Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что характеризует общество как систему?



Общество — это продукт совместной исторической деятель­ности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации.

Общество представляет собой специфическую систему, включающуюмножество элементов, в число которых входят экономические, политические, семейные и другие отношения; различного уровня общности (семья, этнос, нация, государство); структурные связи. Разнообразные виды социальных связей, от­ношений и элементов образуют тот «язык», на котором обще­ство говорит с человеком. На деятельность индивида всегда на­кладывается некая социальная форма, присущая историческому человечеству или отдельному этапу его истории. Эта форма яв­ляется результатом исторической деятельности людей и потому составляет для человека жизненную реальность. Таким образом, в системном аспекте общество предстает в широком и узком смысле. В широком — как совокупность всех способов взаимо­действия и форм объединения людей. В узком — как конкрет­но-историческая целостность или элемент этой целостности.

Для системного видения общества недостаточно признания целостности разнородных и множественных элементов; необ­ходимо еще понять характер целостности. Иными словами, стоит задача понять основания системности общества. К таким основаниям относится выделение доминирующего фактора (социального явления, связи, отношения), который бы обладал системообразующими свойствами. Этот вопрос в истории со­циальной мысли решался в рамках двух основных парадигм социально-философского мышления — социального реализма и социального номинализма. Реалистическая тенденция в пони­мании системности общества проявляется как признание при­оритета всеобщего над уникальным, единичным. Номинализм, наоборот, считает, что подлинной реальностью обладает лишь единичное, т. е. конкретный индивид, и, следовательно, социа­льное есть совокупность свойств, присущих отдельным инди­видам. Номиналистические тенденции реализованы, например, представителями английского социального номинализма. Так, у Т. Гоббса искусственный характер общества обосновывается в рамках концепции «общественный договор».

В рамках социального реализма (истоки его восходят к фи­лософии государства Платона и Аристотеля) развиваются идеи системности общества в гегелевской, марксистской и позитивистской трактовке.

Первая серьезная попытка понять общество как «тоталь­ность» представлена Гегелем. Общество для Гегеля — это дея­тельность «всемирно-исторических индивидов», через личные цели и действия которых проявляется «объективный дух» исто­рии. Социальная философия Гегеля имеет своим истоком пан­логизм: превращение логики в основание системы ведет к тому, что общество и этапы его развития рассматриваются как форма и этап всеобщей логики понятий. Системность и историзм проявляют себя в гегелевской трактовке в том, что деятельность общества составляет основу единства природы и человека. Труд для Гегеля является исторической формой дея­тельности. Произведения культуры, как продукты труда, со­гласно Гегелю, отделяют человеческое общество от животных.

Гегелевские представления об обществе как системе (универ­сализм практического отношения к миру, целеполагание и др.) были использованы К. Марксом. В то же время марксистское понимание системности общества противоположно гегелевскому: системность обеспечивается общественным производством. Об­щественное производство (производство общества) осуществляет­ся в качестве способа совместной жизнедеятельности людей, продуктом и результатом которого выступает общество. Целост­ность общества понимается Марксом как «общечеловеческий жизненный процесс», «производство — жизнь, порождающая жизнь», «производство людьми своей общественной жизни». Производство играет, по Марксу, системообразующую роль пото­му, что осуществляет жизненно важные для людей функции вос­производства материальных условий жизни, производства соци­альных связей и отношений, производства идей (идеологии) и творчество в сфере духовных ценностей. В рамках марксистской модели общества основными отношениями являются производст­венно-экономические, основными сферами — экономическая, по­литическая, социальная и духовная. Историческая специфика этих системных элементов обусловлена здесь типом экономиче­ских отношений (антагонистических или неантагонистических).

Другая картина наблюдается в трактовке системности обще­ства у позитивистов. Организмическая, натуралистская модель общества позитивистов «первой волны» (О. Конт, Г. Спенсер) связана с представлением о целостности общества, обусловлен­ной аналогией между биологической природой и социальной. Э. Дюркгейм, позитивист «второй волны», развивает функцио­нальное толкование общества. Для него общество — специфиче­ская автономная реальность, системность которой придается со­вокупностью «социальных фактов». Каждый «социальный факт» обладает самостоятельными характеристиками и не сводим к биологическим, экономическим или психологическим фено­менам социальной действительности. Основной признак «соци­ального факта» — принудительное давление на человека, и в этом случае социальная система противоположна, антагонистич­на индивиду. Системообразующим отношением у Дюркгейма выступает общественная солидарность.

Усложнение постиндустриального, информационного обще­ства, рост его многомерности меняют уровень системной орга­низации, придают ему, например, признак глобальности.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 467 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...