Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Личностно-развивающий потенциал позитивных отношений



При рассмотрении специфики личностного развития старшеклассника необходимо учитывать, что в отечественной психологической науке одним из основных условий развития личности выступает межличностное взаимодействие.

В качестве базового положения для анализа особенностей личностного развития старшеклассника нами использовалась концепция личностной атрибуции (структуры личности) А.В.Петровского, согласно которой личностный аспект бытия индивида имеет три пространства. В соответствии с ними выделяются три вида личностной атрибуции: интраиндивидная, интериндивидная, метаиндивидная. Выше нами были рассмотрены изменения в интраиндивидном пространстве личности в период ранней юности. В этом возрасте метаиндивидное пространство становится объектом внутреннего осмысления, а его наполнение формируется в актуальную потребность, реализуемую реально через субъективные или объективные изменения в интериндивидной сфере [1,14].

Прежде чем обратиться к описанию особенностей интериндивидного пространства старшеклассника, необходимо дать общую характеристику пространства отношений личности и рассмотреть специфику тех отношений, которые оказывают позитивное влияние на личностное развитие.

Межличностное отношение - это вид отношений личности, раскрывающийся в отношении к другому. Также в литературе для обозначения межличностных отношений встречается термин "взаимоотношение". Данные понятия характеризуют процессы и результаты взаимного восприятия, познания, воздействия, влияния, оценки. К.А. Абульханова-Славская определяет межличностные отношения как идеальный продукт взаимных усилий, подчеркивая личностный аспект проблемы отношений [1]

Во взаимоотношениях каждое конкретное "Я" выступает как объект другого конкретного "Я". С.Л.Рубинштейн указывает, что "мое отношение" к другому "Я" опосредовано его "отношением ко мне" как к объекту. Отношение к себе опосредовано как отношением к другому, так и отношением другого. Трансцендентальный субъект объективного познания может реально существовать только в виде множества эмпирических субъектов, которые определяются лишь через свои отношения друг к другу. Таким образом, условием существования "Я", по мнению С.Л. Рубинштейна, является отношение к нему другого "Я" [20].

М.М. Рубинштейн, рассматривая проблему чужого Я отмечает, что человек, будучи изолированным, "никогда не вскроется как человек и не найдет своей полноты и самого себя" [2] Личность своим существованием предполагает другую личность и в любом акте взаимодействия субъект утверждает и себя, и другого.

В современной психологической науке выделено и описано около 20 параметров отношений. Начиная с А.Ф.Лазурского, почти все исследователи данной психологической категории выделяют:

- знак отношения, описывающий отношения человека, как лежащие в континууме между негативным и позитивным полюсами, между плюсом и минусом, между стремлением "к" человеку и "от" него (К.Хорни). У А.Ф.Лазурского и В.Н.Мясищева этот параметр выступает как модальность. А.Ф.Лазурский, выделивший его впервые, определяет его как "качественные особенности отношения". Данный параметр, согласно исследованиям, позволяет конкретизировать "позитивные" и "негативные" отношения;

- интенсивность отношения - это количественный параметр, который показывает силу проявления отношения;

- осознанность отношений. Данный параметр выделяли А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.Е. Личко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов, А.М. Эткинд и другие исследователи, тем самым, признавая существование полностью или частично неосознаваемых отношений;

- дифференцированность (или сложность, "обилие оттенков") отношений.

Выделяются следующие виды межличностных отношений: функционально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые. Функционально-ролевые отношения зафиксированы в сферах жизнедеятельности данной группы и разворачиваются в ходе усвоения норм и групповых правил при руководстве и контроле со стороны взрослых. Эмоционально-оценочные отношения вносят коррективы в поведение сверстников в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности и с эмоциональными предпочтениями (симпатия, дружба, любовь и др.). Личностно-смысловые отношения – это отношения, при которых мотив одного приобретает личностный смысл для других [3].

Например, рассматривая вопрос о прочности отношений, Е.А. Кроник и А.А. Кроник считают, что тип отношений Мы с Вами Свои и связанные с ним чувства наиболее благоприятен и является источником личностного роста каждого из партнеров. Эти отношения отличаются психологической близостью, взаимной авторитетностью партнеров, положительной эмоциональной окрашенностью. Они обладают наибольшим потенциалом значимости, осознаваемости, длительности своего существования, приносят наибольшее удовлетворение партнерам по общению, в наибольшей мере нацелены во внешний мир, на ценности культуры. В данном типе отношений наиболее полно удовлетворяется потребность человека быть значимым для других. Психологическая культура и искусство общения заключаются в умении человека поддерживать отношения на этом уровне [8].

В целом позитивными можно назвать такие отношения, которые способствуют личностному развитию. В психологической науке они определяются как помогающие, поддерживающие, эмпатийные, доверительные, основанные на симпатии и принятии.

Помогающие (содействующие, стимулирующие развитие) отношения - "это отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими... Должна появиться более высокая оценка своих данных, умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности индивида» [19].

Термин «помогающие отношения» был введен в психологию К. Роджерсом. Рассматривая взаимодействие, способствующее развитию личности в качестве основной гипотезы он выдвигает следующее положение: "если я могу создать определенный тип отношений с другим человеком, он обнаружит в себе способность использовать эти отношения для своего развитие, что вызовет изменения в его личности" [10,19]. Искренность в выражении собственных чувств, принятие другого человека, симпатия, тонкая эмпатия чувств и высказываний - необходимые условия для такого типа отношений. К. Роджерс такое отношение называет "помогающим" и характеризует, прежде всего, прозрачностью реальных чувств. Оно отличается принятием другого человека как индивида, имеющего ценность, а также глубинным эмпатическим пониманием, которое дает возможность видеть личный опыт человека с его точки зрения.

В качестве помогающих методов выделяются такие, как прямой конкретный совет, касающийся принятия решения, возможный акцент на позитиве, а не на проблеме в настоящем, ненавязчивые предложения, указывающие путь решения проблемы. Следует особо отметить, чтобы способствовать личностному росту других, необходимо расти самому. Несмотря на болезненность этого процесса, такой рост в любом случае обогащает, а в качестве основного момента здесь также выступает принятие себя.

Позитивное взаимодействие также основывается на стремлении к взаимопониманию. На эффективность сопереживающего понимания (понимания вместе с человеком, а не понимание о нем) в значимых изменениях личности указывал К. Роджерс. Понимание в общении людей имеет двоякую направленность: оно ориентировано на осмысление предмета и субъекта общения через адекватное воспроизведение того, что сообщается. Всякое понимание переводит объект в контекст понятийной системы мышления человека, который осуществляет акт понимания. Понимание состоит из осознанных и неосознанных познавательных актов, причем последнее воспринимается интуитивно. Понимание связано с положительными эмоциями, если его цель - удовлетворение интереса к другому. "Чтобы поступки и речь другого человека правильно понять, необходимо проникнуть в его душу, уловить его настроение, ход мыслей. А это предполагает идентификацию партнеров, осуществление своего рода взаимного перевоплощения" [19].

Взаимопонимание (непонимание) - один из существенных моментов возникновения, развития и распада межличностных отношений. Взаимопонимание, по определению Е.А. Кроник и А.А. Кроник, - это «протекающее в процессе общения декодирование партнерами сообщений друг друга, при котором значение этих сообщений с точки зрения реципиента (воспринимающего) соответствует их значению с точки зрения коммуникатора (продуцирующего сообщение)» [8]. Под сообщением они понимают любую информацию, передаваемую партнерами друг другу с помощью слов, жестов, мимики и других знаков общения.

Без понимания как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и вообще любые осмысленные действия и воздействия.

Принятие и понимание другого невозможно без эмпатии. Эмпатия понимается как постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Основной механизм эмпатии - сопереживание, которое помогает проникновению во внутренний мир другого.

Одновременно основой всех актов взаимодействия, их итогом и механизмом выступает принятие человека во всей полноте его бытия. Термин "принятие" употребляется в гуманистически ориентированной психологии и психотерапии как обязательное условие конструктивного общения. Человек нуждается в том, чтобы его просто, без оценки, советов или критики принимали, что не предполагает индифферентного отношения к проявлениям его личности.

Изучение отношений между родителями и ребенком, проведенное Дж. Болдуином, показало, что из всех отношений к детям наиболее способствует развитию отношение «принятие - демократичность». Отношения данного типа способствуют ускорению у детей интеллектуального развития, развития творчества, их эмоциональной защищенности и т.п. Дети, в семьях которых доминировали такие отношения, к старшему школьному возрасту являли собой популярных, доброжелательных, неагрессивных лидеров.

Одной из основных характеристик межличностных отношений и одним из основных факторов выбора в системе отношений является симпатия или антипатия. Обнаруживаемая уже при первом визуальном знакомстве симпатии-антипатии есть следствия совпадения-несовпадения существующих в сознании человека интегральных образов «приятных - неприятных людей». Интегральный образ формируется на протяжении всей жизни человека и складывается из элементов опыта взаимодействий, под влиянием произведений художественной литературы и др. [21].

Показателем наличия позитивных отношений является содействие развитию субъектности партнера по взаимодействию. На это обращали внимание С.Л. Рубинштейн, М.М. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский и др. Так, Еще в начале ХХ века М.М. Рубинштейн высказывал идею становления субъекта через отношение к нему другого и отношения к другому как к факту становления его сущности. В ряду психологов, уделявших особый интерес философским проблемам (П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, М.М. Бахтин) особое место занимает С.Л. Рубинштейн, который отмечал феномен «усиления» одним человеком существования другого. Человеческие отношения он определял по содержанию как этические, когда использование одного из партнеров как средства - основное нарушение. В человеческих отношениях необходим переход от маски, роли к человеку во всей полноте его человеческого бытия. Воспитание, педагогическое воздействие С.Л. Рубинштейн понимал, в первую очередь, как совершение поступков, которые независимо от их целей сами были бы этическими условиями жизни другого человека. Человеческие отношения понимаются как междусубъектные, характеризующиеся как отношения между разными полифоническими и со-творчески сопричастными субъектами [20].

А.В. Петровский обратил внимание на эффекты, которые обозначил как «вклады», т.е. те изменения, которые значимы для самоопределения другого. Согласно предложенной концепции персонализации, субъект, остается в личности других людей, оказывается представленным в их жизнедеятельности [12].

В.А. Петровский разработал теорию понимания человека как активно неадаптивного существа, свободно и ответственно выходящего за границы предустановленного, являя себя как личность свободную, целостную и развивающуюся. Он отмечает, что быть личностью в качестве субъекта общения невозможно без степени репрезентированности, т.е. отраженности человека в жизни другого [12,13]. Отметим, что степень репрезентированности одного человека в другом отражает, зачастую, глубину их отношений.

В работах А.А. Бодалева, К.А. Абульхановой-Славской, Е.Б. Старовойтенко отмечается связь между положительно окрашенными отношениями и способности личности к самодвижению. Таким образом, большинство исследователей отмечают, что характер отношений задает пространство развития личности [1].

Необходимо отметить, что поскольку описанные выше позитивные отношения выходят за рамки интериндивидного пространства в метаиндивидное, предполагают созвучие и отказ от масок и ролей, они могут не всегда оцениваться в социальном мире, характеризующемся функционально-ролевыми отношениями, как успешные.

Стремление к успеху в деятельности формируется с детства, но в ранней юности оно бывает наиболее развитым и осознанным, может быть реализовано в различных сферах. Отметим, что потребность в достижении конкурирует с потребностью в общении, выступая важным источником развития и активизируя любую деятельность (А.В. Мудрик, Д.Б. Эльконин).

Неоднозначным является в русле нашего исследования позитивных отношений и проблема психологического влияния. Живя в обществе, человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. Эта зависимость может быть нескольких видов: информационная, властная и референтная.

Экспериментальные исследования Е.А. Кроник и А.А. Кроник позволили сделать вывод о том, что чем больше оказывает влияния один человек на особенности характера другого (заостряя одни черты и смягчая другие), тем больше первый зависит от второго и тем значимее его роль. Они подчеркивают, что эти влияния всегда взаимны: «Встреча двух личностей подобна взаимодействию двух химических веществ: если они вступают в реакцию, то оба изменяются… Вы не окажите никакого влияния, если сами не доступны влиянию» [8].

Такое влияние предполагает не усиление другого, а усиление себя по отношению к другому. Такого рода влияние не может считаться позитивным, поскольку не соответствует этическим условиям жизни другого человека (М.М.Рубинштейн), не содействует его личностному развитию. Однако, именно такое влияние и внешняя успешность широко распространены в мире социальных отношений.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 388 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...