Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф серебр.века русской культура(Соловьев,Бердяев,Булгаков)



Особого объяснения и внимания требует сам факт существования и развития нац.философии(Ф отд.народа).Идеи Ф глубочайшим образом выражают душу народа,его внутр.дух.опыт.Так РФ развивалась в сотворчестве,но в опр.оппозиции от Запада.ЧЕРТЫ-1.Пристальное внимание к этич.вопросам.2.Разработка русской идеи.3.Убежденность в кризисе мир.культуры и поиск новых путей развития.4.Неприятие отвлеченности зап.Ф.5.Критика узкого рацион-ма,общий антисциентизм.6.Стремление к синтезу разл.подходов.РФ может быть раздел.на 2 этапа:1)11-17 в; 2)Начиная с 18.в.Первонач.РФ формировалась под влиянием нац.мифологии. Решающая роль в зарожд.РФ сыграла христианизация Руси.Также,важную роль сыграли лит.памятники Киевского периода.В концентрированном виде специфика РФ выражается в исихазме.Родоначальник-Григорий Палама.Считал,что путем постижения истины явл-с я особый вид молитвы-умная молитва. В разл.степени идеи исихазма выражали:Рублев,Максим Грек и Нил Сорский.Они принадлежали к нестяжателям.РФ-целостное дух.образование,но ее развитие сопровождалось постоянной борьбой разл.фил школ.Такая борьба проявилась между славянофилами и западниками.1е считали,что Р должна развиваться без опоры на Запад, а 2е были уверены в обратном.

Одной из основных фил. проблем, разрабатываемых мыслителями России на рубеже XIX-XX вв. стала проблема всеединства.

1.Понятие всеединства как высшего онтологического принципа впервые выдвигается Вл. Соловьевым (1853-1900). Всеединое рассматривается мыслителем как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир - как ее самоопределение и воплощение /посредником между ними выступает так называемая мировая душа, или София, мудрость божья/. Безусловное "всеединство" как совершенный синтез истины, добра и красоты, постигается, у Соловьева, лишь "цельным знанием", которое представляет собой интуитивное, образно-символическое постижение мира, основанное на нравственном усилии личности. Идея всеединства, распространенная также и на общество, основана на христианском принципе "любви к ближнему". Этот принцип должен быть положен в основу отношений между отдельными народами /государствами/ для преодоления эгоизма и вражды и создания на Земле "царства божьего". По мнению Соловьева этот принцип легче всего будет осуществлять христианская религия. Представляя "всеединство" в обществе как богочеловеческий союз лиц, как вселенскую церковь, он видел пути его осуществления в объединении западной и восточных христианских церквей в рамках церковно-монархической государственности, в единстве духовной и мирской власти первосвященника и царя.
Единомышленниками и продолжателями философии В. Соловьева выступили братья Трубецкие, Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк и др. П. В. Флоренский (1882-1943) пытался обосновать идею всеединства и научными утверждениями (физика, математика).
2. В центре Ф Н.Бердяева находится человек, которому должно принадлежать центральное место в новом религиозном сознании. Личность человека мыслится Бердяевым как средоточие всех духовных и душевных способностей человека, "его внутренний экзистенциальный центр", осуществляющий связь человека с миром творчества и свобода. Конфликт между личностью и объективацией, делающей человека частью общества и тем самым порабощающим его, - главное содержание учения Бердяева о человеке и обществе. В избавлении от этой объективации, философ видит смысл истории. Преодоление объективации, по Бердяеву, не влечет за собой индивидуализм и эгоцентризм, так как свободная социальность, "соборность" (так он ее назвал) положена личностью изнутри. Всемирный общественно-исторический процесс рассматривается Бердяевым как следствие трех сил - бога, судьбы и человеческой свободы, где личность является ареной иррациональных сил истории. Здесь, по его мнению, не может быть каких-либо законов и разумного смысла.

3. С.Н. Булгаков (1871—1944) был философом-богословом. В молодости испытал влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг.Духовный кризис, обративший его к религии, не позволил ему ограничиться ≪ чистой философией≫. Это свидетельствует о его зорком уме, ибо философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с богословием, и поэтому ≪ чистой философии≫ быть не может. Углубив темы космологии, фил.тв-во Булгакова повлияло на развитие русской философии. В ≪ Свете Невечернем≫ он связал проблемы космологии с религиозной тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков развивает учение о Софии — Премудрости Божией- как предвечно сущей в божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу,

вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София имеет действенный характер— одновременно небесный, божественный, и тварно-человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 202 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...