Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Анг.фил-я 17-18 веков(Ф.Бэкон,Дж.Локк,Дж.Беркли,Д.Юм)



  Эмпиризм
Представит. Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Юм
Осн. отличия 1)связан с номинализмом; 2)критикует "теорию" врожденных идей; 3)как правило, критикует категорию "субстанции" как одно из абстрактных понятий; 4)уделяет заметное место проблемам индуктивного метода.

Эту Ф принято называть классической.Гл.установка-признание разума высшей ценностью.Мыслителей этого времени волновала проблема опред-я источника чел.знаний,познав.роли чувственный и рацион-х форм знания. Философов XVII в. справедливо называют "метафизиками". Новаторство — отличительная черта Ф нового времени по сравнению с традиционалистской схоластикой. Поиск рац. обосновываемых и доказуемых истин Ф, сравнимых с истинами науки, — другая черта Ф нового времени. С зарождением Ф Нового времени происходит окончательный поворот к утверждению автономии чел. разума, к признанию его основой поведения и познавательной активности человека. Опираясь на достижения механико-математических наук и обобщая их, Ф также приобретает механический хар-р. В нач. период развития естествознания основные усилия ученых были направлены на сбор, раздельное описание и классификацию предметов и фактов из жизни неорганической и органической природы. Среди естествоиспытателей широко применялись приемы изолированного рассмотрения изучаемых объектов и разложения их на простейшие элементы. Становилось обычным смотреть на целое как на простую сумму механических частей, а части, в свою очередь, наделять свойствами целого. Подобный подход к изучению природы, перенесенный в Ф, привел к созданию метафизического метода.

1. Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был англ. философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626). В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на искл. значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что Ф должна носить прежде всего практ. хар-р. Высшая цель науки- господство человека над природой, а ≪господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам≫.

В своем трактате ≪ Новый органон≫ Бэкон развил новое понимание задач науки. Следуя его методологии, можно собрать богатую жатву научных открытий. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных ≪ призраков≫. ≪ Призраки рода≫ — это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; ≪ призраки пещеры≫ закл-ся в ошибках инд.хар-ра, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отд. людей; ≪ призраки рынка≫ — это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения; ≪ призраки театра≫ связаны со слепой верой в авторитеты. Не ссылаться ни на какие авторитеты — таков был принцип Бэкона.

Ист. связь вещей Бэкон видел в опред. естеств. причинности.Бэкон стоял на позиции двойственной истины: есть истина религиозная и ≪ светская≫. При этом он требовал строгого разграничения сфер компетенции этих видов истины.

Выделил 2 вида опытов:плодоносные(цель-принесение пользы человеку) и светоносные(познание законов,явл-й и св-в вещей.Все знания должны основываться на фактах,от к-х следует идти к широким обобщениям,т.е от общего к частному). Познание, по Бэкону, является ничем иным, как отраж-м внеш. мира в сознании человека.Выделил 3 пути познания-путь «паука»,путь «муравья»,путь «пчелы». В своем произведении - "Новый Органон" Бэкон дал фил. обоснование индуктивного метода познания, к-й в то время являлся передовым, прогрессивным методом. Говоря о слабой стороне Ф Бэкона, отметим, что он не сознавал одинаковой важности и индукции, и дедукции. Подобно тому как человек не может ходить на одной ноге, так и ученый не может полноценно заниматься наукой, пользуясь лишь одним из этих методов.

2. Англ. философ Джон Локк (1632—1704) был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных.Критиковал учение о врожд.идеях.Доказывал,что их нет,а основа нашего знания о мире-ощущение. Процесс познания, по Локку, начинается с воздействия внеш. мира на органы чувств человека. Предметы внеш. мира, действуя на органы чувств, вызывают у человека соответствующие ощущения и восприятия, к-е явл-ся 1й и решающей ступенью познания. Чувства дают простые идеи, мышление же их систематизирует, комбинирует, создавая более или менее цельные понятия о вещах и явлениях внешнего мира. Так Локк обосновывает сенсуализм в противоположность рационализму Декарта. " Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении" - основной тезис философа. Он выделил 3 вида знания по степени его очевидности: исходное(чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание ч-з умозакл-е, например ч-з сравнение и отношение понятий; высший вид — интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу. Локк выдвинул понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании. Давая конкр. хар-ку материи, Локк учил, что мат. телам присущи лишь чисто колич-е особенности. Он отрицал качественное многообразие материи, не признавал, что материя неисчерпаема не только количественно, но и качественно. По Локку, мат. тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением или покоем. Эти кач-ва он называл первичными качествами материальных тел. Что касается таких качеств, как цвет, вкус, запах, звук, то Локк характеризовал их как вторичные, субъективные, не присущие самим материальным телам. В действительности деление на вторичные и первичные качества несостоятельно. Все чувственно воспринимаемые качества существуют объективно, хотя образ того или иного качества, конечно, не тождественен самому качеству. Поэтому деление качеств на первичные и вторичные является отступлением от материализма, за которое ухватились английские идеалисты Дж. Беркли и Д. Юм.

3. Беркли выступает в качестве решительного критика материализма. Беркли критиковал Локка за материалистическую оценку первичных качеств (протяженность, форма, плотность, тяжесть и т.д.) и сделал вывод, что не только вторичные, но и первичные качества являются субъективными, т.е. существуют только в сознании, их специфика и существование зависят от сознания субъекта. Лишив материю всяких чувственно воспринимаемых кач-в, Беркли превратил её в пустую абстракцию, бескачественное общее. Согласно учению Беркли, человек имеет дело лишь с отдельными единичными вещами и явлениями, которые им воспринимаются как разл. совок-ти всевозможных ощущений: опред. формы, опред. цвета, вкуса, запаха и т.д. Если мы отбросим их, рассуждает Беркли, то вместе с ними исчезнет и предмет. Значит, делает он заключение, реально существуют лишь ощущения. Кроме них, сверх них, за ними ничего нет и не может быть. Материя, заявляет Беркли, никогда не воспринимается чувствами и говорить о её существовании нет никаких оснований. "Существовать - значит быть воспринимаемым" - гласит исходное положение его философии.Источником знаний человека он считал ощущения. Отрицая существование материи, он не признавал в ощущениях объективного содержания, отказывался видеть в них субъективный образ объективного мирз. Единственно существующей реальностью, у Беркли, были ощущения, а предметы и явления природы - более или менее устойчивые комбинации ощущений. Познание мира человеком, по мнению философа, заключается в понимании разнообразных ощущений и их конкретных комбинаций. Значение Ф Беркли в истории чел. мысли (которое было несправедливо принижено Лениным и другими марксистскими авторами) на самом деле весьма велико. Кроме того, что он по справедливости прослыл оригинальным философом-спорщиком, задавшим современникам и потомкам немало трудностей и загадок, он был ученым, вмешавшимся в спор физиологов, математиков, физиков. Без Беркли отныне уже непред ставима философская теория ощущений, чувственных восприятии. "Парадокс Беркли" относительно независимого от ума существования тел и невозможности для людей представить мир иначе, чем через наш дух, через человеческое сознание, стоит у истоков весьма сходного "парадокса Канта" (хотя Канту, о чем речь пойдет в посвященном ему разделе, пришлось преодолевать трудности, заданные берклеанским подходом).

4. Беркли оказал влияние на своего современника, английского философа Давида Юма (1711-1776). Он, как и Беркли, считал целью науки и Ф описание ощущаемого как единственной реальности.. Достоверное знание, по мнению Юма, может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть логически доказаны, а выводятся из опыта.Теория познания Юма, его учение о чувственном опыте, начинается с утверждения о наличии впечатлений. Существуют, по мнению Юма, впечатления наших чувств ("ощущений") и впечатления внутренних деятельностей души ("рефлексии"). От этих двух видов первоначальных впечатлений зависят идеи памяти и идеи воображения. Юм развивает в теории познания принципы скептицизма и агностицизма. В соответствие с этими принципами он строит своё учение о бытии. Он отрицает существование категории субстанции и сводит идею субстанции к идее совокупности отдельных качеств. Как и в учениях других англ. мыслителей XVII-XVIII вв., у Юма немалую роль играют размышления о религии. Примыкая к английской традиции веротерпимости, Юм высказывается против религиозных фанатизма и исступления, вызывающих "жестокие беспорядки в человеческом обществе". Учение о религиозной свободе тесно связано у Юма с отстаиванием гражданских свобод. Он более всего приветствует политических писателей, которые свободны от "неистовства партий и партийных предрассудков", однако полагает, что "наш мир еще слишком молод, чтобы можно было устанавливать многочисленные общие истины в политике, которые останутся справедливыми и для позднейших поколений".Возникнув в XVII веке, философия Беркли и Юма получила широкое распространение в ХIХ-ХХ вв., став одним из идейных истоков разновидностей постклассической философии и объектом критики марксизма-ленинизма





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 929 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...