Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общее звукопоглощение в помещении



(7.14)

где А, aп, Ak, aдобS выражены в единицах звукопоглощения. Под еди­ницей звукопоглощения понимается поглощательная способность 1 условного материала, имеющего a = 1 (b = 0), т.е. полностью поглоща­ющего падающую на эту поверхность звуковую энергию.

Среднее значение коэффициента звукопоглощения aдля помеще­ния (7.14)

aср = A/S (7.15)

соответствует условному материалу, которым можно было бы обрабо­тать поверхности помещения, обеспечив поглощение звуковой энергии, свойственное данному конкретному помещению, поверхности которо­го обработаны разнородными материалами. Иными словами, среднее значение коэффициента звукопоглощения представляет собой величи­ну, учитывающую разнообразие углов падения звуковых волн на отра­жающую поверхность, различие поглощающих свойств материалов, ко­торыми обработаны поверхности помещения, наличие в последнем зву­копоглощающих предметов.

Средняя длина и среднее время пробега звуковой волны в помещении. Путь звуковой волны (рис. 7.4,а), многократно отразив­шейся от поверхностей помещения можно представить в виде ломаной линии, составленной из отрезков l1, l2, …, lm. Длина каждого такого отрезка соответствует свободному пути, пройденному звуковой волной между двумя соседними отражениями.

Если значения l1, l2, …, lm известны, то среднюю длину свобод­ного пробега звуковой волны можно найти как

(7.16)

Рис. 7.4. Распространение звуковой волны в помещении (а) и отражение звуковой волны от пары взаимно параллельных поверхностей (б)

Очевидно, что длины отрезков lm, lm, …, lm зависят от формы и раз­меров помещения, от местоположения источника звука 1и микрофона М (см. рис. 7.4,а). Вычисление lср по формуле (7.16) встречает ряд трудностей. Во избежание их предположим, что звуковая волна рас­пространяется между парой параллельно расположенных ограждающих поверхностей помещения (рис. 7.4,б). Длина свободного пробега звуко­вой волны, многократно отражающейся от пары взаимно параллельных ограждающих поверхностей помещения, пропорциональна расстоянию между ними (l, h или b) и определяется одним из равенств

l1 = k1l; l2 = k2h; l3 = k3b;. (7.17)

Число отражений звуковой волны от каждой пары таких взаимно парал­лельных поверхностей в единицу времени соответственно будет

n1 = (сзв/ k1l); п2 = ( сзв /k2h); n3 = ( сзв /k3b), (7.18)

где сзв — скорость звука.

Величину lср можно найти как отношение пути, пройденного зву­ковой волной в единицу времени (сзв), к общему числу отражений за это время (n 1+ n 2+ n 3) от всех поверхностей помещения: lср = сзв / (n 1+ n 2+ n 3) Расчеты показывают, что для разных объемов ко­эффициенты k i, k 2, k 3, мало отличаются друг от друга и близки к 2. С учетом этого

l ср = 4V/S. (7.19)

Из (7.19) следует, что наибольшая длина среднего пробега звуковой волны будет свойственна шару, который, как известно, имеет наиболь­ший объем V при наименьшей площади S, ограничивающей это тело поверхности. При V = const для тел любой другой формы, включая и параллелепипед, l ср будет меньше.

Среднее время свободного пробега звуковой волны

(7.20)

Среднее число отражений звуковой волны от поверхностей поме­щения в единицу времени

(7.21)

7.5. Структура и слуховое восприятие реверберационного процесса в помещении

На микрофон, установленный в помещении, воздействуют звуко­вые волны, приходящие от источника звука кратчайшим путем (пря­мой звук), и большое число волн, отраженных от поверхностей это­го поме­щения (отзвуки). Последние образуют реверберационный про­цесс поме­щения и отличаются от прямого звука уровнем, спектральным составом, временем и направлением прихода. Пространственность ре­верберацион­ного процесса является важнейшей его особенностью, суще­ственно улуч­шающей восприятие всех его временных и частичных из­менений благодаря присущей слуху избирательной способности по на­правлению. Это свой­ство слуха называют обычно пространственной демаскировкой.

Аналитически реверберирующий сигнал s(t) можно представить в виде (7.22)

где и - соответственно амплитуда и время запаздывания i -го от­звука (для сигнала прямого звука i = 0); x(t) - временная функция сигнала, излучаемого источником звуковых колебаний.

Типичная картина реверберационного процесса для помещения лю­бой формы изображена на рис. 7.5,а. По оси ординат отложены уровни сигналов прямого звука и отзвуков, по оси абсцисс - время их посту­пления в точку приема звука. В начальной стадии временная структура реверберационного процесса дискретна. С увеличением времени запаз­дывания отраженных сигналов их количество возрастает, а временные интервалы между ними уменьшаются. Уровень отзвуков с течением времени постепенно уменьшается. Данный процесс имеет флуктуаци-онный характер. Этот начальный участок реверберационного процес­са несет информацию о геометрических размерах помещения, есо объ­еме, определяет такую важную особенность восприятия, как простран-ственность звучания, а также свойственную помещению специфическую окраску звучания. Завершающий участок реверберационного процесса характеризуется поступлением в каждый момент времени достаточно большого числа отраженных сигналов. Он определяет свойственную помещению гулкость звучания.

Заметим, что достаточно полного "перемешивания" отражений можно ожидать не ранее как через 100 мс, а в больших помещениях – и через 200 мс. Звуковое поле в помещении приближается к диффузному не раньше указанного промежутка времени. 1/1 применительно к ревер-берационному процессу можно говорить о динамической диффузности звукового поля в помещении, возрастающей к завершающей части ревер­берационного процесса. Лишь после этого момента может наблюдаться подчиняющийся статистическим законам экспоненциальный спад энер­гии поля реверберирующего звука.

Рис. 7.5. Уточненная вре­менная структура ревербера­ционного процесса в поме­ще­­нии (а) и содержащиеся в нем группы периодически следующих отзвуков (б)

Между сигналом прямого звука и завершающим участком ревербе­рационного процесса располагаются ранние отражения. Их интенсив­ность, направления прихода к слушателю, время запаздывания по от­ношению к сигналу прямого звука определяют плохие и хорошие места в зале. Картина ранних отражений индивидуальна для каждого слу-шательского места. Заметим (за исключением крайних случаев), что слушатель концерта или оперы воспринимает лишь от 5 до 20 % об­щей энергии в виде прямого звука, 10 % энергии приходится на за­вершающий участок реверберационного процесса. Остальное, пример­но 70...80 %, - это энергия дискретных отражений. Многие авторы утверждают, что начальная часть реверберационного процесса гораздо важнее для субъективного восприятия, чем завершающий его участок, когда процесс формирования структуры поля уже завершился и начина­ется спад энергии по экспоненциальному закону.

В дискретной части реверберационного процесса следует различать условно ранние и поздние отражения. Граница между ними лежит вбли­зи 50 мс для речи и 80 мс для музыки. Многочисленными эксперимен­тальными'наблюдениями отмечена важная роль первых (ранних) дис­кретных отражений в создании эффекта пространственного восприятия звучаний речи и музыки. При звучании музыки максимальный эффект пространственности и прозрачности звучания достигается, если первое отражение запаздывает по отношению к сигналу прямого звука пример­но на 20...30 мс, а первые три запаздывающих сигнала размещаются в интервале 45...75 мс. При звучании речи высокая разборчивость достигается, если первый запаздывающий сигнал приходит не позже 10... 15 мс после сигнала прямого звука, а первые три отражения - в интервале 25...35 мс. Увеличение времени запаздывания первого от­ражения усиливает и здесь эффект пространственности звучания, но при этом, как правило, снижается разборчивость. Отсутствие участка дис­кретных отражений приводит к ощутимому ухудшению качества звуча­ния. Можно сказать, что самые ранние отражения повышают разборчи­вость и прозрачность, а более поздние - пространственное впечатление. Первый запаздывающий сигнал, как правило, приходит, отразившись от потолка. Отражения от боковых стен, приходящие в интервале времени от 25 до 80 мс, могут одновременно повышать как прозрачность, так и пространственное впечатление. Пространственность прихода ранних отражений - очень важная особенность дискретного участка ревербе­рационного процесса в помещении.

Влияние помещения достаточно полно характеризуется его импульс­ным откликом

(7.23)

где и -соответственно амплитуда и время запаздывания сиг­нала i -го отзвука; - текущее время реверберационного процесса; - дельта-функция;

       
 
   
(7.24)
 


- весовая функция, учитывающая "память" слуха; Т - постоянная времени слуха, характеризующая интервал времени, в течение которого

слуховое ощущение уровня громкости уменьшится на 8...10 фон, счи­тая с момента выключения источника звука. По некоторым данным Т = 150...200 мс. Наглядное представление о временной структуре импульсного отклика помещения h0 (t) дает его кратковременная кор­реляционная функция

при и (7.25)

Здесь ai и aj - амплитуды i-гo и j - гoотзвуков; и -их времена запаздывания; t - текущее время реверберационного процесса; и - весовые функции (7.24), характеризующие "память" слуха; – дельта-функция, где .

Рис.7.6. Кратковременная функция корреляции реверберирующего сигнала

Кратковременная функция корреляции (рис. 7.6) импульсного отклика помещения содержит множество энергетических пиков, отлича­ющихся как по уровню, так и по расположению их на временной оси t. Все это позволяет рассматривать реверберационный процесс как сово­купность (сумму) апериодических отражений и групп периодически сле­дующих отзвуков (см. рис. 7.5,б), каждая из которых имеет различный период следования Т; и неодинаковое расположение на оси t. Отзвуки, приходящие апериодически, образуют так называемый реверберацион­ный фон (плавно спадающий по уровню) и воспринимаются слитно.

Энергетические пики кратковременной функции корреляции обра­зуют (при слуховом восприятии реверберационного процесса) отзвуки высокого уровня, несущие информацию об акустических свойствах по­мещения. Если разница по времени поступления к слушателю соседних пиков кратковременной корреляционной функции (см. рис. 7.6) меньше порогового значения , то эти отзвуки вы­сокого уровня воспринимаются слитно. При они вос­принимаются раздельно. В реальных условиях это условие выполняется достаточно часто. Отсюда следует, что при окончательной обработке реверберирующего сигнала в высших нервных центрах, т.е. при его превра­щении в ощущения, образуется ряд раздельно воспринимаемых звуковых образов. Об этом свидетельствует и тот факт, что временные параметры слуха, зависящие от того, о чем идет речь: об интегрировании слухового ощущения, различении двух сигналов, маскировке, существенно меньше длительности реверберационного процесса помещения (0,8¸2,0 с).





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 1222 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...