Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Если отсюда найти звукопоглощение помещения



A = aS=0,164V/Tp (7.43)

и подставить это выражение в (7.30), то получим, что при постоянной акустической мощности источника звука установившаяся в помещении плотность звуковой энергии to будет расти с увеличением Тр:

e 0» РаТр/(13,8V). (7.44)

Ни одна из приведенных здесь расчетных формул не является абсо­лютно точной, так как не учитывает влияния формы помещения, особен­ностей размещения источника звука и звукопоглощающих материалов. Строго говоря, эти формулы пригодны, если звуковое поле в помеще­нии является идеально диффузным (рис. 7.10,а).

Акустическое отношение и эквивалентная реверберация. Стандартное время реверберации является важным, но не исчерпы­вающим критерием акустического качества помещения. Этот параметр характеризует акустические свойства помещения в целом, в то время как слуховая оценка звучания на отдельных местах прослушивания мо­жет быть различной, что прежде всего обусловлено изменением соотно­шения плотностей звуковой энергии eпр прямого звука и энергии eотр, приносимой в эту точку всей совокупностью отражений.

Если источник звука излучает сферические волны, то плотность звуковой энергии прямого звука в точке помещения, удаленной от не­го на расстояние r,

eпр=eпр зв зв= (7.45)

Плотность звуковой энергии eотр диффузной составляющей опре­делим как часть установившейся плотности звуковой энергии e0(7.30), которая остается в помещении после выключения источника звука че­рез интервал времени tcp (т.е. после первого отражения от поверхно­стей помещения):

. (7.46)

Величину, характеризующую соотношение плотности звуковой энергии прямого (7.45) и диффузного (7.46) звуков, называют акустическим отношением:

. (7.47)

Величина R зависит от частоты, так как коэффициент a частотно-зависим. Для источника звука с направленным излучением величина акустического отношения может быть рассчитана по формуле

. (7.48)

где a - средний коэффициент звукопоглощения; S - площадь ограни­чивающих поверхностей помещения; j - коэффициент осевой концен­трации источника звука; D(j) - его характеристика направленности; j - угол между акустической осью источника звука и направлением на рассматриваемую точку помещения.

Рис. 7.11. Зависимость акустического отношения R от объема, например, кинозала, для первого (3), среднего (2) и последнего (1) ряда зрителей

Если учесть, что aS = 0,164V/Тр, то выражения (7.47) и (7.48) можно представить также следующим образом:

(7.49)

(7.50)

Величина акустического отношения растет при увеличении рассто­яния между источником звука и слушателем, увеличении времени ре­верберации, использовании менее направленных источников звука с ма­лым значением коэффициента осевой концентрации, уменьшении сред­него коэффициента звукопоглощения поверхностей помещения и объема последнего. Последнее заключение подтверждают экспериментальные кривые зависимости R = t(V), представленные на рис. 7.11. При уве­личении расстояния до источника звука акустическое отношение растет, что очевидно. При уменьшении объема помещения акустическое от­ношение также возрастает. Это значит, что при уменьшении объема помещения доля диффузной энергии возрастает значительно быстрее, чем доля прямого звука.

Изменение акустического отношения воспринимается при слуховой оценке как изменение времени реверберации. Для музыкальных про­грамм акустическое отношение доходит до 6... 8, в отдельных случаях до 10...12 (органная музыка). При R < 2 музыкальное звучание кажется неестественно сухим. Для речевых программ обычно R < 1. Расстояние до источника звука, при котором R = 1, называется радиусом гулкости помещения. При больших расстояниях eотр >> eпр и в звучании появля-

ется гулкость. Для одиночного источника звука радиус гулкости

(7.51)

Как видно из рис. 7.10,б (кривая 1), звуковая энергия в помещении при наличии в точке расположения микрофона прямого и отраженно­го звуков в момент времени t1изменяется скачком, что обусловлено исчезновением поля прямого звука eпр при выключении источника зву­ка. Размер этого скачка D определяется акустическим отношением. В идеально диффузном поле R = ¥ (eпр = 0) упомянутый скачок от­сутствует (кривая 3 на рис. 7.10,б).

Два процесса спадания звуковой энергии в помещении - реаль­ный со скачком уровня в момент t1(кривая 1на рис. 7.10,б) и без скачка (кривая 2) - оцениваются на слух как эквивалентные по гул­кости, если точка их пересечения А отстоит от момента t1на интервал Dt» 0,2 с. Время, в течение которого плотность звуковой энергии этого эквивалентного процесса (кривая 2} уменьшается на 60 дБ (или в 10 раз) и определяет эквивалентное время (ощущаемой на слух) ре­верберации Тэр. Очевидно, что, изменяя Тэр, можно менять субъектив­ное ощущение воспринимаемой реверберации. Как правило, Тэр < Тр и только при R ®¥ Тэр» Тр.

Для расчета значения Тэр пользуются формулой

(7.52)

где - коэффициент направленности микрофона; Ем1 и Eм2 - чувствительность микрофона к прямому и диффузному зву­кам соответственно.

Эквивалентная реверберации Тэр существенно зависит от расстоя­ния между источником звука и точкой расположения микрофона, а так­же от характеристик направленности последних. При малом значении г она заметно меньше Тр ввиду большого уровня прямого звука. Воспри­нимаемая реверберация в этом случае ослабляется. При R > 3 имеем Тэр» Тр. Время Тэр может быть малым при использовании острона­правленных микрофонов, ориентированных на источник звука.

Факторы четкости и реверберационных помех. Отраженные сигналы, составляющие начальный участок ревербера-ционного процесса в помещении, суммируются с прямым звуком и вос­принимаются с ним слитно, обогащая тембр звучания и увеличивая его громкость. В то же время отраженные звуки, имеющие большое время запаздывания (более 50 мс для речи и более 100¸150 мс для музыки) размывают звучание, снижают его четкость.

Критерием, отражающим эту особенность слухового восприятия, является так называемый фактор четкости D, впервые введенный Р. Тиле. Он представляет собой отношение "полезной" части энер­гии отраженных звуков (в пределах которой запаздывающие сигналы тесно коррелированы с сигналом прямого звука) ко всей энергии реверберирующего сигнала:


(7.53)



Рис. 7.12.Зависимость фактора четкости от объема для некоторых залов

Здесь t = 50 мс для речи и 100... 150 мс для музыки. Его оптималь­ное значение не зависит от объема помещения (рис. 7.12) и существенно отличается по величине для речи и музыки. Для речи значение фак­тора D в первую очередь связано с разборчивостью, его оптимальное значение в этом случае составляет 0,7...0,75. Для музыкальных сиг­налов в помещениях с хорошей акустикой он должен быть в среднем одинаковым и равным 0,54.

Точнее учитывает полезную и вредную составляющие реверберационного процесса помещения фактор реверберационных помех (критерий Сухаревского - Стретта). Он представляет собой отношение энергии пря­мого звука Е при той полезной части отраженной диффузной энергии Ед (t £ 1/16). которая воспринимается слухом в течение 1/16 с после при­хода прямой волны, ко всей остальной отраженной энергии Ед(t >1/16). относящейся к вредной ее части:

(7.54)

К вредной относится также энергия посторонних звуков и шумов Еш. Путем выполнения ряда не слишком сложных преобразований выраже ние (7.54) может быть приведено к виду

(7.55)

Здесь, как и ранее, Тр - стандартное время реверберации; R — акусти­ческое отношение; a - коэффициент звукопоглощения. В том случае, когда a<<1 и 1 - a»1, а ln(1 - a) = -a имеем [18]

(7.56)

Рис. 7.13.Зависимость артикуляции W от фактора реверберационных помех Q при Tр = 1,2 с (кривая 1), Tр = 2,2 с (кривая 2) и Тр = 4 с (кривая 3)

Если Тр > 0,86 с, то полученное выражение еще более упрощается, принимая вид Q» (1/R).

Фактор реверберационных помех прежде всего был предложен как критерий оценки артикуляционного качества помещений. На рис. 7.13 приведены кривые 1, 2, 3 зависимости слоговой разборчивости W от фактора реверберационных помех Q, вычисленные для разных значе­ний стандартного времени реверберации. Наличие трех отличающихся кривых (вместо одной) говорит об отсутствии однозначной связи между W и Q. Этот недостаток устраняется введением поправочных коэффи­циентов, с учетом которых выражение (7.55) преобразуется к виду

(7.57)

где Nr - уровень полезного сигнала в точке приема, определяемый по формуле

(7.58)

Фактор Q1 учитывает влияние времени реверберации и уровня сиг­нала в точке прослушивания на величину сло­говой разборчивости. Экспериментальная зависимость слоговой артикуля­ции, полученная с уче­том формул (7.57) и (7.58), показана на рис. 7.14. Необходимая четкость звучания обеспечивается при значении Q1 ³ 2.

Рис. 7.14.Зависимость артикуляции W от фактора реверберационных помех Q1, полученного с учетом введенных поправок

Заметим, что выражения для оценки фактора реверберационных помех получены в предположении, что затухание энергии в помещении происходит по экспоненциальному закону, а звуковое поле в нем диф-фузно, что выполняется лишь с известным приближением.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 514 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...