Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Важнейшей составной частью аппаратно-студийного блока(АСБ)является студия – помещение, специально предназначенное для исполнения речевых и музыкальных фрагментов вещательных программ. Студия – это головное звено системы звукового и телевизионного вещания. Студии для исполнения вещательных программ разных жанров должны обладать неодинаковыми акустическими свойствами. Только в этом случае может быть достигнуто максимально возможное с точки зрения слухового восприятия качество звучания.
Основные типы студий звукового (ЗВ) и телевизионного (ТВ) вещания приведены в таблице 7.1.
Формы крупных студий 3В и ТВ вещания столь же разнообразны, как и формы больших концертных залов. Их выбирают, исходя из архитектурно-строительных соображений и удобства размещения оркестрантов на сцене (игровой площадке). Эти студии имеют, как правило, места для расположения слушателей.
Студии средних и малых размеров чаще всего имеют форму прямоугольного параллелепипеда, стороны которого – длина l, ширина b, высота h – находятся в соотношении так называемого «золотого сечения»:
при . (7.1)
Учитывая, что объем студии получаем:
(7.2)
Важен правильный выбор высоты студии h. Зависимость хорошо совпадает с данными нормативных документов, которые составлены на основании опыта длительной эксплуатации студий. В больших музыкальных студиях допускается уменьшать высоту h на 10¸20 % по сравнению с размером, получаемым из (7.2). Даже в самых крупных студиях с объемом более 10000 м3 высота не должна превышать 14 м. Размещаемые над оркестром звукорассеивающие конструкции следует подвешивать на высоте 6¸8 м. В студиях небольшого объема выражение (1.2) приводит к недопустимо малой высоте, которая в любом случае не должна быть менее 3 м.
Объем студии находится в прямой зависимостиот максимального числа исполнителей. Удельный объем, приходящийся на одного оркестранта, должен быть не менее 10¸18 м3, а на одного слушателя – не менее 10 м3. Площадь пола студии, приходящаяся на одного исполнителя, должна быть не менее 1,8¸3 м2. Скученное расположение оркестра дезориентирует музыкантов, затрудняя исполнение и повышая психологическую нагрузку, что приводит к быстрой их утомляемости ипотере контроля над качеством исполнения.
В малых помещениях (V < 150 м3) – дикторские речевые студии, комнаты прослушивания, аппаратные – площадь пола должна быть не менее 25 м2. При этом спектр собственных частот малых помещений должен быть по возможности равномерным.
Таблица 7.1 – Основные типы студий звукового и телевизионного вещания
Наименование студии | Назначение | Оптимальное число исполнителей | Высота, м | Площадь пола, м2 |
Большая музыкальная | Музыкальные передачи крупных форм (классическая музыка в исполнении больших симфонических оркестров; хоровое пение и т.п.) с возможностью присутствия слушателей | |||
То же, но без слушателей | – | |||
Средняя музыкальная | Симфоническая музыка (в исполнении средних по числу исполнителей оркестров) | 40 ¸ 65 | 8,5 ¸ 10 | 350 ¸ 450 |
Запись эстрадной и джазовой музыки | 35 ¸60 | 8,5 ¸10 | 350 ¸ 450 | |
Малая музыкальная | Запись небольших оркестров и хоров | 30 ¸35 | 8,0 ¸ 8,3 | 250 ¸ 300 |
Камерная | Исполнение камерной музыки, для солистов- вокалистов, музыкальных передач малых форм | 10 ¸ 15 | ||
Большая литературно-драматическая | Создание и передача радиоспектаклей крупных форм | 20 ¸ 30 | 6 ¸ 6.4 | 150 ¸ 200 |
Средняя литературно-драматическая | Художественное чтение, небольшие по форме радиоспектакли | |||
Речевая | Информационные передачи, последние известия | 2 ¸ 4 | 3,2 ¸3,5 | 26 ¸30 |
Заглушенная | Создание специальных эффектов при литературно-драматических записях | 6 ¸10 | ||
Аппаратные | Перезапись фонограмм, запись фрагментов программ для консервации | 1 ¸ 2 | 3,5 | 30 ¸40 |
Комната "эха" | Создание эффектов переменной реверберации, изменение "объемности", гулкости и тембральной окраски звучания | 4,0 | ||
Комната прослушивания | Проведение экспертиз | 3,5 | 30 ¸ 40 | |
Большая телевизионная | Музыкальные, литературно- драматические передачи и съемка с большим числом сценических площадок, со сложным оформлением | 10¸12,5 | 450 ¸ 600 | |
Средняя телевизионная | Музыкальные, литературно- драматические передачи и съемки с небольшим числом игровых площадок, с несложным декорационным оформлением | 8,6 | ||
Малая телевизионная | Музыкальные, драматические передачи малых форм с малым числом (одна-две) сценических площадок с несложным декорационным оборудованием; передачи общественно-политические, научно-познавательные, литературные и т.п., | 6,5 | ||
Дикторская программная | Показ дикторов или выступающих (средний и крупный планы) | 2 ¸ 4 | 4,2 ¸ 4,5 | 60 ¸ 80 |
Дикторская кабина телекомментатора | Информационные передачи (без показа диктора) | 1 ¸ 2 | 2,6 ¸2,8 | 12 ¸ 15 |
Размеры музыкальных студий можно выбрать, основываясь на таблице 7.2.
Таблица 1.2 – Оптимальное соотношение сторон музыкальных студий
Объем студии, м3 | Соотношение сторон | ||
длина | ширина | высота | |
До 250 | 1,6 | 1,3 | |
От 650 до 1250 | 2,5 | 1,5 | |
От 2000 до 4000 | |||
От 4000 и больше | 3,3 | 1,2 |
Если форме речевых студий не придается большого значения в силу слабого влияния отражений на равномерность звукового поля в них, то этого нельзя сказать о музыкальных студиях. Значительно большее время реверберации музыкальных студий и их большие размеры могут привести к тому, что отражения от параллельных стен при значительной средней длине свободного пробега волны будут затухать медленнее других отражений, что приведет к заметной неравномерности поля. Придавая стенам некоторую непараллельность, можно добиться уменьшения количества волн осевого типа, имеющих наиболее упорядоченный характер и связанных с большей неравномерностью поля.
Указанные выше соображения заставляют прибегать к трапецеидальным и другим непрямоугольным формам музыкальных студий. Угол скоса стен таких помещений выбирается обычно до 10°. По той же причине стены и потолок в студии делаются иногда наклонными с углом наклона около 5°. Ввиду неудобства планировки больших студий с наклонными и скошенными стенами, стены часто делают ребристыми или придают непрямоугольную форму только той части помещения, где размещаются исполнители.
Лучшая равномерность звукового поля может быть получена за счет оптимального распределения по поверхности студии звукопоглощающих материалов, а также за счет размещения вдоль стен и на потолке выпуклых отражающих поверхностей. Иногда, для создания хороших акустических условий, перераспределяют звукорассеивающие и звукопоглощающие материалы, сосредотачивая первые в той части студии, в которой размещается оркестр.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 668 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!