Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Христианская история даже начинается с — вероятно, неслучайных — временных совпадений; действительно, Христос рождается во времена Августа и проповедует в период творческой деятельности Филона Александрийского: то есть возникновение христианства и империи (телесного, если так можно выразиться, носителя христианского духа), христианства и учения о Логосе (предтечи теолого-философского оформления Благой Вести) имеют не только внешнюю хронологическую, но, по всей видимости, и внутреннюю провиденциальную связь.
Принято считать, что символической датой начала эпохи Возрождения — с ее вниманием к кпкНа питагшайк (дисциплинам тривиума, филологии, истории, этики, педагогики) в противовес кпкНа сНутайк (познанию божественного) — явился 1341 г., когда в ознаменование восстановления древней античной традиции Франческо Петрарка (1304—1374) за свое еще латиноязычное сочинение «Африка»1 был увенчан лавровым венком как величайший поэт на Капитолийском холме в Риме. Характерно, что для совершения этого ритуала он демонстративно отверг приглашение Парижского университета — тогдашнего центра схоластической мысли, — нарочито противопоставляя последней знание того, «кто мы, откуда и куда идем (81ат пай, <1ош1е уешато, сюпе апсНато)». Не проходит и семи лет, как по всей Европе прокатывается «черная смерть» (эпидемия чумы 1347—1353), унесшая жизни около трети европейского населения2: так что в каком-то смысле можно сказать, что средневековые люди в преддверии ожидания 7000-го года от сотворения мира в значительной своей части просто-напросто вымерли сами.
Даже термины, означающие соответствующие явления, возникают почти одновременно: в трактате «О научных и литератур-
362
7. Факультативы
1. Средневековье, которое мы потеряли
363
Д. Вазари |
ных занятиях» Леонардо Бруни (1370/74— 1444) появляется слово гшташгак, чуть позже рождается и гшташкга (1490); но почти тогда же, в 1469 г., в писаниях гуманиста Джован-ни Андреа впервые будет употреблено выражение тесИа гетрекгак3. В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джордже Вазари (1511—1574) наконец прозвучит и Ктакска; и вот уже в 1580 г. лютеранская «Книга согласия» назовет «нашу» Лютеранскую церковь геГогтага. Не секрет, однако, что деятели Возрождения придавали понятию «Средневековье» явно негативный смысл, и изучающим эту эпоху еще долго приходилось оправдывать ее в глазах современников. К счастью, указанные времена давно прошли. Средние века перестали восприниматься в общественном сознании как эпоха интеллектуального застоя, мракобесия и изуверства — если не на первую, то на две последние характеристики ныне все более претендует Новое время; да и присущий средневековой культуре религиозный настрой уже не только не кажется продуктом глобального заблуждения, но, скорее, вызывает симпатию в сердцах обывателей. Примечательно также, что даже само слово «схоластика» почти потеряло сегодня — казалось, сросшееся с ним навсегда — уничижительное значение сухой и бесплодной игры абстрактными понятиями, метафизическими фантомами и богословскими химерами. Средневековье, таким образом, ассоциируется сейчас не с периодом досадного провала в истории Европы (разбазарившим наследие Античности, ничего — кроме традиции невежества и бессмысленного догматизма — не передавшим последующим поколениям и вообще настолько неуместным, что уж лучше бы его и не было вовсе), но — может быть, и не всегда оправданно — чуть ли не с акме развития европейского духа. Действительно, — пускай несовершенный и хрупкий — готический синтез XIII в., как представляется, смог на время достичь столь трудно уловимой и сложно организованной гармонии: в онтологическом целом — божественного Откровения (истин веры) и человеческого разума (истин философии), в человеке — телесного (чувственного) и душевного (сверхчувственного) начал, в душе — рациональной (когнитивной) и волевой (аффективной) способностей.
Я не стану обращаться за примером синтеза к Альберту Великому (1193 или 1206/07—1280), который, хотя и являлся в свое
время наиболее влиятельным из схоластов и был за энциклопе-дичность познаний прозван «всеобъемлющим доктором» (сюс1ог ишуегкапк), все же явно уступает по значимости и способности выразить в себе дух схоластической эпохи своему лучшему ученику, Фоме Аквинскому (1225—1274), о котором сам же и сказал как-то, что «этот вол взревет так громко, что рев его оглушит мир». Действительно, было бы крайне наивно и недальновидно продолжать относиться к средневековому схоластическому воззрению на мир как к чему-то прошлому, пройденному, к чему не следует уже никогда возвращаться, ибо оно якобы не может более ничему нас научить. Нет, схоластика обладает в наши дни — пускай еще и не вполне осознанной — актуальностью. Тем более что эта «школьная» философия в значительной степени сама явилась школой для философии Нового времени, для всей новоевропейской рациональности. В контексте сказанного очевидно, что и метафизические воззрения св. Фомы имеют неувядаемую значимость в наши дни, сам дух его философии конгениален современности.
В своем знаменитом эссе «Святой Фома Аквинский»4 английский католический публицист Гилберт Кийт Честертон (1874—1936) замечает, что об Аквинате следует говорить или очень много, или очень мало. По понятным причинам я выбираю второй вариант и потому, конкретизируя его значимость для средневековой эпохи и характеризуя его дух, буду предельно краток.
Прежде всего, в Фоме нас поражает необычайная гармоничность его мировоззрения. Хотя сам он считал себя в первую очередь богословом и, без сомнения, помнил новозаветное предупреждение: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философи-ею» (Кол. 2, 8), — Фома тем не менее решился на рискованный шаг создания глобального теолого-философского синтеза, в рамках которого теология и философия не противоречили бы друг другу, но представляли бы из себя два взаимодополняющих пути познания реальности: путь от сверхчувственного мира к миру чувственному и путь от эмпирических областей к областям умозрения. Многим это дало повод говорить, что Фома Аквинский вообще является первым самостоятельным философом христианского Запада и в то же время первым предвозвестником философии Нового времени. Действительно, революция, совершенная им в рамках христианского мировоззрения, вкратце заключалась в том, что, восприняв как в целом правильное именно аристотелевское учение о телесном мире, Фома, творчески про-
364
7. Факультативы
1. Средневековье, которое мы потеряли
365
интерпретировав его, сам обращает свой умственный взор к этому чувственному миру, признавая его тем самым в качестве объекта познания, обладающего самостоятельной ценностью. Более того, именно через обращение к чувственному миру постигаются и многие истины богословия: так, знаменитые томистские доказательства бытия Бога исходят из анализа характеристик окружающего нас чувственного мира, который — как творение Божие — не может не быть адекватной целью для рационального познания. Фома, таким образом, реабилитирует, с одной стороны, мироздание, придавая ему высокий статус и наделяя его собственным величием, а с другой стороны, саму философию, в необходимости которой уже не приходится сомневаться.
Во-вторых, Фома Аквинский представляет из себя совершенный образец универсального мыслителя, посвятившего свои знаменитые суммы («Сумму теологии» и «Сумму против язычников»5) кропотливому изучению буквально всего сущего. Ничто не уходит от его взора, и потому самый — на первый взгляд — незначительный элемент реальности рассматривается им с такой же тщательностью, что и самые высшие из созданий. Но тот факт, что Фома ничем не ограничивает себя на пути изучения окружающего мира, вовсе не свидетельствует о его нескромности или претензии на всезнайство. Наоборот, нельзя не заметить, что св. Фома обладает большой личной скромностью, проявляющейся в абсолютной бескорыстности его титанического служения познанию. С другой стороны, он знал и когда надо остановиться: всем известно, что написание «Суммы теологии» было прервано им по собственной инициативе — быть может, в момент осознания невозможности дальнейшей работы на прежнем высоком уровне (быть может, в момент осознания тщетности своих усилий...).
Из сказанного становится очевидным и то, в чем заключается третий урок из тех, что преподносит нам Фома Аквинский. Это урок бесконечного доверия к человеческому разуму, который реально способен постигать окружающую действительность такой, какова она есть на самом деле. Столь высокий статус разума, таким образом, всецело адекватен у Фомы статусу мироздания: как последнее, не будучи иллюзорным, без сомнения, обладает самостоятельной реальностью и иерархизированной упорядоченностью (а значит, заведомо имеет способность быть осмысленной), так и первый, хоть и ограниченный в своих действиях данными органов чувств, не питается фантомами собственного производства, но ухватывает истины экстраментальных вещей, предоставляя нам достоверное знание о мире. Пожалуй,
в истории Европы найдется мало столь трезвомыслящих людей, как Фома Аквинский.
В-четвертых, философия Фомы — это предельно честная философия, предельно открытая в своем изложении. Для него — как для классического схоласта — действительно важно, чтобы читатель мог сам понять, почему автор приходит, излагая материал в своих трактатах, именно к тем, а не иным решениям проблемы. Вот почему суммы Фомы обладают весьма характерной жесткой внутренней структурой: в отдельном разделе вначале ставится вопрос, затем выносится предполагаемый ответ, приводятся аргументы в его пользу, дается окончательный ответ, наконец, предоставляются опровержения вышеперечисленных аргументов. Такое предельное обнажение ходов мысли необходимо для того, чтобы читатель действительно поверил в правоту автора, понял, что с ним не играют в интеллектуальные игры, чтобы он не почувствовал себя в результате обманутым или не способным самостоятельно постигнуть прочитанное. Недаром знаменитый искусствовед Эрвин Панофски (1892—1968) сравнивал структуру схоластических сумм с архитектоникой готических соборов — столь же честной, не театральной, прозрачной для обозревающего ее взгляда6.
И наконец, еще одна важная заслуга Фомы Аквинского состоит в том, что он не только вернул мирозданию его высокий статус и вселил в окружающих веру в широкие возможности человеческого разума, но и — в своем учении о единственности субстанциальной формы в человеке — восстановил целостность его психосоматической организации. Человек для Фомы — это уже не только та платоническая душа, что лишь живет в теле и пользуется им; это единое душевно-телесное образование, в котором телесное начало так же необходимо для самого его бытия, как и начало душевное. Можно сказать, что в каком-то смысле Фома вернул христианам их же собственные тела.
Повторю, что выделенное мною — лишь то немногое, что делает фигуру Фомы Аквинского актуальной и в наши дни7. Закончить же свои краткие замечания об «ангелическом докторе» (досгог ащепсш) мне хотелось бы опирающимися на текст «Золотой легенды» словами Лоренцо Баллы (1407—1457) из его «Похвального слова святому Фоме Аквинскому»8: «..."Фома", в соответствии со значением этого еврейского имени, переводится либо как "бездна", либо как "близнец", таков был Фома Аквинский — либо бездна некой науки, либо близнец науки и добродетели, и в том и в другом случае единственный и неправдоподоб-
366
7. Факультативы
1. Средневековье, которое мы потеряли
367
ный; он — словно некое солнце, сияющее в высшей степени блеска учености и в не меньшей степени пылающее жаром добродетелей...»
Описанная выше на примере св. Фомы универсальная система Средних веков вскоре, однако, потерпела крушение, и западноевропейский человек, отказавшись от дальнейших тяжелых попыток сообразования себя с абсолютной действительностью, фактически приступил к — теперь уже опирающемуся на собственное субъективное восприятие — искусственному конструированию взамен некомфортабельного, но реального мира Высокого Средневековья иного, как он надеялся, более простого и удобного в обращении (подогнанного, «сшитого по нему») мира Нового времени.
Тому способствовал имевший разнообразные аспекты общеевропейский кризис XIV—XV вв., которым характеризовалась так называемая «осень» средневековой культуры9. Это и упомянутая выше демографическая катастрофа («черная смерть», 1347—1353); и политический кризис, связанный со Столетней войной (1337—1453) и нарушивший феодальный порядок передачи власти в европейских государствах10; и церковный кризис, наступивший вскоре после возвращения св. Престола в Рим (1377)11 и выразившийся в возникшей вследствие этого и расколовшей католический мир Великой схизме (1378—1414), породившей Соборное движение12 и преодоленной только на Констанцском соборе в результате выбора единого папы Мартина V (1417—1431); и новые духовные движения: на Западе — протопротестантизм в духе Джона Виклифа, Яна Гуса, Иеронима Пражского и идеология «Нового благочестия» (Оеуогю тодегпа)13, чьим главным достижением был напрочь порывавший со схоластическим стилем мышления трактат Фомы Кемпийского «О подражании Христу» (ЬпгЬаНо СМкй), а на Востоке — так называемый византийский гуманизм, который в лице своих главных представителей14 прямо повлиял на заключение в 1439 г. Ферраро-Флорентийской унии.
Кроме того, свою роль сыграли и внешнеполитические изменения: прерыв Великого шелкового пути (1340), ставший, помимо прочего, поводом для поиска новых путей на Восток; падение Византийской империи (1453) и Гранадского эмирата (1492) — и как следствие, обогащение европейской культуры благодаря иммиграции греков на Запад и ее оскудение ввиду изгнания из Ис-
пании арабов и евреев. Развитие банковского дела преобразовало экономику15, изобретение огнестрельного оружия предопределило закат рыцарства, усовершенствование компаса модернизировало мореходство, применение бумаги и изобретение Иоганном Гуттенбергом (1394/99—1468) книгопечатания сильнейшим образом развило средства коммуникации16, а знаменитый образ «Бога-часовщика» Николая Орема (1323/25—1382) положил начало коренным преобразованиям в системе богословских взглядов.
В результате мы можем наблюдать нарушение с таким тщанием созданной средневековой рационально-волюнтативной гармонии; примат Воли над Разумом обеспечил последовательное крушение практически всех универсальных систем западноевропейского Средневековья:
1. Метафизико-религиозной: философия «нового пути», в лице Уильяма Оккама (1285—1349) и др., разрушившая мосты между истинами веры, разума и чувственного опыта, нарушившая гармонию онтологической, понятийной и языковой структур, обеспечила распад схоластического стиля мышления и появление мистицизма, терминизма и натурализма как продуктов поляризации позднесредневековой мысли.
2. Интеллектуальной: единый корпус «христианской мудрости» окончательно распадается на составляющие, и мы наблюдаем размежевание предметных областей наук (богословия, философии, естествознания, гуманитарных специальностей и т. д.).
3. Художественной: распадается и готический соборный синтез при обособлении различных видов искусства (архитектуры, станковой живописи, скульптуры, театра и т. д.)17.
4. Церковно-политической: нарушается гармонический баланс духовной и светской властей (в пользу последней, разумеется)18, «Золотая булла» Карла IV (1356) приводит к трансформации Священной Римской империи; рождение новоевропейского патриотизма и становление национальных государств порождают крушение всяческих надежд на создание единой европейской Сппкйашгак («Христианского мира») с папой и императором во главе.
5. Социально-экономической: происходит постепенная дискредитация идеи о единстве общественного организма (основанного на взаимной кооперации сословий воюющих, молящихся и трудящихся), нарастают противоречия между представителями благородного сословия и богатыми простолюдинами («конфликт рыцаря и буржуа»), в трактате Габриэля Биля (1410/20—1495) «О значении и пользе денег» развенчивается концепция «справедли-
368
7. Факультативы
1. Средневековье, которое мы потеряли
369
вой цены» (щкгит ргегшт) на товар, что ведет к окончательной автономизации экономики.
6. Лингвистической: латинский язык утрачивает статус общеевропейского языка культуры и межнационального общения, появляется литература на национальных языках — «Книга сокровищ» (1260—1266) Брунетто Латини, «Книга» (1298) Марко Поло, «Божественная комедия» Данте Алигьери, поэзия Франче-ско Петрарки, «Кентерберийские рассказы» (2-я пол. XIV в.) Джефри Чосера и др.
7. Географической: осуществляется выход за пределы средневековой европейской ойкумены (Сеута, 1415), наступает эпоха Великих географических открытий (открытие Америки Христофором Колумбом, 1492) — начало мировой европейской экспансии19.
8. Космологической: в трактате «Об ученом незнании» (1440) кардинал Николай Кузанский (1401—1464) учит о бесконечности мироздания и относительности его центра (мир как «сфера, центр которой везде, а окружность нигде»), чем производит «раскол» космической сферы и объявляет начало тотального функционализма (мир как система отражающих друг друга зеркал).
Наступившая в результате эпоха Возрождения (как переходная к состоянию Нового времени) и явилась одним из последствий описанного онтологического релятивизма. Утверждая примат волевого начала над рациональным в человеческой природе и рождая сознание гуманизма, она отвергает средневековое мировоззрение (как временное заблуждение) и обращается к античным культурным истокам (как к неизвращенной, подлинной норме). Возрождение в Платоновской академии во Флоренции (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и др.) платонизма и неоязычества в стремлении сочетать эти течения с христианством неизбежно вело к формированию и воспеванию идеала человека как «образа и подобия Божьего». Однако идеал этот может быть и философский — «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола (1463— Пико делла Мирандола 1494), — и одновременно вполне свет-
ский — «Придворный» Бальдассарре Кастильоне (1478—1529). К тому же вызывает весьма нехорошие подозрения и этот сверхуниверсализм ренессансного идеального человека: все эти «900 тезисов» Пико делла Мирандола или 40 000 «разрешенных» проблем и вопросов Джироламо Кардано (1501—1576) и т. п.
При этом культ фортуны и авантюрных приключений в данную эпоху — «Неистовый Орландо» Лудовико Ариосто (1474—1533) и «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо (1544—1595) — легко сочетается с апологией откровенного мещанства: «О семье» и «Домострой» Леона Баггисты Альберти (1404—1472); а идея свободного творчества как проявления бого-подобия — «титаны» Возрождения: Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонарроти (1475—1564), Рафаэль Санти (1483—1520) — с зависимостью от семей купцов и банкиров, светских и духовных властей: Медичи, Сфорца, Гонзага, Малатеста, Александр VI и др.
При стремлении к полной автономизации политики — например, во вполне откровенном политтехнологическом пособии Никколо Макиавелли (1469—1527) «Государь» — эпохе Ренессанса свойственен и совершенно непрофессиональный социальный утопизм: в жизни — мечтательный мессианизм Кола ди Риенцо (1313—1354), в теории — любительская «Утопия» Томаса Мора (1478-1535).
Что же касается ренессансной натурфилософии, то она вообще представляет из себя не более чем сплав поверхностного эмпиризма, откровенного оккультизма (герметизма, астрологии, алхимии и т. п.) и пантеистических тенденций: Корнелий Агрип-па Неттесгеймский (1487—1535), Парацельс (1493—1541), Джордано Бруно (1548—1600). Неслучайно именно в это время в Европе происходит массовое распространение народного ведовства, магии и разнообразных суеверий; как законная реакция — «охота на ведьм» и неутомимый труд святой инквизиции: деятельность Томаса Торквемады (1483—1498) в Испании, выход в свет руководства Генриха Инститориса и Якоба Шпренгера «Молот ведьм» (1487) и трактата Жана Бодена (1529/30—1596) «Демоно-мания колдунов» (1580). В целом же только за 1448—1598 гг. в Европе пришлось сжечь порядка 30 000 ведьм.
Но у ренессансного титанизма была и другая «обратная сторона»: от реабилитации сфер «естественного» и «индивидуального» чрезвычайно легко было перейти вообще к эстетико-волево-му критерию поведения (то есть к обыкновенному аморализму), а также триумфу чувственно-телесного начала («разгулу стра-
370
7. Факультативы
1. Средневековье, которое мы потеряли
371
стей»). И вовсе не только в литературе — как, например, в представляющей из себя апологию «раскрепощенности» картине Те-лемского аббатства из романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532—1564) Франсуа Рабле, — но и в жизни: разве случаен расцвет в ренессансную эпоху не только различных развлекательных представлений (маскарадов, боев быков и т. п.), порнографии, проституции, но и заурядных бытовых зверств без всякой последующей мысли о покаянии20?
Короче говоря, в охваченной возрожденческим паганизмом Италии, видимо, только сжигатель «сует» Джироламо Савонарола (1452—1498) помнил слова Августина о том, что, если «человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу» («О Граде Божием» XIV, 4).
Справедливости ради следует заметить, что так называемое Северное Возрождение — развивавшееся от позднесредневеко-вой миниатюры («Богатейший часослов герцога Беррийского» братьев Лимбург и др.) к живописи Нидерландов (Я. ван Эйк, И. Босх, П. Брейгель Старший и др.), Франции (Ж. Фуке, Ж. Клуэ Младший и др.) и Германии (А. Дюрер, Л. Кранах, X. Хольбейн Младший, М. Грюневальд и др.) — демонстрировало скорее отсутствие разрыва со средневековой готической традицией и испытывало тенденцию к инкорпорации новых идей в прежнюю систему мировосприятия, а не слом последней. Отсюда явленная в полотнах северных мастеров гармония Бога, человека и космоса, отсюда исходящее от них чувство божественного присутствия в душе и природе.
Весьма характерно также проявляемое деятелями Северного Возрождения внимание к миру во всем многообразии его деталей, каждая из которых обладает собственной ценностью, особым значением и символическим смыслом (как следствие — явный приоритет конкретно-частного перед абстрактно-общим). Нельзя не заметить и внимание к человеку как к неповторимой индивидуальности (как следствие — развитие искусства портрета). В целом же именно Северному Возрождению удалось сохранить и развить еще средневеково-готическое сочетание личного взгляда на мир и человека с признанием абсолютности сотворенного универсума.
Однако на севере Европы вовсю проявилось иное следствие наступившей эпохи онтологического релятивизма — Реформация как религиозная революция, провозгласившая примат волевого начала над рациональным в божественной природе и породившая протестантизм: отвержение католического мировоззрения
(как временного заблуждения) и обращение к евангельским религиозным истокам (как к неизвращенной, подлинной норме).
95 тезисов Мартина Лютера (1483—1546) на дверях замковой церкви в Виттенберге (1517) и его «На том стою, я не могу иначе» на Вормсском рейхстаге не просто утвердили непреложность учения о предопределении и спасении «только верой» (§о1а гМе), право толковать Писание, отрицание схоластической философии и института монашества, но и сломали всю средневековую духовно-телесную гармонию. В монастырь теперь уже фактически должен быть превращен весь мир: неудивительно, что, устанавливая свою тиранию в Женеве, Жан Кальвин (1509—1564) провозглашает в ней тотальный аскетизм и запрет всех «радостей жизни»; а от борьбы за «свободу совести» тут же переходит к расправе с инакомыслящими (Ж. Груз, Ж. Больсек, А. Перрен, С. Кастеллио, М. Сервет). Но если к роли концепции предопределения, религиозной аскезы и учения о профессиональном призвании (дег Беги!) в становлении капиталистического производства еще можно относиться без должного почтения, то значение порожденной протестантизмом педагогической теории Яна Амоса Коменского (1592—1670) не может быть преуменьшено.
Характерно, что именно собственной мистико-педагогиче-ской концепцией — включающей в себя тщательно разработанную систему духовных упражнений, основанных на роли способности воображения, и в целом ведущей к восстановлению духовно-телесной гармонии человека — прославился и главный защитник достоинства Римского Престола, автор «Духовных упражнений» и основатель в 1540 г. Общества Иисуса, девизом которого была фраза «К вящей славе Божией» (Ай таргет Бе1 §1опагл), — Игнатий Лойола (1491—1556). Но что он и вообще иезуиты могли уже сделать, если даже император Карл V (1519—1556), — повелевавший землями, над которыми «никогда не заходило солнце», — капитулировал перед тенденциями Новых времен21? Франциск Ксаверий (1506—1552) взялся за дело миссионерства, Франсиско Суарес (1548—1617) — за схоластику, Иоганн Болланд (1596—1665) — за агиографию, а великий и прекрасный Роберт Беллармин (1542—1621) просто совершил тройной подвиг, сыграв активную роль в сожжении упорствующего еретика Джордано Бруно (1600), инициировав объявление учения Николая Коперника (1473—1543) «ложным и ошибочным» (1616), а также лично указав Галилео Галилею (1564—1642) на необходимость воздержаться от распространения данного учения (что тот обещал, да так и не сделал).
372
7. Факультативы
1. Средневековье, которое мы потеряли
373
■ ' | |
в ^^^ ^■^ | ^ ^ш у |
V |
М. Монтень |
Итак, постсредневековый мир явно не удовлетворил и глубоко разочаровал своего создателя, который — утратив место в мировом целом, став бездомным, затерянным в бесконечности и крайне одиноким — утратил и способность испытывать восторг от самого факта своего бытия, то есть потерял возможность быть счастливым. В философском плане творец нововременного мира стал все более переходить от еще осторожного скепсиса Мишеля Монтеня (1533—1592) и недоуменного сомненья Джона Донна (1572—1631) к дикому ужасу Паскаля (1623—1662). В ответ на свою исключенность из порядка природы ему уже ничего не оставалось, кроме как сделать ставку на свою полную самостоятельность с опорой на исключительно личное субъективное восприятие. Произошло, таким образом, переключение внимания с области действительного на область возможного (при резком возрастании роли воображения, моделирования, спекулятивной инженерии), что в итоге привело к конструированию собственного иллюзорного мира взамен реального (с параллельным убеждением себя в истинности его существования и в способности жить в нем автономно от Бога, чье бытие, в свою очередь, становится излишним).
Так, в области богословия первоначальная «интеллектуальная любовь к Богу» приводит к полной замене «Бога Авраама, Исаака и Иакова» на «Бога философов и ученых»; в философии исходные эмпиризм и рационализм заменяются на простое продуцирование реальности из себя самого; в области естественных наук осуществляется легализация математических абстракций (геометрических точек, линий, бесконечно малых величин и т. п.) и формирование фиктивной картины мира, основанной на вне-опытном признании реальности «химер» позднесредневековой космологии (бесконечного однородного пространства, пустоты и т. п.); в сфере искусства происходит разработка математической модели зрительного восприятия и рождение псевдореалистичной перспективистской живописи, все более театрализующаяся архитектура также воспринимает иллюзионизм художественной манеры Нового времени22, кинематограф даже без каких-либо оговорок называют «великой иллюзией»; в политике
господствуют идеологии (попытки «строить жизнь по идее»), а их борьба выступает прикрытием столкновений финансовых интересов; в экономике, где возрастает роль банковского и акционерного капиталов, все более усиливается зависимость производящего хозяйства и личных доходов от биржевых игр; и наконец, просто в быту от стремления к свободе поведения в обществе человек незаметно для себя переходит к шаблонному исполнению социальных ролей, вместо идеала добропорядочности и благопристойности ему навязывается так называемая политкоррект-ность, причем шоубизнес (включающий в себя и спорт) начинает играть в обществе все более и более гипертрофированную роль.
В результате человек осознает ирреальность созданного им мира и абсолютную невозможность дальнейшего в нем пребывания; после разочарования в себе и в своей творческой активности человек охвачен страхом перед самим собой и делами рук своих. Его все более даже на бессознательном уровне тянет от эрзацев к самим вещам, от «колесиков и винтиков» социального механизма — к другим живым людям, от господства Безличных Сил — к Живому Богу.
Но кто поможет ему на этом пути? Кого с большей или меньшей степенью вероятности можно определить в качестве творцов упомянутых выше «обратных перспектив»? Предтечи контрмодернизма — вроде романтика Новалиса (1772—1801) с его «Христианством, или Европой» или легитимистов типа Ж. де Местра (1753-1821), Л.-Г.-А. Бональда (1754-1840) и Ф. Р. де Шатоб-риана (1768—1848) — давно всеми, и отчасти справедливо, забыты. О Рихарде Вагнере (1813—1883) тоже лучше вспоминать лишь как об удавшемся музыканте (хотя бы ради того, чтобы не вспоминать тут же об одном неудавшемся художнике). Назарейцы и прерафаэлиты непопулярны; рпйокорЫа регепшк чересчур эзоте-рична. Жуткая мистика Гофмана воспринимается ныне как ше-мякинский карнавал, безотчетная героика Толкиена превратилась в «нескучные» игры, Честертона не читают вовсе. Что же касается попавших не в свое время монарших фигур — Павла I и Людвига II Баварского, — то их обоих (хотя и не в одинаковой последовательности и различными способами) объявили сумасшедшими, предали и убили...
Когда-то на земле казнили величайшего преступника, а Он оказался Богом. Когда-то Сервантес (1547—1616) написал пародию на Рыцаря Печального Образа, а ее бредящий безвозвратно утраченным Средневековьем, безумный для всех окружающих герой стал олицетворением всего самого чистого и прекрасного, что
374
7. Факультативы
2. Пространственные искусства в культуре.,
375
только есть в человеке, и — как хотелось бы все-таки надеяться, — подобно всаднику из Бамбергского собора, «уже никогда не устанет в пустоту устремлять дерзкий взор — как в Небесное Царство».
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 341 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!