Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

М. К. Мамардашвили



реннюю целесообразность. После некоторого спада 2000—2005 гг., возможно обусловленного сменой поколений и исчерпанностью накопленных ресурсов, намечается — как можно с осторожностью заметить — «положительная динамика». Во вся­ком случае, одним из главных результатов прошедшего двадцати­летия стала уверенность в том, что культура в целом действитель­но может быть предметом современной науки: как в ее эмпириче­ской версии (культурология), так в метафизической (философия культуры), и хотя культурология как наука еще не вполне сфор­мировалась, но предмет ее уже прояснен и изучается содружест­вом гуманитарных наук.

Примечания

1 Здесь и далее авторы уделяют преимущественное внимание средиземно­
морско-европейской культурной истории. Это обусловлено не европоцентриз­
мом, а большей иллюстративностью и доступностью для понимания той тради­
ции, к которой принадлежат наши читатели.

2 Греч, «демиургос» значит «мастер», «ремесленник».

3 Антигона (332—375). Перевод Д. С. Мережковского.

4 Лурье, 558.

5 Ст. 1448—1455. Пер. Ф. Петровского.

6 321 с—е. Пер. В. С. Соловьева.

7 322 с-<1.

8 Мы, конечно, не можем отождествить эту науку с культурологией. Есть
даже мнение, что «созданная Ибн Халдуном наука никак не совпадает ни с ка­
ким "аналогом", который мы могли бы обнаружить в западной мысли, — по той
простой причине, что такие аналоги отсутствуют». В ст.: Смирнов А. В. Ибн Хал-
дун и его новая наука / Историко-философский ежегодник 2007. М., 2008.
С. 185-186.

9 Именно этот термин используют французские мыслители, в отличие от не­
мецких просветителей, выбравших термин «культура». Считается, что впервые
слово «цивилизация» в современном смысле введено французским экономистом
В. Р. Мирабо в книге «Друг людей» (1756).

10 Автор термина «культурфилософия» — немецкий романтик А. Мюллер.


11 От «81шт шк1 Вга炙 — названия драмы Ф. М. Клингера (1752—1831),
одного из активных деятелей движения. Отсюда и термин «штюрмеры» приме­
нительно к участникам «Бури и натиска».

12 «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», 1784; «Ответ
на вопрос: что такое просвещение?», 1784; «Предполагаемое начало человече­
ской истории», 1786; «Религия в пределах только разума», 1793; «Конец всего су­
щего», 1794; «К вечному миру», 1795; «Антропология с прагматической точки
зрения», 1798; «Логика», 1800; «О педагогике», 1803.

13 Кант И. Соч. на немецком и русском языках. Т. 4. М., 2001. С. 701.

14 Там же.

15 Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 453—454.

16 Там же. С. 454.

17 Кант И. Соч. на немецком и русском языках. Т. 4. М., 2001. С. 711.

18 От греч. пурогурбяк — набросок, очерк, эскиз, пример, образец.

19 Случай, рассмотренный в «Критике чистого разума».

20 Кант И. Соч. на немецком и русском языках. Т. 4. М., 2001. С. 515.

21 «Бая 8спопе 181 йа& 8утЪо1 йея 8ш.Цсп-Сти1еп». В кн.: Кант И. Соч. на не­
мецком и русском языках. Т. 4. М., 2001. С. 517.

22 Там же. С. 523.

23 Там же. С. 525.

24 Особо следует отметить различные версии феноменологии духа, данные
Гегелем и Шеллингом (и напрямую связанные с методом Канта), и опыт морфо­
логии культуры в виталистских, символических и герменевтических направлени­
ях культурологии XX в.

25 Свой исходный философский «миф» Гегель излагает в «Феноменологии
духа», значение которой не умалили более поздние версии системы. Для понима­
ния Гегеля также важны «Лекции», составленные на основе записей его учени­
ков. В нашем случае ценный источник — это лекции по философии права, эсте­
тике, философии религии, философии истории, истории философии.

26 Этот термин сам Дильтей употреблял редко. Но именно он переосмыслил
герменевтику Шлейермахера и создал предпосылки для герменевтики Хайдеггера
и Гадамера.

27 Хайдеггер критически заметил, что «формальная структура взаимосвязи
жизни в конечном итоге определяется у Дильтея гуманистическим идеалом Гёте
и Гумбольдта», но сегодня мы в этом скорее можем увидеть преимущество Диль­
тея, его способность сохранить преемственность европейской гуманитаристики.

28 Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрож­
дения и Реформации. М., 2000.

29 Интересна, но менее показательна в этом отношении эстетика раннего и
среднего Дильтея, представленная в т. 4 издаваемого собрания. См.: Дильтей В.
Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. Герменевтика и теория литературы. М., 2001.

30 «Философия Ницше в свете нашего опыта». Собр. соч.: в 10 т. Т. 10.
С. 359.

31 Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. С. 151.

32 Там же. С. 265.

33 Там же. С. 264.

34 Там же. С. 344.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 285 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...