Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Каковы движущие силы исторического процесса?



История отдельных народов и государств, так же как и че­ловечества в целом, протекает как процесс движения, измене­ния и развития. Философия истории поднимает вопрос о том, что является движущей силой истории, какие факторы прида­ют направленность историческим изменениям, детерминируют историческое развитие. Согласно современным представлени­ям, совокупность целого ряда экономических, географических, религиозных и других факторов определяет процесс историче­ского развития. Однако в философии истории вплоть до 2-й пол. XX в. акцент, как правило, делался на одном или не­скольких факторах, что придавало философско-историческим концепциям несколько односторонний характер. В зависимости от того, какие детерминанты исторического процесса выбираются в качестве основных, философско-исторические концепции мож­но классифицировать следующим образом: географический де­терминизм, экономический детерминизм, технологический детер­минизм, теория факторов. Особую группу составляют концеп­ции, в которых роль главной детерминанты исторического развития отводится разного рода духовным факторам, напри­мер Божественному промыслу, человеческому разуму, религии и т. д. Провиденциализм в философии истории наиболее ха­рактерно выражен Августином. Последовательно развивая хри­стианское мировоззрение, Августин полагает, что Божествен­ный промысел, не всегда понятный человеку, управляет исто­рической судьбой. Признание ограниченности человеческого разума по сравнению с Божественным фактически сводит фи­лософию истории к констатации Божественной предопреде­ленности исторического развития. Человеческому разуму не дано проникнуть в тайные закономерности Божественного промысла. Рядом с концепцией Августина можно поставить философию истории Г. Гегеля. Абсолютная идея, разворачива­ющаяся, в частности, в истории, является рационалистическим аналогом Бога. Вместе с тем в философии Г. Гегеля человече­ский разум в состоянии приблизиться к пониманию истории, поскольку мировой разум диктует единые диалектические за­кономерности развития, действующие как на уровне истории, так и на уровне мышления человека. В просветительских концепциях главным фактором исторического развития становится не мировой, а человеческий разум. Разумные идеалы, их рас­пространение в массах должно обеспечить общественный про­гресс с точки зрения просветительской идеологии. Вместе с тем просветители обращаются не только к духовным, но и к другим факторам общественного развития, что, в частности, выразилось в формировании концепции географического детер­минизма.

Географический детерминизм акцентирует внимание на кли­матических и в целом на географических условиях, определяю­щих историческое развитие. В наиболее законченном виде кон­цепция географического детерминизма представлена в работах Ш. Монтескье и Л. Мечникова. В философии Ш. Монтескье несколько упрощенно нарисована картина влияния климатиче­ских условий на телесную организацию человека, его характер и склонности, а через это — на социальную организацию обще­ства и форму государственного устройства. Так, например, в хо­лодном климате, с его точки зрения, люди отличаются большей физической выносливостью и склонностью к героическим по­ступкам в сравнении с южными, более слабыми, ленивыми и трусливыми народами. Южане более склонны к рабству, чем северяне, поскольку обилие плодородных почв заставляет их больше думать о земледелии, чем о свободе. Менее упрощен­ным представлено влияние географического фактора в концеп­ции Л. Мечникова. Причины возникновения цивилизации кро­ются, по его мнению, в географической среде. Тропический кли­мат с его роскошной флорой и фауной не породил ни одной цивилизации, которая оставила бы заметный след в летописи че­ловечества. Чрезмерное развитие органической жизни в жарком климате приводит к тому, что жители получают все необходи­мое в изобилии и не имеют стимула к труду, что сказывается и на их умственном развитии. Не жаркий пояс, а великие реки, по мнению Л. Мечникова, стали основным фактором, повлияв­шим на зарождение и развитие цивилизации. Развиваясь, реч­ные цивилизации захватывают в свою орбиту все новые народы, постепенно создавая океанскую цивилизацию.

Положительный вклад теорий географического детерминиз­ма в философию истории заключается в том, что благодаря этим концепциям общественно-исторические процессы стали рассматриваться в контексте природы, географической среды, оказывающей существенное влияние на своеобразие историче­ского развития государств и народов. Многие философы вслед за Ш. Монтескье и Л. Мечниковым отдают должное географи­ческому фактору исторического развития. Так, например, К. Маркс обратил внимание на то, что не тропический климат, а умеренный пояс стал родиной капитала.

В философии К. Маркса и Ф. Энгельса сделан акцент на экономических факторах развития общества. В связи с этим исторический материализм часто относят к концепциям эко­номического детерминизма. В марксизме философия истории, социология и социальная философия слиты в единый ком­плекс. В качестве движущего фактора истории марксизм рас­сматривает экономические отношения, процесс производства в целом. Социальная философия, по мнению родоначальников марксизма, должна исходить не из абстрактных идей, а из ре­альных жизненных предпосылок, от которых можно отвлечься только в воображении. Такими предпосылками являются: ин­дивиды, их деятельность и материальные условия их жизни. Материальные отношения, складывающиеся в процессе произ­водства, детерминируют все остальные отношения в обществе: социально-политическую, религиозную и в целом духовную жизнь общества. Материалистическое понимание истории ут­верждает зависимость религии, философии, морали, права, идеологии и других форм общественного сознания от эконо­мических отношений. При этом каждый этап исторического развития определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений.

Критики марксизма обратили внимание на преувеличение роли экономического фактора в истории. Отвечая на обвинения в экономическом детерминизме, Ф. Энгельс в так называемых письмах об историческом материализме утверждал, что К. Маркс не отрицал обратного влияния государства, права, религии и дру­гих духовных факторов на экономические отношения, а лишь акцентировал внимание на определяющей роли экономики в об­щественном развитии.

Современные концепции технологического детерминизма апеллируют к выдающейся роли научно-технического прогрес­са в истории. Концепции индустриального, постиндустриаль­ного и информационного общества в качестве основной детер­минанты исторического развития рассматривают технику и технологии, развивающиеся на базе научного познания.

Односторонность различных видов детерминизма пытаются преодолеть теории факторов, в которых делается попытка объе­динить отдельные детерминанты исторического развития в сис­тему факторов. Основным методологическим принципом этих теорий выступает идея равноправности религиозных, экономи­ческих, технических и других детерминант. Теория факторов, высказанная в противовес марксистской философии истории, делающей акцент на экономической стороне жизни общества, не была развита в законченную концепцию, оставшись теорией лишь в названии. Теория факторов разрабатывалась М. Вебером, Р. Ароном.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 758 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...