Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Студия представляет собой замкнутый воздушный объем, который, являясь колебательной системой с распределенными параметрами, существенно влияет на временную структуру сигнала источника звука, ощутимо изменяя окраску звучания. Известно, что речь в большом пустом помещении и в жилой комнате звучит по-разному. Звучание оркестра
на открытом воздухе гораздо беднее в тембральном отношении, чем в помещении с хорошими акустическими свойствами.
Воздух, заполняющий помещение, имеет определенную упругость и массу, оказывает сопротивление распространяющейся в нем звуковой волне. С позиции волновой теории воздушный объем закрытого помещения рассматривается как сложная многорезонансная колебательная система с распределенными параметрами. При воздействии сигнала, излучаемого источником звука, в воздушном объеме помещения возбуждаются собственные колебания. Спектр собственных частот достаточно просто рассчитать лишь для помещений простых геометрических форм. Например, для помещений в форме прямоугольного параллелепипеда (с идеально жесткими отражающими поверхностями) длиной l, шириной b и высотой h собственные частоты
(7.5)
где g, q, r - целые числа. Каждой тройке этих чисел соответствует одна из собственных частот помещения. Заметим, что значения l, b, r определяют число стоячих волн, возникающих в помещении в направлениях l, b и h.
В помещениях малого объема < , где - длина волны возбуждающего колебания, спектр собственных частот имеет дискретную структуру (рис. 7.2,а), где цифрами сверху здесь показаны повторяющиеся частоты (точнее число раз, которое каждое из них повторяется). Вследствие этого отдельные составляющие спектра возбуждающего колебания усиливаются (подчеркиваются), что сопровождается искажением тембра звучания. Например, частоте 85 Гц соответствуют тройки чисел g, q и r, соответственно равных 4, 1, 5; 5, 0, 0; 0, 3, 0 и 0, 0, 2. Как видно из рис. 7.2- a, лишь в области нижних частот (даже для помещений такого небольшого объема) можно говорить о дискретной структуре спектра собственных частот. С повышением частоты этот спектр уплотняется.
Важной характеристикой звукового поля малых помещений является плотность спектра собственных частот - число Dn в наперед заданном частотном интервале D F (рис. 7.2,б). Если линейные размеры помещения велики по сравнению с длинами волн, которые соответствуют собственным колебаниям в интервале частот от F до F + D F, то значение Dn можно оценить по приближенной формуле
(7.6)
где - средняя частота выделенного частотного интервала F + DF; сзв - скорость звука. При этом средний интервал между смежными собственными частотами в области частот от F до F + D F.
Рис. 7.2. Спектр собственных частот (а), гистограмма распределения их числа (б) при l = 10 м, b = 6 м, h = 4 м, примерная схема временной структуры реверберирующего сигнала (в) и начальный ее участок (г) для помещения в форме параллелепипеда при l = 40 м, b = 25 м и h = 8 м
(7.7)
Он обратно пропорционален объему помещения и очень быстро убывает в сторону высоких частот. Общее число собственных частот в интервале от 0 до F может быть найдено из формулы
(7.8)
где L = 4(l+ b + h); S = 2(lb + lh + bh); V — объем помещения, м3. При > плотность спектра собственных частот помещения настолько высока, что частота возбуждающего колебания практически не отличается по величине от частоты собственного колебания. Поэтому усиления отдельных компонент спектра сигнала за счет резонансов воздушного объема помещения не происходит. Обычно наблюдающаяся неравномерность частотных характеристик помещений объемом свыше 100 м3 объясняется не резонансными явлениями на собственных частотах, а взаимодействием многочисленных собственных колебаний, которые из-за случайности фазовых соотношений усиливаются или ослабляются. Средний интервал между соседними максимумами частотной характеристики помещения может быть найден из следующей приближенной формулы: D F = 4/Т, где Т — время реверберации помещения, с.
Собственное колебание (или их совокупность), являясь откликом помещения на возбуждение, не может затухнуть мгновенно. Отклик (отзвук) проявляется на любой частоте возбуждающего колебания. Процесс затухания колебаний в помещении также происходит на собственных частотах с постоянной времени, определяемой затуханием на каждой из собственных частот. Эти постоянные затухания на каждой из собственных частот обычно настолько близки, что можно использовать их среднее значение. Сам процесс затухания звуковой энергии в помещении описывается экспоненциальной функцией вида
для t > 0, (7.9)
где и (t) - соответственно установившаяся и изменяющаяся во времени плотность звуковой энергии в помещении; - среднее значение постоянной затухания; t - текущее время.
Из волновой теории акустики помещения следует, что процессу затухания отзвука свойственны флуктуации, обусловленные интерференционными явлениями. Иными словами, каждый элемент (отрезок) временной структуры сигнала возбуждает постепенно затухающий отзвук. Совокупность отзвуков образует своего рода звуковой фон, на котором слушатель должен воспринимать все новые и новые элементы быстро изменяющейся временной структуры сигнала. Этот фон, являясь многократным повторением каждого отрезка сигнала, увеличивает время его слухового восприятия и характеризует собственно помещение, где происходит исполнение программы. Оба фактора - структура спектра собственных частот и быстрота затухания отзвука помещения - по-разному влияют на слуховое восприятие.
В тех случаях, когда объем помещения достаточно велик ( > , а это условие обычно выполняется на практике) и можно не считаться с дискретностью спектра собственных частот помещения, к анализу временной структуры звукового поля можно подойти с позиций геометрической акустики. Поле в каждой точке помещения можно рассматривать как результат наложения на сигнал прямой звуковой волны, поступающей от исполнителя по кратчайшему пути (прямой звук), значительного числа запаздывающих повторений, обусловленных отраженными звуковыми волнами (отзвуками), претерпевшими разное число отражений от поверхностей помещения. Вследствие поглощения звуковой энергии при отражениях запаздывающие повторения имеют меньший уровень, чем первичный сигнал. В среднем уровень этих повторений убывает с ростом времени запаздывания, так как сигналы с большей задержкой претерпевают, как правило, и большее число отражений, следовательно, больше ослабляются. Совокупность этих отраженных звуков образует ревербе-рационный процесс студии, существенно изменяющий окраску звучания.
Примерная временная структура реверберирующего сигнала в помещении показана на рис. 7.2,в. Она получена в предположении экспоненциального затухания. В полулогарифмическом масштабе эта зависимость выражается прямой линией. Начальный участок временной структуры отражений, рассчитанный для прямоугольного помещения размером 40´25´8 м показан на рис. 7.2, г. Он получен в предположении, что сигналы ослабляются при отражении от стен и, кроме того, вследствие сферичности фронта волны интенсивность волны изменяется обратно пропорционально квадрату расстояния от источника звука до точки наблюдения.
Для помещения в форме прямоугольного параллелепипеда число повторений, приходящих в точку приема за время от t до t + Dt,
(7.10)
а средний интервал между следующими друг за другом отзвуками в промежутке Dt
(7.11)
Если в начальной стадии процесса отзвука (см. рис. 7.2,в) структура реверберирующего сигнала дискретна, то в его завершающей части реверберации запаздывающие сигналы образуют настолько плотную последовательность, что их можно считать сливающимися друг с другом. Важнейшей особенностью реверберационного процесса в помещении является его пространственность - отзвуки приходят в точку наблюдения с разных направлений. Однако в диффузном звуковом поле при стационарно работающем источнике звука количество звуковой энергии, поступающей с разных направлений, одинаково. Все же случаи, когда звуковое поле в помещении является идеально диффузным, встречаются довольно редко.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 959 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!