Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В чем состоит проблема периодизации исторического процесса?



Рассматривая историю в целом как единый процесс, делая акцент на динамике исторического процесса, философия исто­рии занимает определенную позицию в отношении этапов ис­торического развития. Необходимость выделения стадий исто­рического процесса обусловлена задачей определения направ­ления исторического развития и сопоставления различных исторических эпох. Проблемой периодизации исторического процесса занимались Д. Вико, Ж. Кондорсе, Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, теоретики индустриального и информаци­онного общества. Разнообразие периодизаций исторического процесса объясняется выбором оснований, по которым весь процесс исторического развития подразделяется на определен­ные эпохи. Можно сказать, что проблема периодизации исто­рии заключается в том, как выбрать критерии выделения пе­риодов исторического развития. Анализ философско-исторических концепций показывает, что выбор критериев периодизации истории зависит от общих философско-мировоззренческих уста­новок философа. Рассматривает ли он мировую историю как единый процесс или как сосуществование локальных цивили­заций; признает ли он закономерность исторического развития и в чем состоят законы истории, верит ли он в социальный прогресс, представляет ли он историю как линейное, круговое или спиралевидное развитие — все это в конечном счете опре­деляет ту периодизацию истории, которая представлена в дан­ной философской концепции.

В Новое время, когда философия истории конституируется в самостоятельное направление философии, одним из первых к проблеме периодизации исторического процесса обратился Д. Вико. Для его концепции характерен мифологизм и абст­рактный гуманизм. Опираясь на представление о циклическом характере исторического процесса, Д. Вико выделяет три эпо­хи, которые проходит в своем развитии каждая нация: век бо­гов, век героев и век людей. Основанием для представленной периодизации является степень осознания человеком своего естественного права. В век богов право человека зависит от воли Бога. В век героев господствует право силы, а век людей характеризуется естественным правом человека. Г. Гегель осно­ванием для периодизации истории выбирает осознание свобо­ды. Он выделяет Восточный мир — царство деспотизма, в ко­тором свободным является лишь сам деспот; Греко-римский мир — в котором не один, но лишь некоторые свободны; и на­конец, Германский мир, знающий о том, что свободны все.

Периодизациям, основанным на абстрактных принципах, которыми, в частности, являются философско-исторические концепции Д. Вико и Г. Гегеля, были противопоставлены тео­рии исторического процесса, строящиеся с учетом конкрет­но-исторических факторов, таких как, например, географиче­ская среда, экономические отношения, научно-технические до­стижения. В настоящее время в наиболее развитом виде периодизация исторического процесса представлена в историче­ском материализме, базирующемся на формационном подходе, в теориях локальных культур и цивилизаций, представляющих цивилизационный подход к периодизации истории, а также в концепциях индустриального, постиндустриального и инфор­мационного общества, рассматривающих научно-технический прогресс в качестве основания для выделения стадий развития общества.

Особо следует выделить цивилизационные и культурологиче­ские концепции, в которых в противовес идее единства истори­ческого процесса выступает принцип культурологического плю­рализма. К относительно современным концепциям такого типа принадлежит теория П. Сорокина. В культурологической кон­цепции П. Сорокина выделяется три типа, или три сверхсисте­мы культуры: идеациональная, чувственная и идеалистическая. Каждый тип культуры отличается собственным менталитетом, религиозными установками, политической и экономической ор­ганизацией. В конечном счете все особенности, характеризую­щие тот или иной тип культуры, концентрируются вокруг глав­ных ценностей культуры. В идеациональнои системе бог сверх­чувственный и сверхрациональный является основной ценностью культуры. Для чувственной культуры характерно признание чув­ственной реальности в качестве единственно существующей и выступающей тем самым как основной ценностный ориентир. Идеалистическая культура признает взаимодополнимость сверх­чувственных и чувственных ценностей. Исторически существо­вавшие общества классифицируются в соответствии с предло­женной схемой. Так, например, идеациональнои системе соответ­ствуют культуры средневековой Европы и брахманской Индии, чувственной системе — европейская культура XVI—XX вв., а иде­алистической — западноевропейская культура XIII—XIV вв. Историческое развитие мыслится в данной концепции как смена типов культур.

Авторы культурологических концепций, выделяя типы культур и цивилизаций и тем самым структурируя историче­ский материал, стремятся избежать представлений об истории как о прогрессивном, закономерном развитии. Принцип куль­турологического плюрализма противопоставлен идее единства мировой истории. Таким образом, проблема периодизации ис­торического процесса оказывается неразрывно связанной с проблемой единства и многообразия истории.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 880 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...