Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что изучает философия истории?



История всегда привлекала внимание философов. Однако только в XVIII в. философия истории выделяется в самостоя­тельный раздел философии. Термин «философия истории» был введен Вольтером, а в трудах И. Гердера философия истории оформилась в особое направление исследований. К различным проблемам философии истории обращались Ш. Монтескье, Г. Гегель, К. Маркс, А. Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Вебер, О. Конт, Н. Данилевский, П. Сорокин.

Философия истории имеет особый предмет, отличающий ее от исторических наук. Вольтер полагал, что историк описывает исторические события, задача же философии истории — не из­ложение исторических событий, а истолкование исторического процесса в целом. Г. Гегель в «Лекциях по философии исто­рии» разделил всю историографию на три группы наук: перво­начальная история, рефлективная история и философская история (философия истории). Первоначальная история пред­ставлена в трудах историков, описывавших события, участни­ками которых являлись они сами. Рефлективная история — это та история, «изложение которой возвышается над современной эпохой не в отношении времени, а в отношении духа»1. Она включает в себя: всеобщую историю (историю народа, страны или мира); прагматическую историю, которая описывает про­шлое в ракурсе проблем настоящего; и критическую историю, являющуюся критическим анализом исторических трудов. В сравнении с перечисленными видами истории философия истории излагает исторический материал на основании общих философских принципов, пытается обнаружить закономерно­сти мирового исторического процесса. Несмотря на то что проблематика философии истории менялась с течением време­ни, основным признаком, отличающим ее от собственно исто­рических наук, является подход к истории с точки зрения фи­лософских принципов и категорий. Философия истории рас­сматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического процесса, проблемы детерминизма и периодиза ции истории, проблемы смысла и цели истории, вопрос о куль­туре и цивилизации, о социальном прогрессе, о единстве и много­образии исторического процесса. Особое место в философии ис­тории занимают проблемы методологии и специфики истори­ческого познания. Зарождение и развитие этой проблематики связано прежде всего с деятельностью таких направлений, как философия жизни и неокантианство. В этих философских школах история рассматривалась как эталон гуманитарных наук, поэтому исследование специфики исторического позна­ния вылилось в осмысление методологических проблем гума­нитарных наук в целом.

В кон. XIX в. философия истории становится объектом критики главным образом со стороны историков. В этот пери­од высокого уровня достигает конкретно-историческое знание, опирающееся на археологию и источниковедение. На фоне успехов исторической науки философские концепции истории начинают критиковаться за слабую связь с конкретными исто­рическими фактами, за абстрактный схематизм и дилетантизм. В этих условиях многие историки предпочитают обобщающим всемирно-историческим концепциям исследование конкретных исторических эпох, углубленное изучение частных вопросов. Историки кон. XIX — нач. XX в. противопоставляли конкрет­но-исторические исследования прежде всего просветительской и гегелевской философии истории, которые базировались на абстрактно-гуманистических принципах разума, свободы и прогресса. Логическим завершением противостояния истории и философии истории стало, по мнению А. Тойнби, превраще­ние исторической науки в «индустрию фактов». Данная тен­денция, с точки зрения А. Тойнби, выражается в том, что ис­следователи направляют усилия не на написание «всеобщих историй», а на сбор «сырого материала». Глобальность задачи сбора эмпирических данных предопределила разделение труда в исторической науке, рост числа коллективных исследований вместо индивидуальных и распространение скептического от­ношения к одиночкам, берущимся за написание обобщающих трудов. Эту тенденцию А. Тойнби называл превращением исто­рического исследования в разновидность труда «индустриаль­ных рабочих».

Исследуя процесс противостояния истории и философии истории, можно сделать следующий вывод. Претендуя на обла­дание своим собственным предметом исследования, филосо­фия истории тем не менее невозможна без опоры на достиже­ния исторической науки. В противном случае философия ис­тории рискует выродиться в схоластическую спекуляцию. Вместе с тем и исторические науки нуждаются в философии истории, поскольку в ней вырабатываются общие принципы синтеза разрозненного исторического материала.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 791 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...