Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение о Логосе и всеобщей изменчивости сущего у Гераклита



Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем, изменчивом характере всего существующего. Считал человеческое существование настолько трагичным, что единственно правильной реакцией на него могут быть только слезы. Поэтому его прозвали плачущим.

Диалектический материализм. Его рассуждения называют диалектическими, т.к. они отражают фундаментальную противоположность бытия: бытие вещи в одном качестве есть ее небытие в другом.

Все существующие вещи возникли из материального первоначала – огня. Выбор огня в качестве первовещества обусловлен взглядами Г. на характер жизни природы. Мир находится в постоянном процессе изменения, а из всех природных вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. "Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал ни какой бог и никакой человек, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим". Причина вечного изменения - борьба противоположностей. Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения.

Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Душа – огненное дыхание. Души бывают низкие (влажные) и высокие (сухие). Они могут превращаться друг в друга, но душа, закрытая для космического огня, останется влажной. Единственный путь – обнаружить себя как элемент вселенского порядка.

Миром правит "логос" (закон, необходимость). Даже Солнце не может переступить логос. Мир есть процесс, в котором всякая вещь переходит в свою противоположность (холодное в теплое, влажное в сухое и наоборот). "Нельзя дважды войти в одну реку". В человеческой жизни превращение в противоположность есть борьба. Она "отец всего, царь всего". Благодаря борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество: жизнь и смерть, путь вверх и вниз.

Всеобщность изменения и переход каждого качества в противоположное делают все качества вещей относительными (морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб - питательна, для людей - негодна).

Гераклит – основоположник гносеологии. Первым различил чувственное и рациональное познание. Считал, что познание начинается с чувств, но должно обрабатываться разумом. Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не могло бы укрыться от разумного света, "оттого, что никогда не заходит". Однако, считает Г., большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 617 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...