Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что такое аксиология?



В современной философии есть раздел, отведенный иссле­дованию ценностей,— аксиология (от греч. axios — ценный и logos — слово, понятие, учение). Для философского мировоз­зрения аксиологическая проблематика имеет фундаментальное значение. Оно обусловлено тем, что задачей философии явля­ется установление предельных оснований бытия и построение, исходя из их понимания, целостного мировидения, которое помогло бы выбрать общее направление жизни, указать ее главные цели. В решении этой задачи первостепенную важ­ность имеет определение ценностных оснований человеческого бытия. Отсюда проистекает проясняющая сила ценностного подхода в философии. Существенные различия между фило­софскими системами, школами, течениями и т. д. обусловлива­ются тем, какие ценности и в каком соотношении полагаются в их основание. Например, в философии Ницше на первый план выдвигается ценность индивидуальной воли к могуществу (воли к власти), которая становится мерилом в его «переоцен­ке всех ценностей». Философствуя, человек размышляет о том, в чем суть всего существующего, ставя под вопрос себя самого. Он неизбежно оказывается перед проблемами смысла, назна­чения своей жизни, ее задач и возможностей. Ценность, досто­инство отдельного существования, включая личное, определя­ется в соотнесении его с иерархией ценностей, на вершине ко­торой — абсолютное благо. Исследование его выявляет глубокий смысл и действенность идущего от Платона сближе­ния идеального и идеала; тождества и различия ценностей бо­жественного, бытия, истины, добра, красоты, сливающихся в идее Единого-Блага, т. е.— ценностного абсолюта.

Долгое время ценностная проблематика разрабатывалась философами преимущественно в рамках онтологии, поскольку считалось, что ценности обладают абсолютным бытием в бо­жественном начале: безличном природном (космоцентризм) или личном трансцендентном (теоцентризм). Только с упроче­нием антропоцентристского мировоззрения в результате разви­тия просветительских идей появились представления о том, что высшие ценности суть «регулятивные идеи». Так называет Кант «чистые» цели, «идеалы будущего», к которым люди должны направлять свою волю, чтобы шло совершенствование человека, осуществлялся Прогресс человеческого рода. Бытие остается ценностью, но не как вневременное абсолютное бы­тие, а как одна из целей — осуществление ценности в будущем или сохранение ценного в настоящем. Кант разграничивает ценность и бытие, полагая, что ценность не существует, но об­ладает значимостью. Благодаря усилиям немецких последовате­лей Лейбница (Р. Г. Лотце, 1817—1881) и Канта (неокантиан­цы) во 2-й пол. XIX в. разворачивается философское исследо­вание ценностей, аксиология превращается в особую философскую дисциплину. Глава Баденской школы неоканти­анства В. Виндельбанд трактует философию как учение об об­щезначимых ценностях. Он выявляет ценностный характер культуры, усматривает смысл исторического движения в прогрессирующем воплощении ценностей. Важную роль в аксио­логии играет введенное Виндельбандом различие между ценно­стями-идеалами (чистыми целями) и ценностями-благами, су­ществующими в реальности и необходимыми для культуры. К первым относится, например, истина, ко вторым — наука, воплощающая идеалы истины. Блага остаются ценностями, по­скольку их сохранение и развитие выступает как цель. Значи­тельный вклад в аксиологию вносят учения немецких филосо­фов Г. Риккерта (1863—1936), М. Шелера (1874—1928), русско­го философа Н.О. Лосского (1870—1965).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 423 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...