Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Прана и спинной мозг



Введение

Основная гипотеза Аюрведы и йоги заключается в том,
что жизнь в человеке существует в виде тонкой формы
энергии, которая называется праной. Считается, что прана
постоянно циркулирует внутри спинного мозга. «Я» вза-
имодействует с телом и мозгом посредством праны.

Человек способен осознанно управлять потоком праны.
Но наследие в виде инстинктов и рефлексов мешает человеку
добраться до этой способности. Обычно поток праны движет-
ся под воздействием внешних сил. Несовпадение внешних
воздействий и скрытой направленности жизни к инволюции
приводит к тому, что прана движется по спинному мозгу
беспорядочно. Такое движение проявляется случайными
проблесками интуиции посреди механистической жизни.
Ощущения, настроение, состояние сознания - все это опре-
деляется тем путем, который избрала прана для своего
движения, и режимом ее движения по спинному мозгу.

2.1. Концепция праны

Прана - это тонкая форма энергии, которая пред-
положительно существует во всех живых существах. В
йогической литературе термин «прана» переводится по-
разному, жизненная сила, тонкая энергия, жизненный воздух,
жизненная энергия, витальная энергия и т. д. Мы используем
название «жизненная энергия». Прана - это взаимосвязь
между субъективным «я» и биологической жизнью.

Эту тонкую энергию невозможно уловить с помощью
органов чувств. О ее существовании можно сделать вывод
лишь на основе интуиции. Считается, что йогины, достиг-


шие сверхъестественного восприятия, способны визуализи-
ровать поток праны. Прана проявляет себя в дыхании. Она
течет внутри спинного мозга, и ее движение можно об-
наружить с помощью Нади-Виджняны. В данной книге мы
рассматриваем концепцию праны как основной постулат
Аюрведы и йоги. О ней известно немного. Возникают
следующие вопросы:

а) Является ли прана обычной электрической актив-
ностью спинного мозга?

б) Является ли прана некоей формой энергии, о которой
науке пока ничего не известно?

в) Как и когда прана попадает в эмбрион?

г) Как и в каком виде прана покидает тело?

Над этими вопросами думают со времен Упанишад. В
литературе часто упоминается о пяти видах праны: пране,
апане, вьяне, удане
и самане. На самом деле есть только одна
жизненная энергия, которая по-разному проявляется. Когда
прану разделяют по действиям, которые она совершает, тогда
и используют различные имена. Подобным образом мы
используем названия «артериальная кровь» и «венозная
кровь», «афферентные импульсы» и «эфферентные им-
пульсы».

Жизненную энергию иногда называют Мукха-Праной
(основной праной). Из контекста будет понятно, о какой пране
идет речь: о Мукха-пране или о суб-пране (одной из пяти
пран).

2. 2. Определение жизни, основанное на
пране

Жизнь, или аюх, обычно связывают с дыханием. Но
ныряльщик может задержать дыхание на какое-то время.
Некоторым людям под силу достаточно долгое время лежать
похороненными под землей. Даже обычный человек в
состоянии ненадолго задержать дыхание. Так что жизнь -
это нечто более глубокое. Согласно Аюрведе и йоге, человек
живет, пока прана течет в его спинном мозгу.

2.3. Концепция нади

2.3.1. Что такое нади?

В литературе термин «нади» иногда переводится как
меридиан или нервный тракт. Прана циклически постоянно
движется: от нижних отделов спинного мозга вверх и обратно
вниз (Дхаянабинду-Упанишад). Тот путь внутри спинного
мозга, по которому движется прана, называется нади.

На рисунке 2.1. представлен поперечный срез спинного
мозга. С обеих сторон здесь есть огромное количество
восходящих и нисходящих нервных путей. Слева показаны
восходящие пути, они несут чувствительные импульсы.
Справа изображены нисходящие пути, по ним передаются
двигательные импульсы. В центре расположено серое вещест-
во - фигура, похожая на букву «Н».

Нади может соответствовать одному из этих нервных
путей, а может существовать и независимо, отдельно от них.
Нади нельзя отыскать при вскрытии, ибо прана присутствует
только в живом человеке.

Автор считает, что основные нади соответствуют области
наивысшей активности внутри серого вещества и расположе-


ны вдоль оси спинного мозга (подробнее смотрите в разделе

8.7.)-

Электрические импульсы поступают к нейрону через его
отростки. Нейрон либо передает эти импульсы дальше, либо
гасит их, контролируя таким образом поток электрических
импульсов в проводящем пути. Шриранга утверждает, что
прана (и, возможно, электрические импульсы) способна также
«перепрыгивать» из одной точки в другую в физическом теле,
но непрерывна в тонких телах. Поэтому нади может не
совпадать с нервным проводящим путем.

Современная наука пока не располагает необходимыми
средствами, чтобы зарегистрировать и изучить поток праны
в спинном мозгу. Фактически, мы не можем даже определить
в современных медицинских терминах, что же такое прана.
Однако, наблюдая за дыханием, а также с помощью Нади-
Виджняны
можно сделать вывод о том, по какому нади течет
прана в данный момент. Ниже это будет обсуждаться под-
робнее.

2.3.2. Важнейшие нади

Считается, что внутри спинного мозга находится около
семисот нади. Иногда упоминают о 72 тысячах нади. Десять
их них называют большими (Дхаянабинду-Упанишад). Все
нади встречаются на уровне пупка. Кстати, можно вспомнить,
что пупок, или набхи, совпадает с центром тяжести у верти-
кально стоящего человека.

В йоге существуют три важнейшие нади: ида (слева),
пингала (справа) и сушумна (в центре). Сушумна - это
центральный канал спинного мозга, видимый невоору-
женным глазом. Ида, подобно спирали, слева оборачивается
вокруг сушумны (по часовой стрелке, если смотреть сверху),
а пингала - зеркальное отражение иды. Спирали иды и
пингалы содержат три с половиной витка. Схематически это
изображено на рисунке 2.2а.

На рисунке 2.26. ида и пингала изображены отдельно,
чтобы четче показать направление скручивания.

Иду, пингалу и сушумну называют также «нади Луны»,
«нади Солнца» и «нади Огня» соответственно. Эти названия
основаны на движении праны по спинному мозгу с позиции
Времени (подробнее об этом сказано в разделах 3.5. и 5.8.).
Три главных нади — ида, пингала, сушумна - сливаются на
уровне бровей. Символически это подобно слиянию трех рек:
Ганга (ида), Ямуна (пингала) и Сарасвати (сушумна). Место
их слияния считается священным.

2.4. Центры активности праны:
чакры и нервные сплетения

Чакра (в буквальном переводе - колесо) - еще одно
важное понятие, которое имеет отношение к спинному мозгу.


Чакру, или центр, сравнивают с лотосом (падмой). Чакры
выступают также в роли точек пересечения определенных
нади. Таким образом, чакры срабатывают как узловые точки,
в которых прана может изменить направление движения.

Говорят, что йогин, обладающий мистическим видени-
ем, способен видеть эти центры в виде лотосов. Тем не менее,
термин «лотос» может основываться и на функциональной
значимости этих центров - автор объясняет это положение в
разделе 2.6. Некоторые связывают чакры с нервными спле-
тениями. Шриранга считал, что чакры и сплетения - не одно
и то же, но они тесно связаны друг с другом.

Вдоль спинного мозга расположены семь главных чакр.
Некоторые говорят о девяти чакрах. Каждый лотос содержит
определенное количество лепестков. Данные об этом при-
ведены в таблице 2.1. Число лепестков в чакре (см. рис. 2.3а.)
соответствует количеству спинномозговых нервов, которые
отходят от спинного мозга в соответствующей области.
Данные об этом представлены в таблице 2.2.

На рисунке 2.36. представлен позвоночный столб, вид
сбоку. Не правда ли, весьма похоже на змею? Смотрите также
рис. 8.2а.

В современной литературе говорится о паре копчиковых
нервов, которые расположены ниже крестцовой области.
Возможно, эта пара нервов вместе с filum terminate (оконечной
нитью) имеет отношение к треугольнику, который находится
ниже муладхары. Этот треугольник не соответствует ни одной
из чакр. В йоге различают два отдельных центра в крестцовой
области. Количество лепестков муладхары и свадхистханы
(4+6) совпадает с количеством крестцовых нервов (5 пар).
Эти пять пар сгруппированы по числу лепестков (4+6). Десять
лепестков манипуры совпадают с пятью парами поясничных
нервов. Вишуддха содержит шестнадцать лепестков, что
соответствует восьми парам спинномозговых нервов шейного
отдела.

Двенадцать лепестков анахаты соотносятся лишь с
половиной из двенадцати пар спинномозговых нервов грудно-

го отдела. Правда, в некоторых йогических текстах встречает-
ся упоминание о дополнительной чакре, которая расположена
в этой области и называется агнейя. Следовательно, и здесь
число лепестков совпадает с количеством спинномозговых
нервов.

Черепных нервов насчитывается двенадцать пар. А
лепестков у аджни - только одна пара. Но это различие не
существенно, ибо аджну еще называют двадашантой (две-
надцать окончаний). Таким образом, мы можем утверждать,
что аджня соответствует черепным нервам. В йогической
практике огромное значение придается легким, голосу и
сердцу. Десятая пара черепных нервов (блуждающий нерв)
подобно спинномозговым нервам содержит как двигатель-
ные, так и чувствительные волокна. Кроме того, блуждающий


нерв соединяет дыхательную мускулатуру, голосовые связки
и сердечную мышцу. Поэтому мы можем сделать вывод, что
аджня связана с блуждающим нервом. Шриранга много
говорил о блуждающем нерве в связи с йогической практикой.
Мы сравнили лепестки со спинномозговыми и черепны-
ми нервами. Лепестки чакры соединены вместе, как в цветке
лотоса (рис. 2.3а.). Но нервы распределены по длине спинного
мозга (рис. 2.36.). Это хорошо отражено в йогической и
тантрической литературе. Лепестки здесь сравниваются с
бисеринками, нанизанными на нить, что означает распреде-
ление по всей длине спинного мозга. Но группировка лепест-
ков имеет функциональное значение для восприятия - она
указывает на интеграцию сигналов, поступающих от соот-
ветствующих нервов. Подробнее об этом смотрите в разделе
6.2.

Первые пять чакр (снизу вверх) представляют собой
центры пяти Первоэлементов. Данные об этом представлены
в таблице 2.3.

Первоэлементы обсуждаются в главе 4.

Таблица 2.1.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 226 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...