Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В жизни каждой страны есть период кардинальных изменений, определяющих ее судьбу на долгое время. Для Англии им стал XVIII век. В это время изменилось все: из островного государства Англия превратилась в империю, в страну с передовой промышленностью и в общество, которое научилось смотреть на
408
7. Факультативы
3. Речь Патриота, или О гравюрах Хогарта
409
себя со стороны. Сложение английской национальной школы живописи оказывается одновременно и причиной и следствием самоопределения нации.
Английское искусство всегда остро переживало свой островной характер. Любой эпохальный стиль европейского искусства в Англии принимал самые причудливые формы (будь то английская школа миниатюры, перпендикулярный стиль, украшенная готика, английский вариант барокко и т. д.), всегда отражающие свойства английского характера: рационализм или стремление к ясности, любовь к рассказыванию историй и тяготение к линии и к украшенной поверхности40.
Англия Генриха VIII разорвала отношения с римской церковью. Изобразительное искусство, всегда отражающее дух времени, ответило на это кризисом, провинциальностью, необходимостью приглашать художников с континента. Ситуация изменилась только в XVIII в., и началось это изменение с творчества одного из самых самобытных художников XVIII в. — Уильяма Хогарта.
Уильяма Хогарта недаром называют родоначальником английской школы живописи. В нем соединились яркий художественный талант, помноженный на яростный общественный темперамент. Он явился новатором во всем: в жанровой структуре живописи, в том, какую роль он играл как художник. Впервые художник стал реагировать на все, что происходило в повседневной жизни. Эта статья рассказывает об одной серии гравюр этого художника.
«Посмотри, о брат-англичанин, и ужаснись: я покажу тебе трущобы Сент-Джайлса в Вестминстере. Вот справа на лестнице сидел когда-то уличный певец. Его тело уже превратилось в скелет, а рука все еще сжимает бутылку. В его корзине листок бумаги, на котором ты прочтешь: "Погибель мадам Джин". Но вид мертвеца никого не ужасает: погруженные в джиновый дурман, все думают только о себе и о своей выпивке.
Вот на лестнице сидит несчастная... Она пьяна до беспамятства, ее ноги в венерических язвах, она тянется за понюшкой табака, а в это время ребенок выскальзывает у нее из рук и летит с лестницы, также — в объятия смерти. Он разобьется перед входом в Королевскую Джиновую Таверну. Над ее дверью — хорошо знакомая надпись: "Выпьешь за пенни. Напьешся за два. Свежая солома бесплатно".
А вот справа — мать, которая вливает джин в рот своему ребенку, чтобы тот молчал. Вот в гроб кладут голую женщину, ибо она продала свое белье, чтобы утолить жажду алкоголя, а ря-
дом — ее брошенный младенец. Разве ты не знаешь, англичанин, что к середине нашего просвещенного XVIII столетия только один ребенок из пяти доживает до пяти лет?..
Дальше — человек, потерявший всякое достоинство. Он делит с собакой кость. А рядом его собрат — пьяный так давно, что улитка успела влезть к нему на плечо.
Правее ты увидишь дом и лавку перегонщика этого низкопробного пойла. Дом его соседа разрушается, стена уже накренилась, куски кровли сыплются на прохожих, но головы их одурманены. Когда-то в этом доме была цирюльня, но разве теперь может кто-нибудь позволить себе стрижку? Хозяин прогорел и повесился. Труп его до сих пор виден в окне второго этажа.
Но есть и те, кто процветает на этой улице, улице Джина.
Вот справа — таверна перегонщика Килмана (Кйтап сНкШ-1ег), где он делает маленький бизнес: он продает джин школьникам. Ты же знаешь, что эти господа — благодаря заботе наших доблестных парламентариев — с 1747 г. имеют право продавать джин прямо в своих смердящих джинокурнях. Впрочем, жизнь его беспокойна: на фоне бочек с джином разгорелась драка между нищими — один на костылях, а другой слепой.
А слева — контора ростовщика. Этого господина зовут С. Угнетатель (8. Опре), и к нему как раз пришли двое несчастных. Женщина в лохмотьях принесла кухонную посуду, чтобы заложить ее и наскрести денег на еще одну выпивку себе и мужу. И у гробовщика много заказов сегодня. А на все это издалека, из района богачей Блюмсбери взирает статуя Георга I.
Может быть, ты, зритель, думаешь, что я это все придумал? Но разве не слышал ты сам и весь Лондон о страшной истории Джудит Дефор, нищенке и алкоголичке? Ее ребенка воспитывал местный приход. В один воскресный день она забрала его из приюта, а потом его труп нашли без одежды, которую мать продала, чтобы купить себе джин. Эта антимать, мадонна наоборот, и изображена в центре моей гравюры.
Ты видишь, что джин покушается не только на твой кошелек и жизнь, но и на наши нравственные, христианские ценности, которые мы, англичане, со многим трудом и кровью защитили от покушений папистов!»
Примерно так мог бы изъяснить зрителю смысл своей гравюры «Улица Джина» Уильям Хогарт (1697—1764) — человек-эпоха для английского искусства. С него начинается английское искусство как национальная школа. На одном из автопортретов Хогарт изобразил себя с бульдогом — собакой английской
7. Факультативы
3. Речь Патриота, или О гравюрах Хогарта
породы, выведенной в XVII в. специально для травли быков и медведей, своего рода спорта британских джентльменов. Великие европейские художники выбирали себе более поэтические атрибуты; Хогарт же как бы говорит, что он всего лишь сторожевая собака английской морали.
Одним из его сюжетов стало так называемое «джиновое помешательство» или «джиновая лихорадка» (От Сгаге) — период знаменательный в истории Англии, когда политика, экономика, религиозное рвение, гражданское чувство и... рождение английского джина сплелись в парадоксальный клубок. Именно в полемике вокруг джина Хогарт поучаствовал двумя своими знаменитыми гравюрами — «Улица Джина» и «Улица Эля», — выпущенными в 1751 г. в массовую продажу по уникально низкой цене — один шиллинг (пять пенсов) за штуку.
Момент был как нельзя более удачным. В парламенте вот-вот должны были приступить к обсуждению очередного Билля о джине. Хогарт и его друзья-просветители, прежде всего писатель-сатирик Генри Филдинг, надеялись повлиять на мнение добрых англичан и их избранников-парламентариев. Филдинг напечатал труд «К вопросу о причинах роста грабежей». К этому времени с ними был и автор «Робинзона Крузо» Даниэль Дефо, первоначально выступавший за джин, вернее за свободную торговлю.
К этому моменту джин уже почти 30 лет был для Англии настоящей национальной проблемой. Он был завезен на остров в 80-е годы XVII в., в эпоху «славной революции» — второго, бескровного свержения монархии, когда парламент призвал на английский престол статхаудера (мы сейчас сказали бы — президента) Голландии Вильгельма Оранского. Его-то свита и войско и привезли с собой «мадам джиневру» — крепкий напиток (около 45 %), полученный в результате перегонки зернового спирта с настоем можжевеловых ягод (его название происходит от французского слова §ешеуге — можжевельник). Согласно легенде впервые он был произведен именно в Голландии, в городе Лейден в XVI в. Англичане стали называть его просто «джин» (§т).
Однако, возможно, джин так и остался бы одним из привозных напитков, если бы не восходящая звезда английской колониальной империи. Тогда главными противниками англичан в борьбе за колонии, в том числе американские, были французы. Английское правительство вело с ними беспощадные и затяжные экономические войны. В первые два десятилетия XVIII в. были наложены запреты на ввоз в страну французских товаров, в
том числе вин. Параллельно активно поощрялись английские производители. В результате их активизации, а также благодаря благоприятным погодным условиям, большим урожаям и хорошей международной конъюнктуре цены на продукты, прежде всего на английское зерно, стали падать. Казалось бы, землевладельцы вот-вот начнут сокращать посевы, подскочит безработица—и снова беда у порога. Но тут на выручку английской экономике пришла заморская штучка: огромные излишки зерна пустили в перегонку, страна за считанные годы буквально была залита дешевым — уже английским — джином.
В восторге были все. Правящей партии вигов, выступавшей за свободу торговли, поскольку она получала поддержку от финансистов Сити и богатых купцов, не пришлось пересматривать свою политику. Оппозиция в лице тори была удовлетворена тем, что ее приверженцы — земельная аристократия — не понесли существенного убытка. Избиратели сохранили рабочие места и приобрели новое дешевое утешение.
Однако всякое процветание имеет и оборотную сторону. Англичане, в массе своей до этого не знакомые с крепкими дистиллятами (в этом они были не чета шотландцам), легко попадали в зависимость от «мадам джиневры». Возможно, популярности джина в народе способствовал и простой, сладковатый вкус напитка; только с усовершенствованием технологии джин стал более сухим. Джиновая проблема стала первой в Европе проблемой массовой наркомании со всеми вытекающими социальными последствиями. Ускользнув от голода, страна сползала в джиновое помешательство.
Уже в 1720—1730-е годы парламент попытался ввести ограничения на торговлю и производство джина, хотя запрещать его по понятным причинам никто не собирался. Однако билли 1736 и 1743 гг. потерпели неудачу. Было предложено продавать производителям джина дорогие лицензии, чтобы повысить цену на конечный продукт и вывести его из поля зрения социальных низов. Но в Лондоне за год было куплено всего лишь две пятидесятифунтовых лицензии на производство джина, а большинство джиногонщиков просто переименовали свои напитки в «Дамскую радость», «Раздень меня!» и в «Утешение рогоносца», убрав, таким образом, слово джин из названия. Нужен был новый закон, на этот раз регламентировавший само производство, способствовавший повышению качества джина. Его обсуждение сопровождалось мощной общественной кампанией. И Хогарт, и Филдинг, и Дефо были ее участниками.
412
7. Факультативы
3. Речь Патриота, или О гравюрах Хогарта
413
Они не были настолько наивны, чтобы полагать, будто нравственное падение напрямую зависит от цены на спиртное. Нет, это результат патологического процесса, который разъедает все общество. По Хогарту, два червя подтачивают современное ему английское общество: финансовые спекуляции и коррупция в парламенте, а они — одновременно и причины и следствия роскоши. Именно роскошь превращает граждан, думающих об общем благе, в беспринципных эгоистов.
Буквально как патологоанатомы, английские просветители наблюдали, как зловещие процессы проникают в общество и разъедают его. Да, благодаря торговле англичане оказались впереди всей Европы. Но эта же торговля ведет к мошенничеству и жадности, убивая на своем пути добродетель и простоту обращения; спекуляции на фондовом рынке приводят к тому, что влияние оказывается в руках недостойных, которые, говоря словами Дефо, «разжигают между нами новую гражданскую войну, когда им вздумается». Не слишком ли это высокая цена за процветание?
Уникальность Хогарта состоит в том, что он предлагает и положительный идеал. Его символом становится английский национальный напиток — эль. «Пойдем же теперь, зритель, на улицу Пива. Как же здесь хорошо и привольно! "Здесь все счастливы и процветают. Производство идет рука об руку с радостью" (это подлинные слова самого Хогарта).
Какое вокруг строительное оживление!.. Дом, который разрушался на улице Джина, здесь стоит в лесах, и на его крыше закончившие работу кровельщики отмечают это событие кружками доброго эля. Внизу рабочие мостят проезжую часть, утоляя жажду столь благоприятно действующим на здоровье пивом. Ведь ты знаешь, о брат, что в Лондоне вода очень плоха и лучше пить пиво, в котором хмель убил все зловредные существа.
По новой мостовой в паланкине несут матрону, а на улице Джина в тележке везли пьяную, которая уже не могла передвигаться сама. Дети не снуют между взрослыми, потому что им не место на улице: они либо дома под присмотром, либо в школах. Вместо драки ты видишь, как мирно веселятся крестьяне в тавернах "Солнце" и "Покос ячменя". Только контора ростовщика разрушается здесь за ненадобностью, да художник одет в лохмотья, потому что он рисует вывеску с рекламой джина.
На переднем плане — рабочие люди, чистокровные англичане — мясник, кузнец, мостовщик и рыбак — пьют пиво из больших кружек. Рядом с мостовщиком и рыбаком — хорошенькие и
опрятные экономка (в руке у нее ключ) и рыбачка. Эти леди не дадут в обиду своего домашнего очага!
Прямо за вновь отстроенным домом возвышается шпиль церкви святого Мартина в полях с флагом Георга II, а внизу гравюры я поместил стихи моего друга священника и драматурга Джеймса Таунли, превозносящие пиво за его пользу для здоровья и вклад в превосходство английской нации: эль — это "благая продукция нашего Острова", которая "согревает каждое щедрое английское сердце свободой и любовью", а потому "кружка пива может соперничать с чашей Юпитера"».
Нужно добавить, что «Улицу Эля» Хогарт печатал дважды. На первом варианте на переднем плане мирно пировали лишь трое — кузнец, мясник и рыбак — символы традиционных английских занятий: ремесла, животноводства и морского промысла. Дородный кузнец с трубкой в зубах, демонстрируя молодецкую силу, шутя одной рукой поднимал за пояс щуплого моря-ка-французишку, одетого в камзол, с винной бочкой на плече. Французик на потеху добрым островитянам смешно сучил ногами, прося о пощаде.
Изображая нелюбимого каждым честным англичанином француза, Хогарт подчеркивал, что, выступая против джина, он не призывает открыть ворота французскому импорту, их винам и товарам, нет, он за протекционистскую политику по отношению к английскому земледельцу, но — и за те ценности, что придают крепость его духу, а значит — за английский эль.
Впрочем, фигура француза оказалась слишком надуманным образом, который нуждался в пояснениях, и на втором варианте гравюры француза в руке кузнеца сменила огромная баранья нога — символ английской кухни, — а также воркующая парочка мостовщика и экономки.
В 1750-е годы экономический бум, а с ним и джиновое помешательство закончились. Больше не было излишков зерна, а значит — и дешевого дистиллята. Цены на джин выросли, его потребление упало, а столь же дешевой замены ему не было. В парламенте власть постепенно переходила от старых продажных лидеров вигов к вигам-«патриотам», от Уолпола — к Питту. Англия осознавала свое мировое предназначение и вступала в войны за колонии, которые в скором времени привели к становлению мировой Британской колониальной империи.
Но джиновое помешательство не прошло даром. От этого тридцатилетия 2-я пол. XVIII в. унаследовала общественную озабоченность теми социальными проблемами, которые вскрыла
414
7. Факультативы
4. Учение о культуре в немецком классическом идеализме.,
415
джиновая лихорадка. В том числе благодаря Хогарту эти проблемы будут теперь постоянно в фокусе внимания английских писателей и политиков и найдут свое новое осмысление в великой английской литературе XIX в., прежде всего у Чарльза Диккенса.
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 350 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!