Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сознание и эволюция форм отражения



Материалист. философия рассматривает сознание в его соотнесенности с материей, с отражением как ее свойством. Д. Дидро связывал развитие материальных систем с уровнем их организации и рассматривал способность к ощущению как "всеобщее свойство материи или продукт ее организованности". Ф. Энгельс считал, что материя в процессе восходящего развития своих форм вырабатывает такие свойства и способности, вершиной которых является "мыслящий дух". В. И. Ленин выдвинул гипотезу, что в фундаменте материи имеется родственное ощущениям свойство - "отражение".

Отражение есть всеобщее свойство материальных образований воспроизводить свойства и особенности других предметов, вещей, взаимодействие отражаемого и отражающего.

Отражение в неживой природе (в относительно простейшем виде) связано с такими видами материальных взаимодействий, как физическое (и механическое как его разновидность) и химическое, различные их сочетания. Оно содержит элементы информационных процессов, суть которых связана с соответствием структур. Качественным скачком в развитии Вселенной явилось возникновение органической жизни на Земле и соответственно биологических форм отражения, которые управляют приспособительным поведением биосистем. Информационные связи становятся более подвижными и активными. Возникли такие виды отражения, как раздражимость, возбудимость и психика. В отражении проявляются воздействие внешней среды и реализация внутренних установок живого существа. Специализация и развитие аппарата информационного отражения привели на уровне психики к появлению развитого головного мозга. Мозг - основной результат досоциальных этапов отражения.

43.Основные свойства и структура сознания. Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Создание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувственный и. рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Но сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.. Выделяют следующие факторы:Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. Такого рода инфо является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.2-ым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности.3-им источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний.4-ый источник сознания — мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг. Источник сознания не мозг, а отображаемое – предметный мир. Определяющим во взаимоотношении субъекта и объекта, сознания и предмета, безусловно является бытие. Реал. образ жизни человека, его бытие – вот что определяет его сознание. Мозг – орган, который обеспечивает адекватную связь человека с действительностью, т.е. правильное отражение внешнего мира. Источником сознания явл. реальность (объект. и субъект.), отражаемая челом посредством высокоорганизованного материального субстрата — головного мозга.

44 Мышление и язык. Язык – система знаков, служащая сpедством человеческого общения и мышления. С помощью языка осуществляется познание мира. Язык является социальным сpедством хpанения и пеpедачи инфо, а также упpавления человеч. поведением. Язык также дpевен как и сознание. Биолог. пpедпосылкой возникновения языка являлись сложные звуковые и двигательные фоpмы сигналов, существующие у всех животных. В пpоцессе антpопогенеза эти сигналы все чаще употpеблялись людьми для их описания и пеpеходу к сложным обобщенным звуковым комплексам.
Язык имеет две pазновидности: искусственный (специально создаваемый в науке) и естественный. Специфической особенностью человеческого языка является возможность описать сам язык и дpугие знаковые системы. Дpугой особенностью языка является его членоpаздельность, внутpенняя pасчлененность на единицы pазных уpовней. Все эти особенности обусловливают унивеpсальность языка, позволяют языку описывать поведение людей и давать личные имена людям, коллективам и пpоцессам.
Сущность языка заключается в его двуединой функции:
1. Служить сpедством общения людей.2. Являться оpудием мышления. Благодаpя языку человек воспpинимает миp не только своими оpганами чувств и думает не только своим мозгом, а оpганами чувств и мозгом всех людей, опыт котоpых воспpинят с помощью языка. Фоpмами языка являются слово, пpедложение и текст (фpазы).
Сознание и язык обpазуют единство, т.е. в своем существовании они пpедполагат дpуг дpуга как внутpенне логически офоpмленное идеальное содеpжание пpедполагает свою внешнюю идеальную фоpму. Отсюда следует выpажение: "Матеpиализация сознания пpоисходит в языке". Т.е. язык есть непосpедственная действительность мыслей.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что связь между сознанием и языком не механическая, а оpганическая. Воспpинять и понять высказанную мысль – это значит воспpинимать матеpиальный облик слов в их связи, осознавать то, что ими выpажается – мысли. Сознание отpажает действительность, а язык выpажает его в мыслях.
Речь оказывается той матеpиальной оболочкой, котоpая позволяет выpажать мысли. Речь – деятельность, сам пpоцесс общения, обмена мыслями, чувствами, котоpое осуществляется с помощью языка. Обмен мыслями складывается из двух пpоцессов: выpажения мыслей говоpящими и воспpиятия понимания этих мыслей слушающими.
Мышление – способ постижения объективной pеальности сpедством теоpетич. познания существенных свойств и отношений окpужающего миpа, а также пpоцесс твоpческого воссоздания, его целостных стpуктуp.
Речь – важнейшее сpедство фоpмиpования человеком его сознания, pазвитие pазл. фоpм общения и накопления соц. значений, символов, выбоp ценностей, без чего существование общества было бы невозможно. Мысли индивидуально высказываются лишь по фоpме, а по существу каждая мысль – pезультат общения индивидов, их сотpудничества и диалога.

45.Сознание и бессознат-е самосоз-е. Сфера сознания не исчерпывает содерж-е всей психич. жизни чел-ка.Значит. место занимает и бессоз-ое.Мозг-10-12%.Все ост. проц. бессоз-но.Бессоз-ое играет огром. роль и в познании дествит.В теч-и жизни чел. получт. огром. кол-во инф-и из внеш. мира.Всё хран-ся в височ. долях сер в-ва.С годами память стан-ся избир-ой.Храние инф-и в памяти представ. бессоз-ый проц.Нек. фил-фы и психги утвреж-т,что бессоз-ое играет реш-ю роль в познании.Это т. зр. лежит в основе конц-ии З.Фрейда.Выделил в психике чле. 3 урвня:1сознт-й,2подсоз-й,3бесоз-й.Вед-ю роль он опред-л бес-му, считая,что сознание вып-т лишь вспомог. ф-ю.Гл. мотивами деят-ти явл-ся половые влечения.С Фр. несогласным ногие фил-фы матре-ты.Они счит, что читсо бес-х псих.актов у чел. немного.К ним относ. нек-е сост-я.(эмоции,настроение)Иногда неосоз-е в дан момент, они м.б. быть осознаны.В сост аффекта…Многие бес-е психич акты были снач. осоз-ы,и смогли стать автоматич.Принцип. отлич. чертой чле. психики вл-ся сасознание.Формир-ся к 3годам.

46.Познание как предмет философского анализа. Чел отличается от любого живого существа тем,что способен осознавать бытие,способен в субъективной форме воспроизводить мир предметов,состояний,процессов.Познание-процесс целенаправленного отражения действ-ти в сознании чел-ка с целью его дальнейшего возможного изменения.Существует 2 разновидности:1)скептицизм.Юм считал,что чел-к может иметь дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не может,в силу чего вопрос о существовании,а значит и о познании внеш.мира становится бессмысленным.Скептицизм возник в античной Греции.Философ Кратил сомневался в возможности познать мир,т.к окруж.действ-ть непрерывно изменяется.2)кантовский агностицизм.Кант не отрицал сущ-ние вещей вне нас,однако объявлял их непознаваемыми.Агностики утверждали,что любые человеч.знания имеют субъективный хар-р и не дают никакой информации об окруж.мире.Философы-материалисты придерж-ся противоположной точки зрения.Они рассм-ют сознание людей как отражение внеш.мира.Поэтому признают его познаваемым.Практика-любая материал.деят-ть,направленная на преобразование природы и общ-ва.Она явл-ся основой и целью познания.Возникнув впрактике,познание обслуживает практич.потребности.Результаты познав.деят-ти внедряются в производственный процесс,а это становится возможным только в том,когда наши знания отражают действ-ть.

47.Структура и основные характеристики познавательного процесса. Философы выделяли 2 этапа познав.процесса:чувственное и рациональное.Чувственное-такое познание,кот.осущ-ся с помощью органов чувств.Посредством органов чувств,чел-к связан с окруж.его миром.Чувственное познание имеет 3 формы:ощущение,восприятие,представление.Ощущение отражает отдельн.св-ва объектов.С помощью Восприятий траж-ся предмет в целом.Большую роль в формировании представлений играет воображение и фантазия.Органы чувств обладают относит.ограниченностью в отражении св-в действ-ти.Рациональное познание-при помощи абстракций,закрепляемых путем знакового словесного выражения,чел-ку удаеся охватить все множ-во соответствующих ему вещей,событий.Абстрактное познание осущ-ся в 3-х формах:понятиях,суждениях и умозаключениях.Понятие-форма мышления,посредством кот.отображаются общие и существ.признаки предмета.Через развитие понятий развив-ся наука.Суждение-форма,посредством кот.отображ-ся наличие у предмета некот.св-в и отношений.Умозаключение-такая форма,посредством кот.на основе нескольких суждений по законам логики делается вывод.По вопросу об отношениимежду чувств.и рацион.познанием выявились 2 противоположные концепции:эмпиризм и рационализм.Многие философы считали чувство основным его видом.Это напр-е называлось эмпиризм.Не отрицая значение разума,эмпирики тем не менее недооценивали его роль.Так Джон Лок считал,что душа чел-ка подобна чистой доске.С рождения она не содержит ниодной идеи и заполняется ими по мере воздействия внеш.предметов на органы чувств.Противопол.точки зрения придержывались философы-рационалисты.В отличие от эмпириков рещающую роль в познании они отводили разуму,считая чувств.познание-недостаточн.темным знанием.

48.Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. В реал. жизни люди сталкив-ся с быстро мен-ся интруиц-и,поэтому наряду с реш-ми, основ-ми на общеприн. нормах поведения,им приход-ся принимать нестандарт. реш-я.такой проц. наз-ся творч-ом.В ист. ф-и сущ-ли многочисл.концепции,пыт-ся объяснить суть твор-ва.Платон считал твор-во юожест. способ-ю,родствен. особ. виду безумия.Многие средневек. фл-фы считали,что это способ-ть у чел. от дъявола.Представ-ли психоанализа Фрейд и Юм относ-ли твор-во к сфере бессоз-го.Совр. фил-ы основы твор-ва усматрив-т в действии биолог. факторов,в углуб. инстинктах,способ-ях закодир-х генах или не рассм-т твор-во как самовыр-е лич-ти.Любой чел. облад. творч. способ-ю.Кадж. реб-к заним-ся твор-ом, позн-я мир.Механизмы твор-ва до сих пор изучены недостаточно.Интуиций-важн.мех-зм твор-ва.Демокрит и Платон рассм. инт-ю как высш. споб-ть чел.ума.Совр. наука недост. изучила дан. явл-е.Извест. многие уч-е,сделавшие откр-я по сред-м инт-ии.Общими чертами инт-ии явл-ся:1.непосред-ть,т.е.решение задачи без логич. вывед-я,2.неосоз-ть путей получ-я рез-та.3.внезап-ть.Инт-ия Инт-ии предщест-т этап,когда все силы ученого мобили-ны на реение опред. проблемы,бессоз-е проц. его психики продолж-т дейст-ть в зад. направлении.Выдел. след. этапы интцит-го решения:1.накопление и бессоз-е распр-е образов и абстракции в сис-ме,2.неосоз-е комбинир-е и переарб-ка накопле. обстаркций,образов и правил в реш-и опред. задачи,3.четкое осознание задачи,4.неожид. нахож-е решения.Науч. открытия зачастую соверш-ся практичюодвре. различ.людьми,т.е. идеи как бы летают в воздухе.

49.Познание как постижение истины. Одна из проблем,кот. интересует философов,как определить,какое знание явл-ся истинным,а какое заблуждением.Платон утверж.,что мир в своей основеразумен и его разумностьможет быть постигнута человеком.Он был убежден,что истина сущ-ет и она может быть познана.Кроме истин.знания сущ-ют и заблуждения.Основойих явл-ся неверная оценка людьми своих знаний.Платон утверж.,что истинным может быть такое знание,кот.учит добру.В нов.время проблеме заблуждений много времени уделял Ф.Бэкан.Он утверж., что истина – дочь времени. Концепции истины:1)классическая(истина-правильн.отражение предмета,процесса в индивид.познании).2)когерентная(истина как соответствие одних знаний другим).3)программатическая(истина-то,что полезно для чел-ка).4)конвенциональная(истина-то,что признается большинством).5)экзистэнционалистическая(истина-есть свобода).6)неотомистская(истина-божеств.околение).Следует различать относит. и абсолют. истину.Относит-ная-неполное,неточное знание об объекте.Абсол-ная-полное,точноезнание.Наши знания отностельны,т.к. зависят от уровня развития общ-ва,состояния науки и ряда др.факторов.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...