Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф Людвига Фейербаха



Людвиг Фейербах (1804—1872) — немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. В молодости — ученик и страстный поклонник идей Г. Гегеля, впоследствии — его непримиримый критик, особенно взглядов Гегеля на религию. Будучи материалистом, он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. он рассматривал идеальное как нечто производное от определенного уровня организации материального. Парадокс, однако, заключается в том, что Фейербах, являясь материалистом, не считал себя материалистом. Ту роль, которую выполняет в гегелевской философии абсолютная идея, отмечает Фейербах, в теологии выполняет Бог. Поэтому абсолютная идея ничем не отличается от Бога, а гегелевская философия является лишь разновидностью теологии. Согласно Фейербаху, мышление не может существовать вне человека и независимо от него, ибо оно является свойством мозга человека, его деятельностью, в которой духовное и материальное начало органически связаны. Отсюда, мышление, духовное не первично, как это представлял Гегель, а вторично, производно от материи, природы. Свою философскую систему Л. Фейербах называл "новой философией" или "философией будущего". Предметом этой философии, по его мнению, должен стать человек, а сама философия - учением о человеке или антропологией. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял чувство любви, имея в виду нравственную любовь. Не вникая во все тонкости гносеологии, он сосредоточился на проблеме нравственной сути религии, что нашло свое выражение в его основном труде ≪Сущность христианства≫. Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: ≪Не Бог создал человека, а человек создал Бога≫. Тайну христианства Фейербах усматривал в объективировании человеком своих сил, придав им потусторонний, отчужденный от самого человека смысл. По Фейербаху, религия — не просто продукт человеческого невежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств: в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению человека к человеку, в первую очередь к возвышенному чувству взаимной любви. Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нравственно- психологических началах создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость. Видимо, этим объясняется то, что он вступил в ряды социал демократической партии и проповедовал идеалы социальной справедливости, чем и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеи К. Маркса и Ф. Энгельса.

Единство бытия и мышления для философа имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек. Фейербах говорит о человеке вообще как о родовом существе. Он встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большей мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта.
Материалистически решая вопрос о соотношении материи и сознания Фейербах стоял на точке зрения познаваемости мира и подверг резкой критике кантовский агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущения, которые, по его мнению, дают человеку все сведения об объективной реальности. Однако всё это осуществляется при участии мышления: оно не только дополняет чувство, связывая то, что чувства воспринимают раздельно, но и присутствует на стадии чувственного познания. Всё это свидетельствует о том, что Фейербах понимал органическую взаимосвязь ощущения и мышления, чувственного и рационального. Философской системой Фейербаха завершается классический период существования немецкой и всей западноевропейской философии.
Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII - XVIII вв.

19.Сущность и содержание Ф марксизма,ее истор.судьбы.+смотри в Панине и Алексееве.

К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Опираясь на достижения классической немецкой философии, они предложили качественно новый способ философствования. В 1844 году в работе "Экономическо-философские рукописи 1844 года" Маркс предпринимает попытку разработать средствами философского анализа целостное мировоззрение, осуществить синтез экономического, философского и социально-политического подхода к анализу общества. В данном анализе человек поставлен в центр всего исследования. Основное в работе - идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и идея преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего.К. Маркс обращает внимание на противоречивый характер труда. И всё это зависит не столько от содержания труда, сколько от той совокупности общественных отношений, в которых он осуществляется. Исследуя отчуждение от человека продукта труда, процесса труда, родовой жизни и отчуждение человека от другого человека, К. Маркс приходит к выводу, что,чтобы устранить отчуждение, необходимо уничтожить частную собственность, и тогда на место "бесчеловечного опредмечивания" придёт коммунизм как "завершенный гуманизм". Главным в марксизме является материалистическое понимание истории. Человек Маркса является человеческим природным существом, то есть происходит от природы. В дальнейшем история человека протекает как процесс очеловечивания природы, перехода к человеку значения "главной реальности". После возникновения человека из природы, согласно Марксу, приобретает смысл "становление природы человеком". Однако это не значит, что непосредственным предметом философского исследования становится не природное, а человеческое бытиё (первое теперь "видится" через призму другого). Такой новый подход и открывает, наконец, перед материализмом возможность последовательного материалистического истолкования не только природы, но и общества, т.е. материалистического понимания истории. С позиции материалистического понимания истории становится возможным последовательно материалистическое понимание природы, и, прежде всего, последовательно материалистическое понимание источника духа; который традиционным материализм пытался напрасно "вывести" из природы как таковой. Ф. Энгельс, указывая на принципиальную бесперспективность такого рода поисков, ссылается на практику (специфический способ бытия человека в мире) как тот реальный материальный фактор, который и является той почвой, на которой "вырастает" человеческий дух, сознание, развиваясь в свойственной всей материи способности отражения. Материалистическое понимание истории, последовательное материалистически изображая объективную реальность не только как действительность, но и как поле возможностей, впервые открывает объективное царство диалектики. Ведь в силу своей принципиальной множественности сама сфера возможностей как бы наглядно демонстрирует "царство" диалектики. Именно здесь сосуществуют противоположности, борются, переходят одна в другую, "отрицают" и "снимают" одна другую. Одновременно практика постоянно реализует названные процессы наглядно, ощутимо "переводя" из сферы возможностей в сферу действительности. В работах К.Маркса и Ф.Энгельса традиционная терминология ("материя", "движение", " отражение" и др.) и даже нетрадиционная (гегелевские термины "противоположность", "отрицание" и др. и фейербаховские "натурализм", "сущностные силы" и др.) наполнились новым философским содержанием. В последующее годы на основе концепции материалистического понимания истории Маркс и Энгельс разрабатывали экономическую и политическую теорию; в ходе чего не только развивалась и конкретизировалась эта концепция, но и диалектика, и теория познания.Всестороннее исследование капитализма поставило Маркса и Энгельса перед необходимостью разработки метода. Ими были переосмыслены стихийно-диалектические методы познания, способствовавшие прогрессу научного познания. В результате они претерпели в марксизме значительные преобразования: - из методов анализа форм знаний самих по себе - безотносительно к реальности и объективным закономерностям ее развития - он стал методом наиболее полного и содержательного исследования этого развития, орудием не только теоретического познания, но и практического преобразования действительности. Исследуя специфические законы развития капитализма в "Капитале", Маркс тем самым исследует также различные типы противоречий, многообразие форм взаимопревращения противоположностей, противоречивое единство сущности и явления, необходимости и случайности. Вскрывая специфические законы развития капитализма, Маркс развивает и обогащает понимание наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. Маркс разрабатывал также проблемы теории познания. Он установил, прежде всего, исходный, пункт теории познания - понятие общественной практики, образующей основу познания. Прослеживая развитие основных категорий политической экономии, Маркс показывает, что эти последние, например, понятие абстрактного труда, исторически связано с определенным уровнем развития общественной практики. В "Капитале" он вскрывает противоречивое отношение между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности и делает вывод о важнейшей роли абстрактного мышления. Он рассматривает такие теоретические формы отражения взаимосвязи явлений и их развития как абстрактное и конкретное, анализ и синтез, историческое и логическое.
Ф. Энгельс в философских работах "Диалектика природы" и "Анти-Дюринг", обобщая итоги развития философии, естествознания, экономической и исторической науки, раскрывает содержание основных законов диалектики и показывает на конкретных примерах их действие в различных областях и деятельности людей. Он применяет в своих произведениях диалектику к теории познания, к ее основным положениям. Мышление у него подчинено законам диалектики. Оно отражает в своем содержании вечно развивающуюся природу с ее бесконечным многообразием связей.Значительный вклад в развитие и пропаганду философии марксизма внесли А. Бебель, П. Лафарг, К. Каутский, А. Лабриолла, А. Грамши, Д. Лукач. Велико значение русских философов-марксистов - Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.
В ХХ веке широкое распространение получили неомарксистские теории, некоторые из них особо подчеркивают значение гуманистического наследия молодого Маркса, придают особое значение категории "практика". Возникают учения на основе соединения марксизма и таких популярных теорий как фрейдизм: фрейдомарксизм (Э. Фромм), философско-социологические теории франкфуртской школы (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и др.).
Еще в XIX веке предпринимаются также попытки переоценки классики, граничащие с прямым нигилизмом в отношении исходных принципов классической философии. Наиболее крупными представителями антиклассической ориентации были датский философ С. Кьеркегор и немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Именно эти "радикальные нигилисты" заложили основы неклассической философии.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 212 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...