Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Средневековая фил.мысль( апологетика,патристика,схоластика)



Большой период времени-с 1 по 15 в.Развивалась в период европ.истории,к-й был связан с зарождением,укрепл.и господством христианства. В недрах античного общества исподволь формировались феодальные общественные отношения, которые в отличие от предыдущих носили личностный характер, так как феодальное владение распространялось не на землю, а на людей, своеобразно толкуемых как "носители души". Могущество феодала определялось числом его подданных. Основой мировосприятия средневекового общества становится его личностное начало. Абсолютизация духовно-личностного начала, его "очищение" от материального, телесного, природного приводят к идее "чистой" и "наисовершеннейшей" духовности, т.е. идее бога. Вполне естественно поэтому, что в условиях того времени "знание о боге" - богословие, теология - становятся главным знанием, превращая естествознание, философию и другие науки в "служанок" богословия. Задача, стоящая перед философией была одна: обосновать и доказать правильность и необходимость религиозных догм. При этом упор делался не на науку, а на веру, религиозную догматику.Церковь явл-сь в те времена центром дух.культуры и образования. Фил-я определялась как «служанка богословия».Подавл.большинство философов-представ-ли духовентсва.Осн.проблемы смыкались с богословскими. Основными проблемами средневековой философии были -проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарности); -проблема соотношения веры и разума; -проблема соотношения души и тела -проблема свободы воли человека и божественной необходимости; -проблема происхождения зла.

Ф.этого периода имела 2 источника формир-я:1.Ф.Др.греции,2.Священное писание. ЧЕРТЫ:теоцентризм,креационизм,провиденциализм.

В Ф выделяют 3 осн.периода:1.апологетика,2.патристика,3.схоластика.

АПОЛОГЕТИКА.

Основное богословие (апологетика), раздел богословия (преимущественно христианского), посвящённый обоснованию вероучения с помощью рациональных средств. Апологетика отстаивает ортодоксально-религиозную точку зрения в вопросе о сущности религии, её происхождении, критикует различные атеистические гипотезы происхождения и сущности религии, выдвигает и исследует доказательства истинности бытия Бога, а также основных положений христианской веры.

В рамках основного богословия:формулируются фундаментальные основы христианского вероучения,систематически излагаются основания или доказательства, на которых покоится и которыми оправдывается вера христианина в безусловную истину коренных основ религиозно-христианского учения,критикуется отрицание христианских истин со стороны противо-религиозных и противо-христианских воззрений.

Апологетика — одна из главных учебных дисциплин в православных духовных учебных заведениях, где она служит введением в изучение других богословских дисциплин. Особенностью изложения данного курса является практически полное отсутствие ссылок на авторитет Священного Писания.

ПАТРИСТИКА. Исходный пункт теоретизирования - текст Священного Писания. Писание является источником истины и вместе с тем конечной объяснительной инстанцией. Основной тезис патристики - истина дана изначально в Писании, а задача философа - правильно понять и разъяснить ее, поэтому основной метод философствования - герменевтика. В развитии патристики выделяют следующие этапы:
- Ранняя патристика (II - III вв.) - Тит Флавий Клемент, Юстин, Ориген, Квинт Тертуллиан;
- Зрелая патристика (IV - V вв.) - Василий Великий, Григорий Нисский, Амвросий, Августин Блаженный
- Поздняя патристика (V - VII вв.) - Кирилл Александрийский, Иоанн Дамаскин, Григорий Великий, Боэций.

Гл.проблемы-проблема сущности Бога и его тройственности,отношение веры и разума,понимание истории как движения к опр.цели,свобода воли человека и возм-ть спасении души,проблема происх-я зла в мире.На патристику оказало влияние учение Платона. Наиболее ярким представителем патристики был Августин Блаженный (354 – 430). Философские взгляды Августина Блаженного оказали влияние на развитие всей средневековой философии. В онтологии он конкретизировал религиозное представление о Боге, наполнил данное понятие философским содержанием. Основная цель человека, согласно учению Августина Блаженного, познание Бога и божественной любви. Разрабатывая теорию гармонии веры и разума, Августин Блаженный выступил с требованием признания двух путей приобщения людей к религии: рационального и иррационального. В гносеологии Августина решающее значение имеет откровение, а в качестве гносеологического идеала - подчиненный религии разум и подкрепленная разумом вера. В своем произведении "О граде Божьем" описал логику исторического развития человечества как направленное движение от "града земного" к "граду Божьему", где происходит очищение от греха и спасение души. Царство Божье формируется с помощью Церкви. Но церковь сама по себе приблизить человека к Богу не может. Путь личного спасения - это жизнь в соответствии с христианскими ценностями.

СХОЛАСТИКА. Это религ-фил.учение,стремящ-ся рационалистическими,формально-лог.аргументами систематиз-ть,обосновать и оправдать догмата христ.церки. Схоластика - основной способ философствования эпохи средневековья. Учение схоластов о мире строится на последовательной религиозно-идеалистической основе. Видный представитель классической схоластики Фома Аквинский(1225-1274 гг.) стремился согласовать учение Аристотеля с требованиями католической веры, достигнуть исторического компромисса между верой и разумом, теологией и наукой. Учение Фомы, получившее название томизма, стало идеологической опорой и теоретическим орудием католицизма. В период ранней схоластики - большинство её представителей были реалистами. Наиболее крайнюю форму реализм принимает у Ансельма Кентерберийского (1033-1109 гг.). Согласно его взглядам, существует вечный, единый неизменный бог, который выступает в себе и для себя пребывающей общей сущностью. Появление веще связано с творением их богом. Идеальное бытие вещей в божественном разуме вечно. Реальное же бытие (бытие вне бога) имеет временный преходящий характер. Исходя из своей системы бытия, Ансельм утверждал, что общие идеи, понятия должны существовать до отдельных единичных вещей. Крупнейшим представителем умеренного реализма в схоластике XII в. был французский философ и теолог Пьер Абеляр. Он утверждал, что существовать только единичные вещи ("субстанции"). Однако, вещи могут быть сходными между собой. На этом сходстве и основывается возможность "универсалий". Когда мы утверждаем нечто о многих вещах, наше утверждение относится не к вещам, а к слову. В этом, по Абеляру, истина номинализма. Но наряду с этим предполагается реальность общих понятий, или идей, в уме бога. Это образцы, по которым бог творит вещи. В классической схоластике предпринимаются попытки преодолеть крайности номинализма и реализма. Она дает свой вариант истолкования вопроса о природе общих понятий (универсалий). Завершает развитие средневековой схоластики Уильям Оккам(1285-1349 гг.), творчество, которого ознаменовало новый подъем номинализма. Мыслитель считал задачей знания - постижение реально существующего частного, единичного. Общее существует только в уме познающего субъекта. Вне ума и вне души всякая вещь есть вещь единичная. Для объяснения перехода от мысли к общему (к универсалиям) Оккам вводит понятие об "интенции", т.е. о направленности мысли, о логических и психологических актах и знаках. Все общие понятия ("универсалии") - это знаки (термины), логически обозначающие многие объекты. Универсалии не присущи самой вещи, они всегда существуют после вещи, существуют только в уме, они лишены полностью объективного значения. Хотя "универсалия" только знак, но такой, который замещает не любые Предметы, а только те, которые сами по себе "сходны между собой". Крупнейшими последователями Оккама были Николай Отрекурейский, Жан Буридан, Николай Орезмский. Занимаясь не только богословием, но и наукой, эти мыслители возвратили природе её суверенные права, утверждали примат чувственно воспринимаемой реальности (единичного) над умопостигаемыми (общими) понятиями, тем самым расчистили путь эмпиризму и сенсуализму - фундаментальным принципам новоевропейской науки.Наиболее приор.проблема-проблема универсалий.с ней связ.след.течения-реализм(общее до вещи),номинализм(общее после и вне всякой вещи),концептуализм(общее вне и до конкретной вещи).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1804 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...