Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Можно ли выделить основной вопрос философии?



В процессе исторического развития предмет философии ис­торически менялся в тесной связи с развитием общества, куль­туры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего фило­софствования несомненными. Это доказывается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практиче­ски все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной зада­чей. Если в платоновско-сократовском смысле филосо­фия — это вечный поиск Истины, Добра и Красоты, то Кант определял философию как науку об отношении всякого позна­ния к существенным целям человеческого разума, а А. Камю считал основным философским вопросом вопрос о самоубий­стве, т. е. вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы ее про­жить? В современном мире самоопределение философии еще более многообразно. Возможно ли каким-либо образом охва­тить это многообразное самоопределение философии с тем, чтобы в историю философии включать не только то, что мы сегодня понимаем под философией, но и то, что под ней по­нимали другие, в том числе в веках минувших? Поиском отве­та на этот вопрос занимается методология историко-философ­ского исследования как часть истории философии.

В марксистской традиции в основу рассмотрения истори­ко-философского процесса были положены два принци­па — принцип социокультурной обусловленности философского знания и принцип развития. Конкретизацией последнего прин­ципа и выступило определение основного вопроса философии, предложенного Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и ко­нец немецкой классической философии» (1886): «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию»1. Этот вопрос, в свою очередь, подразделяется Энгельсом на два подвопроса: что является первичным или какова сущность мира? и «можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?». Ответ на первый подвопрос служит основанием для разделения всех философских учений на два направления — материализм (признает первичность бытия, природы) и идеализм (признает пер­вичность мышления, духа). Ответ на второй подвопрос — гносе­ологический — позволяет выделить две основные позиции — гносеологического оптимизма (утвердительный ответ) и агности­цизма (оспаривает возможность исчерпывающего, достоверного познания сущности мира). Историко-философский процесс предстает с точки зрения принципа развития как борьба мате­риализма и идеализма, которая вела к взаимообогащению этих двух противоположных направлений. Оба типа мировоззрения меняли свою историческую форму в тесной связи с развитием общества, науки, религии.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 251 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...