, в одном темпе.
· Использовать контрастную и волнообразную динамику
· В начале пьесы, и предложений делать маленькие дыхания кистью.
· Качественно исполнять Штрихи в произведении
· Индивидуально – использовать прямую педаль в танцевальной пьесе (1-2)
2-ой класс -
Педагог должен проработать с учеником в течение учебного года 16 – 18 различных произведений:
- 2 полифонии,
- 2 крупных формы
- 5 - 6- пьес (включая 2ансамбля)
- 5 - 8 этюдов на различные виды техники.
Ученик должен пройти с педагогом и получить следующие навыки:
Исполнительские – художественные задачи:
Инвенции 2-хголосной №1 и др. произведениях.
· Участвовать в классных и открытых концертах. (даже с маленькими пьесками)
3-ий класс:
Педагог должен проработать с учеником в течение учебного года 14—16 различных произведений:
- 2 полифонии,
- 2 крупных формы
- 5 - 6- пьес (включая 1-2ансамбля)
- 5 - 6 этюдов на различные виды техники.
- самостоятельно выучить 1-2 пьесы – меньшей трудности на 1-2 года.
Технические Требования:
В начале года играть все Гаммы в 1-2 октавы к.рукой отдельно, по квинтовому кругу.
На зачёт: 1- семестр- играть диезные с 2-мя и с 3-мя диезами, 2- семестр учить с 2 и 3-мя бемолями – в 4- октавы, в 3, 10, в октаву (расходящиеся). Хроматические, (можно в терцию). Аккорды желательно 4-х звучные, Короткие арпеджио, (ломанные и длинные учить в классном порядке). Уменьшённый вводный септаккорд в виде коротких арпеджио. Темп исполнения: q = 80 (Метроном Мельцеля). Упражнения на растяжку пальцев руки, на ротации, на аккорды, на скорость пальцев и т.д.
Развитие творческих навыков учащихся в младших классах.
1. Подготовка педагога к занятиям по развитию творческих навыков учеников включает:
а) подготовку карточек с записью песенок, попевок, где необходимо допеть — «досочинить» тонику, либо пропущенный звук или паузу, затем фразу;
б) подготовить картинки с изображением зверей, птиц, героев мультфильмов, к которым ребенок сочиняет стишки и попевки; либо известные детские стихи ребенок «перекладывает» на музыку, используя опевание I, III, V ступеней;
в) важно научить ребенка вслушиваться в «человеческую» речь — в интонации «вопроса», «ответа», «призыва», «вздоха» и т.д. и стимулировать адекватный поиск и передачу на инструменте известными ему интервалами (кварта, квинта, секунда) и простейшими 3-х, 4-х звучными попевками. Сюжетом могут послужить известные сказки, мультфильмы;
г) обращать внимание ребенка на простейшие ритмические формулы и соотношения длительностей в подборе мелодии и баса к ней (остинато, бурдон, маркизовы басы, квинты, простейшие фигурации на основе трезвучий), игра в ритмическом контрапункте;
д) аранжировка песенок в виде марша, вальса, польки, хорала, менуэта;
е) рекомендуется ансамблевое музицирование, где в виде игры в «дразнилку» можно развивать реакцию на изменение темпа, динамики, характера, штрихов, лада.
Роль пения в подборе по слуху. Транспонирование знакомых попевок, песенок.
2. Воспитание навыков чтения с листа и «разбора» произведения, построенного на анализе:
а) размера пьесы, долевой пульсации (прохлопывание пульса пьесы с постепенным включением ритмических подробностей отдельно каждой рукой и вместе;
б) анализ фактуры — выявление главной мелодической линии, линии баса, фигураций, схемы движения голосов; анализ штрихов;
в) анализ позиций и их сочленений; «упрощение» фактурных сложностей в гармонические вертикали (фигурации, разложенные аккорды «сжать» в «позиционные комплексы»);
г) поиск координационных движений вне клавиатуры — использование упрощенной «транскрипции» на крышке инструмента — «релятивно» и на рояле: мелодия + бас, если это полифония — только «темы».
Уметь анализировать репертуар «0» и 1-ого классов за роялем. Самостоятельно: сочинение вариаций.
Большая Роль пения в подборе по слуху. На уроке учить транспонированию знакомых попевок, песенок.
2. Воспитывать навыки чтения с листа и «разбора» произведения, построенного на анализе:
а) размера пьесы, долевой пульсации (прохлопывание пульса пьесы с постепенным включением ритмических подробностей отдельно каждой рукой и вместе;
б) совместно с педагогом на уроке делать анализ фактуры — выявление главной мелодической линии, линии баса, фигураций, схемы движения голосов; анализ штрихов;
в) анализ позиций и их сочленений; «упрощение» фактурных сложностей в гармонические вертикали (фигурации, разложенные аккорды «сжать» в «позиционные комплексы»);
г) поиск координационных движений вне клавиатуры — использование упрощенной «транскрипции» на крышке инструмента — «релятивно» и на рояле: мелодия + бас, если это полифония — только «темы».
Уметь анализировать репертуар «0» и 1-ого классов за роялем. Самостоятельно: сочинение вариаций.
Рекомендуемая литература:
Л.А. Баренбойм «Путь к музицированию»
Тургенева Э.Ш., Малюков «Пианист-фантазер»
Шатковский А. «Развитие творческого музицирования»
Мальцев С. «Комплексная методика по творческому развитию начинающего музыканта»
Соколова «Ребенок за роялем»
Главная цель обучения в младших классах: сформировать понятие — музыка — это язык; понятие: Звук= это слог от одного слова. А нотная запись — источник слуховых и звуковых представлений.
ЗАДАЧИ общие для развития ученика младших классов:
1. Постепенное усложнение содержания, глубины музыкальных образов; усложнение исполнительских приемов в произведениях — использование контрастных штрихов, контрастной динамики, тщательная фразировка.
2. Важно обращать внимание на необходимость дыхания, цезур, художественное осмысление пауз и тщательную отработку координации движений рук в опорах, штрихах, в интонациях.
3. Уделять внимание работе над единым темпом, единой долевой пульсацией, особенно в произведениях крупной формы.
4. В репертуар должны входить произведения разнообразных жанров и стилей, большое внимание следует уделить исполнению кантилены, полифонии:
а) в полифонических пьесах — контрастного, подголосочного, имитационного типа добиваться прослушанности, тщательности в отделке каждого голоса, ставя артикуляционные, динамические, координационные и другие задачи;
б) важно учить ребенка слышать элементы музыкальной речи и особенности взаимодействия элементов этой речи (касается всех стилей и жанров). Использовать метод подтекстовки.
5. В младших классах обязательно знакомить ребенка со всеми основными элементами техники: гаммы, арпеджио, аккорды, обращения, двойные ноты, октавы (сексты).
Главное условие: пальцевая дифференциация, ровность, четкая организация опор и горизонтальные связующие движения.
6. Выбор этюдов должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей учащихся и с учетом трудностей и задач исполняемой программы. Тщательный анализ позиций, артикуляции, фортепианных формул, смены позиций и движения, координации рук.
7. Работа над начальными педальными упражнениями; вводить запаздывающую и прямую педаль в отдельных упражнениях, эпизодах произведений.
Роль слухового контроля при работе над педалью.
Важно влюбить ребенка в процесс вслушивания и работы над произведением, вызвать стремление к достижению образного, яркого исполнения.
Студент должен уметь составить комплексную развивающую программу для ученика 2-ого класса. Анализировать ее музыкально-выразительные средства и педагогическую целесообразность.
Примерный Репертуарный План ученика 2-ого класса на год:
1. Бах Маленькая Прелюдия До маж. №2 (знакомит с элем. имитационной полифонии, с органным звуко)
2. Корелли Сарабанда (контрастная полифония, кантилена в л.р. – струнные, в пр.р. – вокальная мелодия)
3. Кабалевский Сонатина ля минор (знакомит с пунктирным ритмом в различной динамике и образах)
4. Чайк Стар. Франц. песенка – знакомит с 3-х ч. формой контрастного содержания, с гитарным штрихом в л.р.и подголосочной полиф. в крайних разделах
5. Шуман Смелый наездник. знакомит с аккордовой фактурой, с жанром «качча», и проведением мелодии в л.р. в среднем разделе.
6. Гречанинов Грустная песенка. си минор – знакомит с мягким аккомпанементом на слабую долю в л.р.и проведением сочного звука впр.р. – кантиленная пьеса.
7. Кабалевский Вариации Фа маж. – знакомит с принципом варьирования мелодии в разных жанрах, обилие разных штрихов, хоровой Финал. – это концертная крупная форма.
8. Клементи Сонатина До маж. – знакомит с оркестровой краской, с напевной трактовкой пассажей, и Кодой – заключением.
9. Черни-Гермер Этюд № 28, 31, 32, 33, 36, 42, Дювернуа Этюд До маж (сексты)для Октавной подготовки.
10. Ансамбль – Моцарт «Игра детей» - учит слушать мелкие фигурации у 2-ой партии.
11. Для Эскизного разучивания: Барток из цикла «Детям» - «Крестьянский танец», или «Танец медвежат» знакомит с современным муз. языком, с красочными тембрами.
12. Чтение с листа: Этюды Черни - Гермера №№ 1-20, Гнесина «Фортепианная азбука», Гречанинов «Бусинки» и др.
Рекомендуемый музыкальный материал:
Гречанинов А. «Бусинки», «Детский альбом»
Л. Моцарт «Альбом В.А. Моцарта»
Бах И.С. «Нотная тетрадь А.М. Бах»
Бах И.С. «Нотная тетрадь В.Ф. Баха»
Бах И.С. Маленькие прелюдии, 2-х голосные инвенции
Прокофьев С.С. «Детская музыка»
Б. Барток «Детям», «Микрокосмос» (I-II-III ч.)
Моцарт, Бетховен, Кулау, Клементи, Чимароза. Сонатины
«Фортепианная игра» под ред. Николаева
«Звуки мира» вып. 1-15
«Юный пианист» — I ч.; Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 1, 2, 3 классы. М., 1991 г.
К. Черни-Гермер. Этюды
П. Чайковский «Детский альбом»
Р. Шуман «Альбом для юношества»
Сб. «Французские композиторы — детям»
Сб. «Избранные пьесы японских композиторов для детей» и др.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 456 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!