Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цивилизация как социокультурное образование



Термин цивилизация означает гражданский, государственный. На ранних ступенях общественного развития чел был слит с родом и общиной, являлся их частичкой. Гражданственность, государственность тогда не вычленялись из общего потока истории.П.Л.Лавров полагал, что цивилизация обнаруживается в прогрессивной смене форм культуры, а носителями цивилизации являются "критически мыслящие личности". Культура же проявляется в психическом складе народа, в специфике его быта и общежития, характеризуется степенью восприимчивости к мышлению.В XIX в. дается анализ не только цивилизации в целом, ее общих черт, но и отдельных уникальных цивилизаций (европейской, французской, английской, испанской в трудах Ф. Гизо, Г. Т. Бокля, Р. Альтамира).Цивилизация включает в себя преобразованную челом, окультуренную, истор. природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также сов-ть обществ. отношений как форм соц. организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Культура задает высшие ценности, жизненные смыслы, а цивилизация - технологию их реализации. Культура и цивилизация выражают человеч. прогресс в целом, все то, что достигнуто человеком в отличие от животных, что добавил человек к природе.Некоторые соврем. авторы выделяют следующие основные значения понятия цивилизации:1) термином "цивилизация" обозначают некую устойчивую социокультурную общность людей или стран, сохраняющую уникальность на больших отрезках истор. времени.1) Понятие цивилизации также фиксирует предельно общее социокультурное различие между исторически возникшими типами цивилизационного устройства, каждый из которых реализуется во множестве конкретных видов общества.Соотношение цивилизационного и формационного развития.Одним из критериев прогресса общества является смена цивилизаций и формаций. Наличие этапов истории мыслителями отмечалось издавна - Гегель полагал, что историю делают реальные люди и вместе с тем в ней претворяется объективная логика. Высказывались также мысли, отвергавшие логику истор. процесса. Указывалось, что в обществе, в отличие от природы, отсутствует какая бы то ни было повторяемость явлений, каждое из которых индивидуально. =>, не может быть и общественно-истор. законов. Маркс исходил из того, что развитие социума, как и природных систем, совершается закономерно, через смену качественно определенных состояний, в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. Диалектико-материалистическая трактовка, вобравшая рациональные моменты рассмотренных концепций и дальше творчески развитая, при определении исторических типов общества исходит из развития социума как социальной целостности, формирующей определенный образ жизни со своим типом культуры и типом человека и вычленяет доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации, Анализ показывает, что формационный подход к обществу в конечном счете является составляющей более универсального цивилизационного. Методологическое значение концепции цивилизации состоит в том, что выявляются некие общие основания историч. развития человечества - тип человека и тип культуры, образ жизни, включающие в себя как составные характеристики формаций.В понятии "ист. эпоха" фиксируются формацион-ные (эпохи феодализма, домонополистического капитализма) характеристики и состояния (переходные, революционные и т. п.), а также определяющие для нее соц.-эконом., культурные компоненты, выражающие индивид. своеобразие, неповторимость того или иного периода (эпохи металла, Возрождения, Просвещения).




Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 357 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...