Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф франц.Просвещения



Францию XVIII в. характеризуют огромное кол-во идейных исканий, научных творческих подвигов и сотрясающих об-во полит. событий. Страна начала выходить из трясины феод. строя, экон-й и полит-й раздробленности и отсталости, она вступила в период первоначального капиталистического накопления. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в об-ве не было пропасти между бедными и людьми, утопающими в роскоши. В кач-ве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер. Вследствие природного рав-ва люди должны обладать также и равными соц. правами. Воспитание, просвещение было в глазах просветителей тем способом, с помощью которого можно следовать природе и создать просвещенное, добродетельное общество. Человек, по убеждению просветителей, рождается как продукт природы, но становится затем также и продуктом воспитания. Ф французских просветителей не однородна. В ней были и материалистические и идеалистические учения, что обусловлено неоднородностью теоретических источников франц.просвещения. Французские философы, преодолевая непоследовательность Дж. Локка и критикуя идеи Дж. Беркли, защищали принцип материалистичности мира в его механистической форме, хотя в воззрениях некоторых из них и содержались диалектические идеи развития организмов. У франц. просветителей имелись значительные расхождения во взглядах, вплоть до противоположных позиций. Но все- таки в целом все они были полярно противоположны миру оф. практики и идеологии, едины в той мере, в какой противостояли господствующим сословиям. Все они исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от окр. среды, то и его пороки также явл-ся результатом влияния этой среды. Чтобы переделать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны, необходимо преобразовать окр. и прежде всего общ. среду. Они занимали одну позицию в том, что живут в переломное время, время приближающегося торжества разума, победы просветительских идей, в ≪ век триумфа Ф≫ (Вольтер).

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778) — один из идейных вождей французского Просвещения, знаменитейший писатель и мыслитель. Он был признанным вождем философско-социального движения. Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, устного и печатного слова. Свое полит. кредо Вольтер выразил в крылатой фразе: ≪Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам!≫ Он возлагал надежды на мудрость и благость правителя, короля-философа. Ему импонировало общественно- политическое устройство Англии — ограничение власти короля, сравнительная веротерпимость. Его собственно фил. позиции в основе своей во многом опр-ся идеями Дж. Локка и И. Ньютона. Резко критикуя клерикализм, различного рода злоупотребления церкви, он признавал необходимость веры в Бога как перводвигателя Вселенной. Конечную причину движения сущего, мышление и вообще душевные явления Вольтер считал проявлением бож. силы. В этом он испытывал неотразимую силу влияния учения Ньютона. Вольтер не допускал самой возможности существования общества вне веры в Бога, и категорически возражал против идеи Бейля относительно общества, состоящего только из атеистов. Вольтер резко критиковал феодальный режим с его чудовищными злоупотреблениями. Он не уставал в своем призыве к активной деятельности с целью уничтожения всех форм варварства и дикости феодальных злоупотреблений.

Жан Жак Руссо (1712—1778) — один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Своим страстным стремлением к изменению соц. порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции. Веря в существование

Бога и признавая бессмертие души, он утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах

теории познания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим. Столь же резко критически он относился к частной собственности, видя в ней источник всех социальных зол. Развивая идеи общ. договора, Руссо, в отличие от Т. Гоббса, утверждал, что в ≪ естественном состоянии≫ не только не было ≪ войны всех против всех≫, но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония. Он смело восстал против современной ему цивилизации как цивилизации неравенства. Его негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа и которая освящает общ. неравенство. Руссо различал два вида неравенства:

физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., и политическое, выражающееся в разл. привилегиях.

Д.Дидро- знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист. Характерная черта его политического мировоззрения— остро выраженный демократизм. Дидро посвятил свою творческую деят-ть науке и Ф, в значительной мере вопросам познания природы.Дидро утверждал, что душа — продукт единства организма, его целостности.Согласно Дидро, природа как материя существует вечно; ей присуще бесконечное разнообразие элементов. У каждогого из них имеется своя особая вечная, неуничтожимая сила, благодаря которой он движется. Так происходит непрерывное и всеобщее движение, превращение, "брожение" во Вселенной. Можно сказать, что философской призмой рассмотрения естествознания стала для Дидро философия не Спинозы, а Лейбница. Успехи химии были для Дидро исключительно важны, так как в центре его внимания — проблема возникновения живого из неживого и мыслящего из чувствующего. С одной стороны, он видит различие м-ду этими формами, с другой, — пытается связать их с целью обоснования единства природы. Для этого он и предполагает наличие в основании материи некоей оживляющей ее силы, некоторого свойства, сходного с чувствительностью, которое, постепенно пробуждаясь, одушевляет материю и создает возможность появления мыслящего существа. Эта догадка Дидро, к-ю можно назвать, конечно, лишь гипотезой, позволила ему подойти к понятию о качественных превращениях, сохраняя единство природы, и была высоко оценена многими исследователями. В связи с этим надо заметить: когда речь идет о механических свойствах — инерции, притяжении, непроницаемости, Дидро пользуется основными аргументами механистического материализма, но когда он пытается объяснить свойства живого или мыслящего тела, то он совсем не случайно использует совершенно особые "логические формы" — догадки, гипотезы, даже сны. Они фактически оказываются поиском каких-то иных, немеханических представлений. Не выходя за рамки механистического материализма, Дидро обращается к ним(Элизабет де Фонтенэ считала возможным охарактеризовать его материализм как "очарованный").

Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723—1789), барон — французский философ-материалист. Усвоив взгляды значительной части совр. ему европейского об-а, он высказал их с такой прямолинейностью, что возбудил возражения представителей различных фил. школ. Главное его сочинение ≪ Система природы≫ — ≪ эта библия материализма≫. Здесь Гольбах сводит все душ. кач-ва к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель, по Гольбаху, есть деят-ть, направленная на пользу людей как членов об-ва, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается в удовольствии, Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она — своя собственная причина. Все мат. тела состоят из атомов. Именно Гольбах дал ≪ классическое≫ определение материи: материя есть все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 258 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...