Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Феномен научной революции



Методология научного познания.

В своем сочинении "Об уме" К. Гельвеции определил метод как средство, употребляемое для достижения поставленной цели. Вырастая из теории, метод служит средством ее дальнейшего развития. Всякое познание и изобретение, полагал Бэкон, должны опираться на опыт, двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Такой метод получил название индуктивного. Естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением. Попытки познания без метода - это ходьба ощупью в ночное время. Истинное знание достигается посредством выяснения причинных связей. Первая ступень познания - опыт, вторая - разум. Ученый не должен уподобляться ни муравью (постулирование общих аксиом), ни пауку (эмпиризм), а быть подобием пчелы. Но Ф. Бэкон не видел еще диалектического характера связи между чувственным восприятием и абстрактным мышлением.

Весомый вклад в развитие метода исследования внесли представители сциентистских и антропологических направлений в философии. Они, разрабатывая принципы верификации, опровержения и подтверждаемости, гипотетико-дедуктивные, рациональные и интуитивные модели строения научного знания, показали роль языка в построении картины мира. На этой основе разрабатываются аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и другие философские методы. Делаются попытки соединить разные методы. Например, Гадамер пытается совместить герменевтику с рационалистической диалектикой.

В соответствии со структурой науки выделяются уровни: а) философской методологии, рассматривающей общие принципы познания и категориальный строй науки; б) общенаучных принципов и форм исследования (теоретическая кибернетика, системный подход), применяемых в различных отраслях науки; в) конкретнонаучной методологии, т. е. совокупность методов, принципов и процедур исследования, используемых в конкретix научных дисциплинах; г) методики и техники исследования, г. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверных эмпирических данных и их первичную обработку

54. Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования.

К основным методам эмпирического исследования относятся наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение - целенаправленное восприятие предметов и яв-|лений, постижение их смысла и значения, непосредственное и с помощью приборов, в их естественном виде. Наблюдение опирается не только на работу органов чувств, но и на вырабатываемую наукой способность истолковывать чувственные данные. (Различают наблюдение внешнее (со стороны) и включенное (на-податель выступает участником изучаемого процесса).

Опытное естествознание, начало которому положено труда-ш Леонардо да Винчи, Г. Галилея и И. Ньютона, своим расцветом обязано применению измерений. Измерение есть установле-ше одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а 1кже описание этой процедуры.

Основные средства теоретического научного познания: идея, проблема, гипотеза, теория (концепция).

Идея - понятие, обозначающее смысл, значение, сущность вещи. Идея - это мысль, достигшая высокой степени объективности, полноты и конкретности, нацеленная на практическую реализацию. Идея выступает в качестве принципа объяснения явлений, отражает ценностное отношение к сущему, намечает выход за пределы наличного знания.

Проблемы вырастают из потребностей практической деятельности человека в ходе стремления к новому знанию. Проблемы возникают, по мнению К. Поппера, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при становлении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями.

Методы теоритического исследования

Одним из методов теоретического научного исследования вступает аналогия - прием познания, при котором на основе содства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках. Близок к аналогии метод моделирования -шем познания, который позволяет посредством одной системы ([естественной, а чаще искусственной, созданной человеком) вос-гроизвести другую, более сложную систему, являющуюся объек-»м исследования. Первые попытки моделирования относятся к шохе Возрождения, когда Филиппе Брунеллески создал модель сбора во Флоренции, а Микеланджело Буанаротти - модель ку-юла собора Св. Петра в Риме.

Различаются модели материальные и идеальные. Материальныe модели - вещественное воспроизведение исследуемого объекта (например, модели различных органов и тканей живого организма). Идеальные модели представляют собой совокупность вычислительных элементов - математических формул, уравнений, логических символов, различного рода знаков и т. д. В совр. познании комп способен моделировать самые различ. процессы (например, колебания рыночных цен, динамику фодонаселения, взлет и выход на орбиту искусств. спутника Земли, хим. реакцию и т. д.).В целом все методы исследования, эмпирические и теоретич., составляют единый комплекс.

55.Общелогические приемы и процедуры научного исследования. Анализ — это прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез — прямо противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое и с целью получить знание о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое. Аналитический метод получил свое развитие и в некоторых философских школах и направлениях. То же можно сказать и о синтезе. Абстрагирование и идеализация. Эти методы относятся к общенаучным приемам исследования. Абстрагирование есть процесс мысленного выделения, вычленения отдельных интересующих нас в контексте исследования признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременно отвлечение от других свойств, признаков, отношений, которые в данном контексте несущественны. Временное отвлечение от ряда признаков, свойств и отношений изучаемых предметов позволяет глубже понять явление. Идеализация является относительно самостоятельным приемом познания, хотя она и является разновидностью абстрагирования. Результатами идеализации являются такие понятия, как «точка», «прямая» в геометрии, «материальная точка» в механике, «абсолютно черное тело» или «идеальный газ» в физике т. п. В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. Образуется так называемый идеальный объект, которым может оперировать теоретическое мышление при познании реальных объектов. Индукция, дедукция, аналогия. Характерным для опытных наук приемом исследования является индукция. При использовании этого приема мысль движется от знания частного, знания фактов к знанию общего, знанию законов. В основе индукции лежат индуктивные умозаключения. Они проблематичны и не дают достоверного знания. Такие умозаключения как бы «наводят» мысль на открытие общих закономерностей, обоснование которых позже дается иными способами. В буквальном смысле индукция и означает наведение.Методом, по гносеологической направленности противоположным индукции, является дедукция. В дедуктивном умозаключении движение мысли идет от знания общего к знанию частного. В специальном смысле слова термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода по правилам логики.Аналогия. При аналогии на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях. Вывод по аналогии так же проблематичен, как и в индукции, и требует своего дальнейшего обоснования и проверки. Моделирование. Умозаключение по аналогии лежит в основании такого ныне очень широко распространенного в науке приема исследования, как моделирование. Вообще моделирование в силу своего сложного комплексного характера скорее может быть отнесено к классу методов исследования, чем приемов. Моделирование — это такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замешается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. Первый объект назыв. оригиналом, а 2-ой — моделью. Далее знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании аналогии и теории подобия.

56.Возможности и границы науки, научное и вненаучное знание. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость. Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. Выделяют следующие формы вненаучного знания: • ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира; • донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного; • паранаучное - как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом

57. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. В науке, как и в любой области чел. деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются опр. системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и разв-ся в ходе развития самой науки. В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, как "не укради", "не лги", приспособленные, разумеется, к особенностям научной деят-ти. Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Нормы науч. этики редко формулир. в виде спец. перечней и кодексов - они передаются молодым исследователям от их учителей и предшественников

58. Эволюция представл об обществе в истории философ мысли. Общество:
1) единая человеко-эколого-экономическая система;
2) есть взаимодействие материального производства, духовного производства, производства общественных отношений и формирования конкретного типа личности;
3) есть единство способа производства материальной, социальной, политической и духовной жизни.
Общество одновременно выступает как объект (подсистема универсума) и как субъект (воплощение деятельности людей). Результат истории складывается от столкновения множества отдельных воль, а бесконечное количество перекрещивающихся сил даёт равнодействующую – историческое событие. В социуме заключено единство материи и духа. История человека и общества начиналась не только с изготовления орудий труда, но и с выработки интеллекта. Общественные отношения принимают форму общественных потребностей, интересов, страстей, чувств и настроений. Таким образом, история общества выступает как множество действующих по различным направлениям стремлений людей и их разнообразных воздействий на внешний мир. С одной стороны, общество естественно развивается по объективным законам (взаимосвязи обще-ственного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки, производи-тельных сил и производственных отношений, возрастания роли народа и личности в истории, возвышения и усложнения потребностей и др.), с другой – все участники социальной сферы являются движущими силами истории. В истории философии сложились различные концепции общества: теи-стическая, натуралистическая, социопсихологическая, идеалистическая, теория коммуникативного социального действия, структурно-функциональная, теория социальной реальности, диалектико-материалистическая, культуроцентристская и др.

59. Основные стратегии исследования. Выделим некоторые черты отдельных названных концепций.
Натурализм высшие формы бытия сводит к низшим, человека растворяет в природе, лишает своей качественной определённости, свободной воли. Натуралистический подход к обществу опирается на принцип «от природы к обществу», где подчёркивается особая определяющая роль географических и космических факторов.
Психологическая концепция объясняет общественные отношения с позиций определяющей роли психологии индивида, его эмоций и воли, сферы бессознательного, социальной психологии групп и межиндивидуальных отношений.
Идеализм отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет. Абсолютизация духовного фактора в человеческом бытии означает следование просветительскому принципу «мнения правят миром».
В основе диалектико-материалистической концепции (Маркс, Энгельс, Ленин) общества лежит идея о соотношении общественного бытия и обще-ственного сознания.
Макс Вебер социальное действие считал элементарной единицей социо-логического анализа. Оно предполагает:
а) субъективную мотивацию; б) «ориентацию на других», придающую индивидуальному действию социальное значение. Вебер выделил четыре типа социального действия: 1) аффективное, не всегда осмысленное, направленное к удовлетворению страстей; 2) традиционное – подражание образцам поведения, закреплённых в традициях; 3) ценностно-рациональное (осмысленное действие организуется системой ценностей, на основе которых вырабатываются программы действий; 4) целерациональное (цели и средства их достижения избираются индивидом, критерием их адекватности явл. успех).

60.Социальная структура общества. Типы социальных структур. Соц. жизнь есть социальное взаимодействие (приспособление, оппозиция и компромисс) индивидов (как минимум двух) и общностей. При интеграции множества целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т. е. происходит "сведение" индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества. Центр. место в социально-дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса (как это дано в определении классов), но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др. Такой подход нацелен на изучение динамики социальных изменений, в то время как теория классов больше отражает относительную устойчивость социальной структуры.

Общественное разделение труда обусловливает и разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных. Что касается последнего, то здесь актуально нахождение баланса между экономической эффективностью и социальной защищенностью граждан.

Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного соотношения общечеловеческого (интернационального) и национально-государственного интересов*. Между ними имеется всегда подвижное соотношение, в лучшем случае стабильное равновесие. Что касается нации, то ее, вероятно, следует рассматривать как единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации.

Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции и социальной дифференциации. Происходит расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью. Как заметил Ясперс, едиными становятся моды и правила общения, жесты, манера говорить.

По мере развития общих черт образа жизни одновременно проявляются усиливающиеся различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые. Современный человек не стремится к единообразию, напротив, предпочитает многообразие. В международном плане сейчас обостряется борьба за рынки сбыта, использование ресурсов планеты между сверхразвитой частью мировой капиталистической системы и остальным миром. Например, 3 % населения земного шара, проживающих в США, потребляют 15% глобальных ресурсов.

В целом классовая структура в известной степени размывается, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. В развитии этносов пересекаются процессы сближения и уникализации. Надо полагать, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное.

Вероятно, в отдаленной перспективе будет единое человечество с господствующими общечеловеческими интересами, сохранятся первичные коллективы, на основе разделения труда - социальные группы, семья и индивиды.

61.Политическая сфера общества. Философия политики и права. С возникновением частной собственности и расколом общества на классы потеряли свое значение кровно-родственные и племенные связи и отношения, регулировавшие общественную жизнь. Классово-антагонистическое общество породило необходимость его политической организации. Политическая система неразрывно связана с политической властью. Власть означает способность социальных общностей, лидеров органов власти и политических партий навязывать с помощью насилия, принуждения, убеждения, авторитета, достижения компромисса свою волю другим. Субъектом политики выступает также рядовой гражданин, способный и имеющий возможности проявлять себя в сфере политики.

Гос-во - важнейший элемент политической организации общества. Известны различные концепции возникновения государства: божественного происхождения (Ф.Аквинский и др. идеологи феодализма); теория обществ. договора, положившая начало становлению политического плюрализма. При разделении общества на классы авторитета уже было недостаточно, чтобы обеспечить нормальное функционирование общественных отношений при наличии частной собственности на средства производства и поляризации общества на богатых и бедных, свободных и рабов. Если родовая организация осуществляла лишь функции регламентации общественных отношений, обусловленных природой человеческого общежития, то функции государства значительно расширяются и усложняются. С XVII-XVIII вв. постепенно начинает осознаваться значение государства для защиты ценностей естественной природы человека. Для развития естественной природы человека государственное вмешательство в частную жизнь должно свестись к min, т. к. оно способно привести к извращению сущностных начал чела.

Платон и Аристотель выделили 3 возможных вида государственного устройства: а) монархия (власть одного); б) аристократия (власть лучших или для лучших целей); в) политейя (власть народа в малом государстве-полисе, осуществляемая в общем интересе). Ныне это называют демократией. Эти мыслители предупреждали о формах деградации каждого из названных видов соответственно: в тиранию; в олигархию; в охлократию как власть толпы. Все 3 формы могут быть хороши, если они правят для общественного блага,- и все 3 искажаются, когда преследуют частные интересы.

Различают демократический, авторитарный и тоталитарный режимы управления. В период средневековья имелись в зародыше (особенно в Англии) 3 важнейших элемента современных парламентских демократий: публичность власти, ее представительский характер и наличие механизма сдержек и противовесов, цель которого не допустить сосредоточения всей полноты власти в руках какого-либо одного института, класса или сословия. Ш. Л. Монтескье, опираясь на идеи Дж. Локка и опыт английской революции, утверждал, что свобода невозможна, если она не опирается на "разделение властей" (законодательную, исполнительную и судебную).

В социалистическом государстве (в опыте СССР) сталкивались тоталитарно-этатическая и демократическая тенденции. В СНГ сейчас проявляется противоречие между здоровыми экономическими, социальными и политическими силами, заинтересованными в утверждении гуманно-демократического состояния, и силами, стоящими на позициях тоталитарного (или авторитарного) "порядка". Идеал, способный осуществить гражданский мир и согласие между обществом и государством, - сильная социальная демократия, обеспечивающая динамический баланс организации самоорганизации общества, социального контроля и частных интересов, социализации и конкуренции. В наст. время представителями i-уманистического пацифизма развивается космополитизм - идеология мирового гражданства, создания мирового государства (на базе ООН) или мировой федерации гос-в. Это связано с развитием общечеловеческой культуры и нарастанием глоб. проблем, решить которые может только объединенное человечество.

62.Источники и движ. силы соц. Динамики. О том, что побужд. людей к соц. деят-ти обсужд. на протяжении многих веков. Так Аристотель считал, что чела побуждает к дея-ти интерес. Проблема интересов, их сущ-ти, роли, классификации занимала огромное место в размыш-х фил-ов 17-19в.>мысл-ей связ-ли интересы либо со ступенями самопознания абсл. идеи,либо с божест. предназначениями. Фил-марк-ты счит-и,проявляя-ся как эк. отнош-я дан. общ-ва. Интерес фиксир-т направл-ть деят-ти чела на опред. круг явлений и на самого себя. В интересах закреп-ся отнош-я чел. к природе,общ-ым институтам,там. и дух. цен-тей общ-ва. По сфере направленности:эк,соц,полит,экологич,демогр.По характеру суб-та соцю дейст-я:классовые,нац,гос. По степени осоз-я:стих,сознат. По возмож-ти осущ-ния:мнимые,реальные. По отнош-ю к общ-ву:пргрес,реакц,относит-нейтр.Особ роль к побуд-е мотивы деят-ти играют т.же. потреб-ти чел. Потре-ти-это целост. сис-ма связей субъекта со средой,выраж-х необх-ть в опред. благах и актив-ть во владении ими. По класс-и амер. уч.Маслоу выдел:1физиологич,2экзистенцион-е(безоп-ть),3сцо,4персон(самоваж-е),5дух.Движ. силой ист.проц. явл. деят-ть всех его участников. Это и соц. общ-ти,их орг-ции,индивиды,выд-ся лич-ти.Ч\з них и на осн. их дет-ти осущся ист.Пон-ю движ. силы близко пон-е творч. сила ист проц.

63.Понятие субъекта истор. процесса; роль народа и личности в истории. Личность-субъект актив. взаимод.со средой, в процессе которого индивид постеп. приобретает личные черты. С пониманием личности тесно связ. понятие народ-это совок-ть всех категорий и групп трудящихся, создающих материальные блага и дух. ценности, реш-их в дан. эпоху прогресив.ист.задачи и обеспеч. удовлетворения личных и общ. потребностей населения. В истории философии существов. различ. точки зрения по вопросу о том, кому принадлежит опред. роль в ист. Процветания. 1.объектив. индивид-ты счит. творцом мира какую-то потустор.силу, поэтому люди неспособны влиять на ход обществ. развития. Гегель считал народ и ист.деят-ли-это орудие мир. духа.2.субъек.индивид.отвергали решающую роль народа в ист. и переоценивали роль личности. Народ-бесконеч. кол-во нулей. Они могут превращаться в положит.величину, когда в их главе стоит критич мыслящаая личность.3.фил-фы марксисты убежд., что реш. роль в ист. проц. принадлежит народу, т.к.: а)играет опред. роль в матер. произ-ве, б)явл-ся самой актив. соц. силой, в)создает и соверш-т язык, г)категория народ и личность диалектич. соотнос-е понятия. Деят-ть нра-а, условие необходимое для деят-ти личности.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 212 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...