Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф Ренессанса.Черты,представители



Период с 14 по 16 в.Возрождение интереса к Ант.фил-и и культуре.Идеал-светское знание.Признается авторитет ант.мудрости. Эпоха ознаменована невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Оглядываясь на блестящие достижения античности, деятели Возрождения создали новую культуру. Эта социо-культурная ситуация не могла не наложить отпечаток на философию, на ее развитие.

В основе- принцип равенства всех людей,большую роль играет доблесть человека. Философской основой культуры Возрождения был гуманистический неоплатонизм, ставший средством обоснования идеи единства природы и человека.На 1м месте-человек и природа.Особенности Ф-секуляризация-отход от влияния церкви.Проблемы гос-ва и об-ва не рассм-ся с помощью теологии.Становление опытных наук,которые потом дают истинное знание о природе(Коперник,Кеплер,Галлилей,Бруно).

Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализ-ть понятия,тщательно различая мельчайшие оттенки категорий.Стремятся не спорить о дефинициях.Большинство опирается на опыт и разум,а не на интуицию и откровение.Развивается и своеобр.скептицизм(Монтень).Создаются труда «Утопия» Т.Мора,»Город Солнца»Кампанеллы.

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ-1.Раннее возр-е(14 в.Данте Алигьери,Петрарка).2.Высокое Возр-е(15-16 в.Кузанский,Валла).3.Позднее(Бруно.Разочаровывание в принципах антропоцентизма,попытки его крит.переосмысл-я.На 1 план-одуш.безличная материя.Это привело к пантеизму,в к-м преобл.материалист.тенденции.)

Первым выдающимся представителем пантеистической натурфилософии был Николай Кузанский(1401-1464 гг.). Природа, включая и человека, представлялась ему производным от бога, который рассматривался как высшее абсолютное бытие. Однако, развивая идеи пантеизма, Кузанский фактически отрицает сотворение мира. Сближая бога с природой, он приписывает последней божественные атрибуты и, прежде всего, бесконечность в пространстве. При этом он делает оговорку, что мир не является бесконечным в том смысле, в каком бесконечен бог, как "абсолютный максимум", но "все же нельзя считать, его конечным, потому что он имеет границы, между которыми заключен". Он также высказал мысль, что все вещи в мире связаны друг с другом и находятся в непрерывном движении.Бесконечность, введенная им в мир, приводит к важнейшим изменениям в понимании самого процесса познания. Означая бесконечное совершенствование человеческих знаний, процесс познания включает в себя, по мнению Кузанского, три ступени. Первая ступень - ощущения - дает лишь смутные образы вещей. Над ними возвышается рассудок, который мыслит противоположности, из которых состоят все вещи, в соответствии с законом противоречия, противопоставляя их друг другу. Более высокой ступенью познания является разум. Мыслитель считает важнейшей чертой разума - способность мыслить бесконечное. А бесконечность заставляет нас полностью преодолевать всякую противоположность. В этой связи Кузанский развивает свое диалектическое учение о "совпадении противоположностей". Примеры такого совпадения он черпает из области математики: по мере увеличения радиуса окружности все больше и больше совпадает с касательной к ней и исчезает противоположность прямого и кривого. Аналогичным образом сливается с прямой и треугольник, если беспредельно увеличивать угол, противолежащий основанию. В миропонимании Кузанского отразились в полной мере противоречия эпохи Возрождения: гуманистическая устремленность, энциклопедизм, научное дарование, средневековый традиционализм. Заметную роль в становлении натурфилософии Возрождения сыграл ученый и художник Леонардо да Винчи. Считая опыт "наставником всех наставников", рассматривая саму мудрость как "дочь опыта", Леонардо утверждал, что истина сводится к "одному единственному решению". Опыт при этом он понимает не как пассивное наблюдение, а как активное, целенаправленное вмешательство в природу (правда, согласно самой природе), как эксперимент. И хотя Леонардо ещё в гуманистическом духе настаивает на возвышении человека над природой, на возвышении творений человека над творениями природы, человек у него при этом является лишь "орудием природы", пусть самым "величественным", как считал мыслитель. Натуралистическое толкование философско-мировоззренческих проблем нашло отражение в творчестве таких мыслителей позднего Возрождения как Н.Коперник, Д.Бруно, Г. Галилей. Н. Коперник создавший гелиоцентрическую систему мира, фактически начинает освобождение естествознание от теологии. Его учение о мире укрепило и усилило убеждение в способности человеческого разума постичь истину. Мыслителем, философски обосновавшим учение Коперника, является Джордано Бруно (1548-1600). Признавая первичность материи, он развивает мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях. Существует, говорил Д. Бруно, бесчисленные солнца и бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц подобно нашей планете. Ни один из этих бесчисленных миров бесконечной, но в то же время единой Вселенной не создан богом. Вселенная вечна. Доказывая вечность Вселенной, Бруно подчеркивал необходимость исторического рассмотрения её составных частей. Эта замечательная идея свидетельствует о наличии в его философии элементов диалектики. Бруно рассуждает о единстве и противоречии конечного и бесконечного, целого и части. Мысль о противоречии между конечным и бесконечным как источнике движения в природе свидетельствует о наличии в философии Бруно элементов диалектики. Осмысление мира как бесконечного приводит Бруно к мысли о безграничности познания. Источником познания бесконечного он считает разум. Чувства, по его мнению, не способны воспринимать бесконечность. В теории познания он стоит ближе к рационализму. Наряду с натурфилософами в философию Возрождения существенный вклад внесли ученые - естествоиспытатели, которые на основе экспериментов выдвигали глубокие идеи, которые способствовали разработке методологии научного познания. Так Галилео Галилей (1564-1642), открывший целый ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента в познании природы. Он нашел точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающие возможность связывать абстрактное научное мышление с конкретными восприятиями явлений и процессов природы. Коренной перелом во взглядах на природу сопровождался пересмотром традиционных представлений об обществе. Возникали первые попытки идеологического и теоретического обоснования идеи гражданского, причем независимого от религиозных санкций, общества. Наиболее типичной в этом отношении была политическая доктрина Н. Макиавелли (1469-1527), правовая теория Ж. Бодэна (1530-1596) и социологические утопии Т. Мора (1478-1535) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639). И все же философия Возрождения не доходит до радикального отказа от схоластических стереотипов миропонимания. Дальнейшее освобождение мысли от наследия средневековья выпала на долю новоевропейской философской классики.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 263 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...