Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Есть ли прогресс в истории и каковы его критерии?



Вопрос о прогрессе в истории многократно обсуждался фи­лософами. Рассматривая исторический процесс как прогрес­сивное развитие, философы, как правило, выделяют этапы развития общества, при этом каждый последующий этап мыс­лится как более совершенная ступень общественного развития. Построение цепочки исторических эпох по принципу прогрес­сивного развития предполагает несколько допущений. Во-пер­вых, историческое движение не мыслится как круговое или прямолинейное, направленное в прошлое. Чаще всего в кон­цепциях исторического прогресса история представляется в виде восходящей спирали или стрелы, направленной к свет­лому будущему. Во-вторых, концепции прогрессивного развития явно или неявно предполагают наличие цели истории. При этом цель может мыслиться как абсолютно трансцендент­ное, или как общественный идеал, в той или иной степени до­стижимый в будущем. В этом отношении концепции истори­ческого прогресса часто включают в себя эсхатологический момент. В-третьих, сопоставление этапов развития общества как более или менее прогрессивных предполагает наличие кри­териев прогресса, представляющих собой те признаки, по ко­торым выделяются более и менее совершенные общества. До­вольно часто в роли таких критериев выступают движущие силы истории. Так, например, характер материального произ­водства и экономических отношений, являющихся основным фактором развития истории, с точки зрения исторического ма­териализма служит основным критерием прогресса. Многие философско-исторические концепции прогресса представляют собой развернутое изложение критериев прогресса.

В явном виде идея общественного прогресса начала разра­батываться философами-просветителями XVIII в. Ж. Кондорсе, будучи философом-просветителем, верил в безграничные воз­можности человеческого разума, который и является, с его точки зрения, главным фактором исторического развития. Прогресс разума обеспечивает социальный прогресс. Вслед за просветителями О. Конт оформляет свое представление о со­циальном прогрессе в теорию трех стадий. Развитие человече­ского разума проходит три стадии: теологическую (все явления человеком рассматриваются с точки зрения действия сверхъес­тественных сил), метафизическую (все явления рассматривают­ся с точки зрения абстрактных, отвлеченных начал) и позитив­ную, являющуюся наивысшей (объяснения приобретают науч­ный характер и обосновываются опытом). Общественное развитие, так же как и в просветительских теориях, по мнению О. Конта, зависит от прогресса разума. На какой стадии раз­вития находится человеческий разум, на той же стадии разви­тия находятся социальные институты и общественные отноше­ния. Как прогрессивное развитие представлена история и в концепции исторического материализма. Общественно-эконо­мические формации, являющиеся этапами развития общества, сменяют друг друга в направлении приближения к коммуниз­му, по существу, являющемуся целью общественного развития.

Теории исторического прогресса подвергаются критике в первую очередь за эсхатологизм, а также за односторонний и часто субъективный подход к выбору критериев прогресса. В качестве альтернативных выступают концепции «вечного возвращения», теории культурологического плюрализма, струк­туралистские и постмодернистские модели истории.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 381 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...