Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эллино-римский период ант. философии



В III веке до н.э. античный мир вступает в период постепенно наступающего кризиса рабовладельческого общества. Отражением этого кризиса в философии стало обращение мыслителей к морально - этическим проблемам. Эта особенность четко прослеживается в трех ведущих направлениях эллинистической философии - стоицизме, скептицизме и эпикуреизме. Вместе с тем в тв-ве мыслителей этого периода определенное место занимали проблемы физики, логики и эстетики.

Перипатетики. В конце IV и начале III в. до н. э. в Греции одновременно действует несколько философских школ. Наследницей фил. и научной мысли Аристотеля явл-ся школа перипатетиков. В первое время после смерти Аристотеля ее представители продолжают естественнонаучные исслед-я и занимаются интерпретацией его фил. и логических воззрений. Наиболее выдающимися из них в указанный период были Теофраст и Эвдем из Родоса.

Академическая философия. Наряду со школой перипатетиков в Афинах продолжала свою деятельность и платоновская Академия. Непосредственно после смерти Платона во главе Академии становится Спевсипп (409—339 до н. э.), к-й в основном сохраняет в ней дух Платона, его идеи последнего периода творчества.

Стоицизм. В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, к-й в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных фил. течений. Его основателем был Зенон из Кития (336—264 до н. э.). Стоики характеризовали философию как «упражнение в мудрости». Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, к-я явл-ся центральной частью стоической философии. Физику, т. е. философию природы, они, однако, не переоценивали. Это вытекает из их главного этического требования «жить в согласии с естеством», т.е. с природой и порядком мира — логосом. Однако в принципе они не внесли в эту область ничего нового. Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям,— единственное благо. Стоики признают четыре основные добродетели: разумность, граничащую с силой воли, умеренность, справедливость и доблесть.

Скептицизм. В конце IV в. до н. э. в греческой философии формируется еще одно, менее распространенное по сравнению с предшествующими философское направление — скептицизм. Его основателем был Пиррон из Элиды (ок. 360—270 до н. э.). Он, так же как и Сократ, излагал свои идеи лишь в устной форме и не оставил после себя ни одного произведения. Поэтому сведения о его идеях мы черпаем прежде всего из работ его наиболее выдающегося ученика-Тимона (ок. 320—230 до н. э.). Скепсис имел место в греческой философии и раньше. В эллинистическую эпоху складываются его принципы, ибо скепсис определялся не методическими установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от возможности дойти до истины. И этот отказ становится программой. Скептицизм отрицал истинность любого познания.

Эклектицизм. С начала II в. до н. э. упадок греческого философского мышления становится все более очевидным. Одним из его отчетливых проявлений служит эклектицизм -механистическое, соединение отдельных, часто весьма неорганически вырванных частей из различных фил.систем. Он развивается на основе как академической, так и перипатетической и стоической философии. Часто эклектики стремятся к цельному, систематич-му упорядочению возрастающего кол-ва эмпирических знаний и к их соединению. К наиболее видным представителям академического эклектицизма принадлежат Филон (150—79 до н. э.) и Антиох (последняя треть II и первая треть I в. до н. э.). Эклектицизм на основе стоической философии представляют Боэций из Сидона (первые две трети, II в. до н. э.), Панэтий (ок. 185—110 до н. э.) и Посидоний (135—51 до н. э.). Видимо, меньше всего эклектицизм проявлялся в школе перипатетиков. Доказательством может быть не только постоянное издание трудов Аристотеля, но и ориентация на эмпирическое естествознание. Можно упомянуть Боэция из Сидона (не путать с Боэцием-стоиком) и Ксенарха (оба работали в I в. до н. э.), которые в большей или меньшей степени придерживались традиций аристотелизма, дополняя его в отдельных случаях воззрениями других философов.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1482 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...