Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Структурно-семиотические методы в культурологии стали
специфическим изобретением XX в. Успехи структурной лин
гвистики, свойственное веку сближение гуманитарных наук с
точными и естественными подсказали культурологии возмож
ность освоения этого пути. Более или менее самостоятельны
ми его версиями являются структурализм,
семиотика и различные изводы общей тео
рии систем. Центральная идея применения
структурно-семиотических методов к куль
туре заключалась в выявлении и изучении
базовых структур культуры и разных типов
их динамики. Под структурой подразумева
лась устойчивая связь элементов целого, ко
торая могла сохраняться в преобразованиях
или закономерно изменяться в зависимости
от целей структуры и взаимодействия со сре
дой или другими структурами. Для культуро- ж. Пиаже
328
6. История культурологической мысли
XX век
329
Л. С. Выготский |
логии авторитетным источником образцов стала лингвистика: концепция Ф. де Соссю-ра, разработки Московского и Пражского лингвистических кружков, Копенгагенская глоссематика и др. Важное значение имел также параллельный опыт этнографии (Ле-ви-Стросс), психоанализа (Лакан), литературоведения (Р. Барт, школа телькелистов, формальная школа Тынянова, Шкловского, Эйхенбаума, Якобсона, фольклористика Проппа), психологии (Пиаже, Выготский). Со временем культурструктурализм приобретает черты идеологии, установочными принципами которой являются:
• понимание культуры как совокупности знаковых систем и культурных текстов;
• полагание естественного языка базовой и универсальной структурой;
• изучение латентных неизменных структур и механизмов языка и психики;
• признание их безличности и бессознательности;
• познание этих глубинных структур объективными научными методами с использованием аналогии между структурами языка и механизмами действия бессознательного;
• усмотрение в человеческой деятельности проявления этих структур как константных правил порождения символических объектов;
• выявление в текстах культуры симптомов наличия таких объектов и расшифровка их устройства и функции.
Вполне естественно, что такие установки сосредоточивают исследование на анализе культурных текстов, под каковыми понимаются любые знаковые системы (в том числе поведение и общение), функционально включенные в культуру. Техника структуралистского анализа предполагает некоторые однотипные приемы. Так, в феномене («тексте») или ряде феноменов культуры надо усмотреть повторяющиеся либо подобные моменты, которые являются симптомами структуры; затем вычленить в этой предметности минимальные элементы анализа (каковыми обычно являются «бинарные оппозиции»); установить, какие правила комбинаторики и преобразований управляют этими элементами; понять, как происходит «сборка» этих элементов в символический объект; научиться переносить полученную модель на аналогичные «тексты» и достигать этим взаимопрояснения текстов;
выявить фундаментальные структуры бессознательного, лежащие в основе этих механизмов. Со временем в рамках этой гуманитарной парадигмы обнаружилось устойчивое тяготение друг к другу семиотики, структурализма, психоанализа и евромарксиз-ма. В ряде случаев (критика культурных мифов, анализ массового сознания, понимание древних культур и т. п.) метод достиг значительных успехов; его усилиями был осуществлен знаменательный переход от научного стиля XIX в. — психологизма, истори-цизма, волюнтаризма, витализма, позитивизма — к изучению объективных знаковых структур. Но от такого наследия XIX в., как сциентизм и редукционизм, этот метод, разумеется, не был свободен. Постепенно очевидной стала ловушка, в которую попал структурализм: с неизбежностью осуществлялся переход от конкретного к абстрактному, от которого предостерегал еще Гегель. Сам аналитический процесс этого метода мог дать эвристически богатые продукты, но на выходе зачастую оказывалась не только безличная, но и бессмысленная абстракция.
К концу 60-х годов кризис структурализма привел к пересмотру не только его методического арсенала, но и его аксиологии. Этот период обычно называют постструктурализмом. В вину структурализму вменяется утрата гуманистического аспекта, потеря человека, мировоззренческая нейтральность, рационалистический объективизм (воспринимавшийся в эпоху молодежного радикализма как конформизм и оппортунизм). Новая интеллектуальная волна (явление в первую очередь французское, включающее и структуралистов-ревизионистов, и создателей оригинальных версий) вьщвинула ряд своих лидеров, среди которых поздние Р. Барт (1915—1980) и Ю. Кристева (р. 1935), Ж.-Ф. Лио-тар (1924-1998), Ж. Делёз (1925-1995), М.Фуко (1926-1984), Ж. Бодрийяр (р. 1929), Ж. Деррида (р. 1929) и др.
Принято считать, что постструктурализм сохраняет понимание культуры как текста, подлежащего декодированию по определенным правилам, но по-новому трактует сам феномен текста. Теперь смысл текста определяется контекстом — социальными, личностными, историческими и вообще внерациональными предпосылками текста. Особо важен контекст властных отношений — едва ли не главная объяснительная модель для постструктурализма. Для выявления этого контекста Деррида разрабатывает метод «деконструкции»: разложение текста на детали; различение в полученном продукте того, что хотел сказать автор, и того, что просвечивает в тексте помимо его воли; обратная реконструкция текста, которая возвращает нам уже полисемантич-
330
6. История культурологической мысли
XX век
331
ный текст, открытый бесконечному контексту. Ключевую роль здесь играет личность самого аналитика, поскольку лишь его интуиция может различить «следы» авторского начала, независимого от автора смысла, интертекстуальные смыслы, остатки прошлых прочтений, толкований и т. п. Задача «деконструкции» — разоблачить «логоцентризм» и «власть», которые пронизывают европейскую традицию, защитить от них человека, понимаемого как свободная стихия желаний.
Р. Барт |
Показательна в аспекте понимания программы постструктурализма эволюция Р. Барта, придающего своим старым категориям новую семантику. В 70-е годы он начинает различать «произведение», культурный продукт в классическом смысле слова, и «текст» — континуум независимых от автора смыслов, которые позволяют читателю начать свою собственную игру и раскрепостить все задавленное прописями и запретами культуры. Понятие «знак» теперь не предполагает поиски «правильного» знака, очищение знаков через демифологизацию: новая задача состоит в освобождении знака от денотатов, в создании на месте означаемого пустого поля для игры возможностей (так, как это умеют делать авангард и древнее искусство Востока). Понятие «письмо» (которое раньше означало у Барта текст как некое социально-ментальное клише, подчиняющее себе живое субъективное сообщение и подлежащее разоблачению) теперь означает семантически разомкнутое построение, освобождающее нас от обязанности формулировки законченных смыслов. Близко к этому концепту понятие «интертекстуальности», введенное Кристевой: это бесконечное поле знаков, в котором ни один из текстов или контекстов не является окончательным, поскольку участвует в неограниченных связях со всеми остальными текстами, даже если мы не в состоянии указать на конкретный модус этих связей.
Не менее показательны поиски позднего Фуко. В ранней книге «Слова и вещи» (1966) он разрабатывает свою археологию знания, интерпретирующую культуру как дискретную смену «эпистем», объяснительных матриц, «исторических априори», задающих правила построения культурного мира, но не связанных преемственностью ни с предыдущими эпистемами, ни с личными или групповыми замыслами субъектов истории. В «Археологии знания» (1969) близкая концепция описывается понятием
М. Фуко |
«дискурсивные практики». В 70-е годы концепция заметно меняется: дискурс теперь не организующий и структурирующий источник смыслов, а источник «знания-власти», которое неизбежно связано с насилием во всех его социальных воплощениях. (Фуко пишет обширные истории репрессивных практик — сексуальной, юридической, психиатрической, — чтобы документировать свою теорию.) Как таковое, «знание-власть» должно быть разрушено всеми доступными средствами, но наиболее эффективным Фуко — в последний период творчества — считает некую технику работы над собой (гесЫщиек де §о1): метод самосоздания, предполагающий, в частности, опыт свободного слова и искусство формирования личного стиля. Эта тема, близкая классическому морализму, — несколько неожиданный, но знаковый итог бунтарского постструктурализма,
Ч. Пирс |
Особой ветвью структурального направления можно считать
семиотику (семиологию) — науку о знаках и знаковых системах
в их статике и динамике. Основы семио
тики принято возводить к трудам Ч. Пирса
(1839-1914), Ф. де Соссюра (1857-1913) и
Ч. Морриса (1901—1979). Для культуроло
гии особо значимыми оказались исследо
вания так называемых вторичных знако
вых языков («вторичных моделирующих
систем») — языков культуры, возникших
на основе первичных естественных язы
ков (таковы знаковые аспекты искусства,
мифа, ритуала, этикета, морали и т. п.).
Вобрав многое из достижений лингвисти
ки, теории информации, нейрофизиоло
гии, структурных исследований, семиоти
ка перенесла эти методы в область гума
нитарных наук, стремясь преодолеть их
субъективность и идеологичность. Способ
ность семиотики рассмотреть художест
венный, социальный или исторический
феномен как «язык» со сложными и мно
гоуровневыми семантическими, синтакси
ческими и прагматическими связями по
зволила ей открыть новые возможности Ф. де Соссюр
332
6. История культурологической мысли
XX век
333
эстетики, культурологии, социологии, теории перевода, мифове-дения. Идея «семиотической многоканальности» оживила тему полицентризма и диалогизма культур. Активными центрами семиотики были США (Р.Якобсон), Франция (Р.Барт, А. Грей-мас, Ю. Кристева) и Италия (У. Эко и др.). Особо следует упомянуть тартуско-московскую семиотическую школу (см. ниже), которая была во 2-й пол. XX в. источником гуманитарных достижений, имевших мировую валентность.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1856 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!