Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Какова структура философского знания?



Философское знание интегративно по своей сути, поскольку философия исследует Универсум, т. е. то, что в каждой вещи универсально, что прикрепляет каждую вещь к целому. Отмечая эту черту философии, М. М. Бахтин характеризовал ее как «ме­таязык всех наук (и всех видов познания и сознания)». В фило­софском знании слиты две парадигмы — научная (стремление к познанию объективной истины и открытость для критики всех полученных результатов) и ценностная — постулирование целей для человеческой деятельности, исходных оснований мировоззре­ния, которые не могут быть опровергнуты или подтверждены чисто логическими аргументами. Не обладая точностью матема­тических истин или чувственной подтверждаемостью истин фи­зических, философия тем не менее в своем поиске целостности мира имеет определенную логику исследования. Как правило, философское исследование начинается с онтологии (учения о бы­тии, его формах, способах и уровнях) и антропологии (учения о человеке), развивается через гносеологию (учение о познании) и далее через социальную философию в широком смысле слова. Так, если вы хотите понять, что есть мир и каково ваше место в нем, то вы попытаетесь первым делом ответить на вопрос: «Откуда появилось все то, что существует»? Это онтологический вопрос. В зависимости от ответа на этот и другие вопросы, свя­занные с предельными основаниями бытия, вы будете строить саму теорию. Если вы хотите обосновать принципы поведения или практическую философию, то должны определить общие принципы устройства социума, которые, в свою очередь, опира­ются на предельные основания бытия, задаваясь при этом вопро­сом о том, а откуда мы вообще можем что-либо знать.

Таким образом, структура философского знания включает в себя в качестве своих важнейших разделов онтологию, гносе­ологию и социальную философию. К онтологическим вопро­сам относятся вопросы о соотношении бытия и небытия, объ­ективно-предметного и субъективного бытия, вопрос об уров­нях бытия — существующее в возможности и существующее в действительности. Если конкретизировать эти вопросы, то это такие вопросы, как: Обладает ли мир в своем существова­нии единством и что является основой этого единства? Явля­ется ли мир в своем существе неизменным, или он постоянно развивается? Развивается произвольно или по определенным законам? В этом разделе рассматривается пространство, время, движение, системность как важнейшие формы бытия.

Гносеология — это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, типы познавательных отно­шений, виды знания, условия достоверности и истинности знания. Главная гносеологическая категория — это истина, а главная проб­лема — можно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления? В этом разделе рассматриваются следующие вопро­сы: Что является источником наших знаний о мире и каким ме­тодом мы получаем новое знание? Чем научное знание отличается от других видов знания? Каковы критерии истины? Какими по­знавательными способностями обладает человек? и т. д.

Социальная философия — это раздел философского знания, изучающий наиболее общие законы и ценности общественного бытия и социального познания. Основные проблемы этого раздела — природа общества, его специфика, стадии и движу­щие силы человеческой истории, общество как целостная сис­тема, общественные идеалы и перспективы человеческого об­щества, специфика познания общества и его истории. Основ­ными компонентами социальной философии в широком смысле слова являются философия истории, общая социоло­гия, этика, эстетика, аксиология, философская антропология.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 322 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...