Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие техники и технологии; феномен информационного общества



Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.Отрицание или релявитизация НТП не беспочвенна. Прогресс техники приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Последствия НТП породили в свое время разл. технократические теории. Их суть в основном сводилась к идее о том, что всеобщее технизация жизни способна решить все социальные проблемы. Широкое распространение получила концепция "постиндустриального" общества (Д. Белл и др.), согласно которой обществом станут управлять организаторы науки и техники, а определяющим фактором развития общественной жизни будут научные центры. Ошибочность ее основных положений заключается в абсолютизации, гипертрофировании роли техники и науки в обществе, в неправомерном переносе организаторских функций из одной, узкой сферы на все общество в целом; тут происходит замени целого одной из его составных частей. Ни техника, ни наука сами по себе, не в состоянии решать сложные политические проблемы. Не надо забывать о том, что техника составляет лишь часть производит. сил, и притом не самую главную. Чел как главная производительная сила общества совершенно выпал из поля зрения сторонников данной концепции. В последние годы получили распространение и прямо противоположные концепции технофобии, то есть страха перед всепроникающей и всепоглащающей силой техники. Человек ощущает себя беспомощной игрушкой в "железных тисках" НТП. С этой точки зрения НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе как среде обитания чела и самому челу. Безусловно, это вызывает тревогу всего человечества, но не должно принимать характера неотвратимой роковой силы, ибо тем самым невольно умаляется значение разумных начал, присущих человечеству

67. Глобализация как предмет соц-философского анализа. Перед философами стоит насущная задача создать теоретический фундамент для дискуссий о глобализации. Несмотря на то, что явления глобализации носят эмпирический характер, существует потребность концептуального осмысления понятийной базы этих процессов. Глобализация, несомненно, вносит коррективы в фундаментальные теории общества, а в ряде случаев может даже привести к их пересмотру. Вместе с тем, глобализация не носит такого самостоятельного и целостного характера, чтобы можно было говорить о возникновении «теории глобализации». Скорее социологические наблюдения и философские обобщения в этой области призваны обогатить теории среднего уровня, прежде всего, теории социально-экономического развития – «постиндустриального», «информационного» обществ и т.д. Внесение этического, нормативного измерения в соответствующий научный дискурс составляет одну из основных задач философии. В наст. время, помимо множества эмпирических наблюдений относительно процессов глобализации и их политических оценок, сформировалось несколько методологических подходов систематического изучения глобализации. Каждый из них восходит к определ. философскому видению сущности этих процессов.

68.Культура как предмет философского анализа; формы культуротворчества (мораль, религия, искусство).Термин "культура" латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. Слово "культура", начиная с древних эллинов и римлян, обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности. 3 основное значение слова "культура" - поклонение, почитание. Понятия "культура" и "технология" характеризуют общественную практику. Технология представляет собой материально-практическую сторону реализации взаимодействия общества (человека) и природы, а культура - духовно-практическую сторону этого взаимодействия. В истории философии выделяются основные модели культуры. Натуралистическая (Вольтер, Руссо, Гольбах) своди-культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, шдела в культуре человеческое продолжение природы. В классической модели культуры (XIX в.) человек освобождается от зависимости от природного и божественного миров и предстает как творец культуры, развивающий свои духовные потенции на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма (в идеалистическом варианте). В марксистской философии классическая модель культуры приняла материалистическую форму: культура понимается не как чисто духовное воспитание и просвещение индивида, а как создание необходимых условий (материальных прежде всего) для всестороннего развития человека. Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь человека. В постмодернистской модели обращается внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека. Эта модель отвергает попытки свести различные проявления культуры к какой-то первооснове.

Культура есть самовоспроизводство человека, осуществляемое в его материальной и духовной деятельности. В соответствии с этим различают материальную и духовную стороны культуры. Материальная культура - совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Духовная культура - сфера сознания (познание, воспитание и просвещение, наука, философия, различные формы сознания, культура общения, дискуссий и т. д.), совокупность способов деятельности по созданию духовных ценностей. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало (способности людей), а продукты духовной культуры облечены в материальную форму. Материальная и духовная культуры - две стороны ее целостного феномена. Нередко называют подуровни единой культуры: физическая, экологическая, художественная и т. п. Существует также узкое понимание культуры как отрасли народного хозяйства, осуществляющей культурно-просветительскую деятельность через библиотеки, музеи, клубные учреждения, театры и т. д.

В культуре выражен ее надбиологический характер. Человек воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. На основе этой усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше. Различаются "живая" культура — система ценностей, создаваемых в каждый данный момент жизни человека, и освоенная культура как воплощенная соц. память (в виде открытий в науке и технике, творений архитектуры и скульптуры, произведений литературы, живописи, музыки, народного творчества и т.д.). Через устойчивую сторону культуры (традиции) происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории. Традиция как выражение преемственности, как истор. память - непременное условие новаторского развития культуры. Тиражирование известного, уже сотворенного ранее - это распространение культуры. Оно приобщает шир. круг людей к процессу функционирования культуры в обществе. Творчество культуры предполагает включение нового в процесс истор. развития.

69.Культура(из 68) и духовная жизнь общества. Духовная жизнь чела и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. Духовность - сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Вместе с тем понятие духовности широко используется в концепциях «духовного возрождения», в исследованиях «духовного производства», «духовной культуры» и т.д. Духовность есть обретение смысла. Духовность - свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Проблема духовности - это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему - природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема «жизнетворчества. Нравственность же является определителем духовной культуры личности.Таким образом, духовная жизнь - важная сторона бытия и развития человека и общества. Духовная жизнь общества - область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Духовные ценности - категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.Духовное общение-процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и ее результатами, информацией, опытом, способностями, навыками; 1 из необход. и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

70. Глобальные проблемы современности и соц.прогнозирования. К глобальным проблемам относятся те, которые затрагивают основы существования человечества и нерешенность которых создает угрозу для его будущего. Глобальные проблемы - результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его противоречивости. Например, экологическую проблем) породил одноплановый. потребительский подход человечестваv природе. Глобальные проблемы есть также специфическое порождение современной эпохи (с середины XX в.), следствие обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, духовного, демографического и экологического развития в условиях новой своеобразной исторической ситуации. Глобальные проблемы касаются не только отношения человека к окружающему миру, природе. Они охватывают и внутреннюю жизнь современного общества и человека. Глобальные проблемы являются одновременно естественно-природными и социальными. Первая группа глобальных проблем связана с основными социально-экономическими и политическими задачами человечества: предотвращение мировой термоядерной войны; прекращение гонки вооружений и качественной модернизации оружия, его нераспространение; создание благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление отставания в развитии ряда стран, комплексное овладение достижениями рынка и демократической государственности. Глобальные проблемы не являются чем-то застывшим, некоторые из них обостряются и ослабевают, возникают новые





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 912 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...