Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лепестки чакры и количество спинномозговых и черепных нервов



Чакра Количество Нервные
  лепестков окончания
Муладхара+ 4+  
Свадхистхана   5 пар крестцовых
Манипура   5 пар поясничных
(Агнейя+)Анахата (12+) 12 12 пар грудных
Вишуддха   8 пар шейных
Аджня (Двадашанта) 2 или (12) 12 пар черепных
  Таблица 2.3.  
Чакры и Первоэлементы
Чакра Первоэлемент
Муладхара   Земля
Свадхистхана   Вода
Манипура   Огонь
Анахата   Воздух
Вишуддха   Эфир

2.5. Функции праны

Согласно Аюрведе, при циклическом движении по
спинному мозгу прана выполняет следующие функции:

(а) Контроль «пяти органов действия».

(б) Проверка состояния различных физиологических
систем.

(в) Обеспечение витальных функций (питание и само-


восстановление).

(г) Тонкий контроль когнитивных процессов.

(д) Определение состояния сознания.

«Пять органов действия» - это голосовой аппарат, руки,
ноги, органы выделения и воспроизводства. Прана несет
эфферентные (моторные) нервные импульсы, чтобы обеспе-
чить эти пять внешних действий. В связи с этим основной
пране дали пять различных имен. Кроме того, прана выпол-
няет двигательную функцию, известную как вайю (буквально
- ветер или воздух; подробнее смотрите раздел 3.6).

Внутренние процессы тоже находятся под управлением
праны. Основная ее задача заключается в поддержании
витальных функций. Спинной мозг посредством нервов
соединен с различными органами и системами: пищевари-
тельной, дыхательной, кровеносной и т. д. Эти связи хорошо
описаны в современной литературе. Прана во время своего
путешествия собирает информацию, которая касается физи-
ческого и функционального состояния органов, и, таким
образом, постоянно контролирует состояние здоровья.

Прана также выступает в роли системы управления.
Если орган испытывает нехватку в чем-либо или требует
особого внимания, прана перенаправляет действия на удо-
влетворение нужд этого органа. Так она управляет системой
самообновления организма. Прана также участвует в управле-
нии движениями, которые требуют навыка и, следовательно,
более тонкой работы мышц. Например, певец или лектор
должны уметь хорошо управлять дыхательной мускулатурой
и артикуляцией.

И последнее. Согласно йоге, состояние сознания (бодр-
ствование, сон, мистические переживания и т. д.), настроение
(радость, счастье, горе, страдание и т. д.) и другие состояния
ума (сосредоточенность, беспокойство и т. д.) - все это
определяется тем, какой путь (нади) изберет прана для своего
путешествия.

2.6. Чакра или лотос

Автору хотелось бы обсудить термин падма, или лотос,
который используется для обозначения чакр. Мы уже гово-
рили о роли праны в эфферентной, или моторной активности,
которая побуждает органы к действию. Прана ответственна
также и за доставку информации к мозгу. Более детально мы
обсудим этот вопрос в главе 6.

Итак, только что мы упомянули о роли праны в аф-
ферентной (сенсорной) деятельности. И эфферентная, и
афферентная деятельность происходят в чакрах под уп-
равлением праны. Лепестки чакр соответствуют спин-
номозговым нервам. Каждый такой нерв образован двумя
корешками: передним, или двигательным и задним, или
чувствительным корешком. Таким образом, через спин-
номозговые нервы, или лепестки чакр внутрь поступает
информация, а наружу выходят управляющие импульсы.

Сенсорная (афферентная) информация вместе с праной
поднимается вверх (скажем, через нади Луны, или восходя-
щие пути), а управляющие импульсы выходят наружу одно-
временно с нисходящим движением праны (скажем, через
нади Солнца, или нисходящие пути). Цветок лотоса свбра-
чивает свои лепестки под лунным светом й разворачивает
под солнечным. Таким образом, лотос является наиболее
подходящим для сравнения объектом, чтобы показать функ-
циональное значение чакр (преобразование входных и
выходных информационных потоков).

В современной литературе говорится, что чувстви-
тельные и двигательные корешки связаны с так называемыми
«рогами». Существуют две пары рогов, передняя и задняя -
то есть «четыре рога». Интересно отметить, что термин
катвари-шринга - в буквальном переводе означает «четыре
рога» - используется в связи с внутренним огнем в центре
спинного мозга: «тасьямадхье маханагних», в середине этого
(спинного мозга) находится огонь (с четырьмя рогами).

Кстати, Н-образная форма серого вещества на попереч-
ном срезе спинного мозга и сам срез напоминают грубо


обработанное колесо (чакра) с четырьмя спицами.

2. 7. Прана и Сущность

Согласно йогическому учению (Шандила-Упаншиад и
Дхаянабинду-Упанишад), прана в своем круговом движении
несет Сущность.

Здесь слово «сущность» следует понимать как Джива
на эмпирическом уровне, но не как Пуруша в философии
Санкхья-йоги или Атман в Веданте. В своем постоянном
путешествии по кругу прана движется вместе с Сущностью
(Дживой). Целью йогической практики считается обретение
контроля над движением праны, направление ее в сушумна-
нади
и далее - в центр головного мозга. Тогда «Я» переме-
щается из эмпирической сущности в состояние запредельнос-
ти, или состояние Универсального Сознания, или состояние
Брахмана.

Сущность (Джива) взаимодействует с телом и мозгом
через прану. Мы можем предположить, что вся чувстви-
тельная информация объединяется в спинном мозге (тема
взаимодействия и объединения подробнее обсуждается в
шестой главе). Сущность (Джива) активно ищет инфор-
мацию, или знания. Ниже приведена строфа, которая пре-
красно обобщает все, о чем только что говорилось:

«Надымом ашраях пиндах, Надьях Пранасъя кашраях

Дживасья Нилаях Прано, Дживо Хамсасья кашраях

Хамсах Шактех адхистанам, каракарамидам ягат»

В переводе это означает:

«Физиологическая система - опора для нади,

Нади - опора для потока праны,

Прана поддерживает сущность (Джива);

Джива - опора для Хамсы; Хамса - опора для Шакти.

Движущееся и недвижимое (живое и неживое)

Поддерживают друг друга».

Слова «Хамса» и «Шакти» исполнены глубокого мисти-
ческого смысла: здесь находится связь индивидуальной

сущности и универсального закона бытия. Таким образом,
все живые и неживые объекты во вселенной взаимозависимы.


Глава 3

Прана и дыхание

Краткий очерк

Функции праны в спинном мозге тесно связаны с
дыханием. Частота подъемов и опусканий праны внутри
спинного мозга соответствует частоте дыхания. Вдох связан
с ее движением вверх, выдох - с движением вниз.

Дыхательные упражнения помогают обрести осознан-
ный контроль над движением праны внутри спинного мозга.
На путь, который прана избирает для своего движения,
влияют также состояние здоровья, условия окружающей
среды, пища и сенсорные раздражители. Следует учитывать,
что дыхательные упражнения и окружающие условия не
должны оказывать на прану разнонаправленного воздействия.

3.1. Введение

Дыхание - это внешнее проявление деятельности праны
внутри спинного мозга. Дыхание - это действие на плотном
плане, а движение праны - действие на тонком плане.
Интересно, что дыхание взаимосвязано и с путем, и с манерой
циркуляции праны по спинному мозгу. Оно работает в обоих
направлениях. Дыхание определяется движением праны, и
наоборот - с помощью дыхания можно это движение
изменить.

Управление дыханием называют пранаямой (Йога-
кундали-упанишад).
Наблюдая за дыханием, можно про-
следить и движение праны внутри. Еще один метод де-
тального изучения работы праны основан на Нади-Виджняне,
который описан в следующей главе. Движение праны внутри
спинного мозга имеет множество параметров и характе-
ристик. Вот одни из наиболее важных:

(а) Частота циклического движения (количество циклов
в минуту).

(б) Относительная скорость движения вверх и вниз.

(в) Изменения скорости.

(г) Путь, или нади, по которому движется прана.
Сейчас мы подробнее рассмотрим эти характеристики

и их зависимость от дыхания.

3.2. Частота циклического движения

Один цикл движения праны - это подъем снизу вверх и
затем обратно, сверху вниз. Один дыхательный цикл - это
вдох и выдох. Частота движения праны внутри спинного
мозга определяет частоту дыхания, и наоборот (см. таблицу
3.1). Неизвестно пока, совпадают ли частоты циклов движе-
ния праны и дыхания или существует некий коэффициент
пропорциональности.

В среднем у нормального человека прана совершает
21600 циклов за сутки (Хамса-, Дхаянабинду-, Вараха-
упанишады),
т. е. 900 циклов в час. Таким образом, один цикл
занимает приблизительно четыре секунды. За минуту про-
исходит около пятнадцати циклов. Все это хорошо со-
гласуется с современными данными по частоте дыхания.

Частота дыхания - величина непостоянная: на нее
оказывают выраженное влияние эмоции и физическое
напряжение. В нормальных условиях частота дыхания
составляет около 15 циклов в минуту.

Длительность жизни. Длительность жизни человека
(долголетие, аюх) ограничена определенным количеством
циклов. Когда человек подвергает себя нагрузкам - как
физическим (прыжки, бег и т. д.), так и эмоциональным (секс,
гнев и т. д.), -дыхание учащается. Человек быстрее расходует
отпущенное ему количество циклов. Иными словами, он
быстрее проживает свою жизнь. Биологически он быстрее
стареет, обгоняя хронологический возраст. Поэтому так важно
чередовать физические упражнения с расслаблением.


По этой же причине человеку следует держать свои
эмоции под контролем. С другой стороны, человек в глубокой
медитации или в расслабленной позе дышит медленнее,
сохраняя отпущенное ему число циклов. Такой человек
биологически стареет медленнее, чем хронологически. Это
объясняет, почему некоторые люди выглядят старше своих
лет, а некоторые - моложе. Но не только частота цикли-
ческого движения праны определяет состояние ума и опо-
средованно влияет на биологический возраст человека. Таким
воздействием обладает и тип движения.

Таблица 3.1. Частота движения праны и дыхание

Таблица 3. 2. Движение праны вверх/вниз и дыхание

Таблица 3.3. Нади и ноздри, через которые происходит дыхание

3.3. Относительная скорость
движения праны вверх/вниз

Вдох связан с движением праны вверх, а выдох - с ее
движением вниз (смотрите таблицу 3.2). Напомним, что
прана, которая движется вниз, называется апаной. Разные
имена одной и той же жизненной энергии даются потому,
что функции, которые она выполняет при движении вверх и
вниз, различны. Чувствительная информация обрабатывается
во время движения праны вверх, а двигательные импульсы
поступают наружу при движении праны вниз. Управляя
длительностью вдоха и выдоха, человек может изменять
соответственно и длительность движения праны вверх/вниз
внутри спинного мозга.

Вдох и выдох еще называют пуракой и речакой соот-
ветственно. При выполнении упражнений пранаямы идеаль-
ным является соотношение длительности вдоха и выдоха 1:2.
Значение этого соотношения и приспособление его для
конкретного человека обсуждается в разделе 6.3.5.

3.4. Изменения скорости

Скорость перемещения праны внутри спинного мозга —
величина непостоянная. Во время своего движения прана
может в одних чакрах задержаться чуть дольше, а через
другие пройти быстрее. Изменения скорости определяются

Прана Дыхание  
Снизу вверх и вниз Вдох-выдох  
Количество движений вверх-вниз Количество дыхательных циклов  
Направление движения праны Дыхание  
Снизу вверх(прана) Сверху вниз (апана) Вдох Выдох  
Место прохождения праны В дыхании участвует
Ида Питала Сушумна Другие нади Только левая ноздря Только правая ноздря Обе ноздри поровну Разные соотношения
           

двумя факторами: первый - биологический ритм; второй -
воздействие внешних поступлений, которое накладывается
на природный ритм движения праны (последнее обсуждается
в разделе 5.2.). А мы обсудим биологический ритм.

Считается, что существует циклический ритм длитель-
ностью в 120 минут, из которых 36, 30, 24, 18 и 12 минут
прана задерживается соответственно в одном из пяти центров,
начиная снизу. Не следует понимать, что прана 36 минут
находится в муладхаре, или центре Земли, а затем мгновенно
прыгает и следующие 30 минут проводит в свадхистхане, и
т. д. Автор считает, что происходит уменьшение скорости
движения праны по спинному мозгу. Если наблюдать за
движением в течение 120 минут, то время, отпущенное на
каждый из центров, составит 36, 30, 24, 18 и 12 минут
(6:5:4:3:2) соответственно. Это соотношение упоминалось в
Мандала-Брахмана-Упанишад в связи с цветами пяти цент-
ров. Оно также встречается в связи с «шириной» выдоха в
контексте двигательной активности. Чтобы обозначить цикл,
соотношение должно измениться. Сдвиг на определенную
длительность может происходить в последующих циклах.
Например, следующий цикл может выглядеть так: 12,36, 30,
24, 18.

Существует достаточно простой метод, который позво-
ляет определить центр, получающий максимальное внимание
праны. Если во время выдоха направить струю воздуха на
чистое зеркало или другую полированную поверхность, то
на ней появится участок запотевания определенной формы.
Форма участка (квадрат, полукруг, треугольник, шести-
угольник, круг) указывает на активный центр.

Длительность пребывания праны в любом центре можно
точно определить с помощью Нади-Виджняны (смотрите
раздел 4.5.).

3.5. Прана и нади

Чем руководствуется прана, когда выбирает единствен-
ный нади среди нескольких тысяч? Есть два основных метода,


- это обычная практика в Индии.

Выявить, какую нади выбрала прана для своего дви-
жения, можно с помощью наблюдения за дыханием, т. е.
определения доминирующей ноздри. Можно очень легко
выяснить, через какую ноздрю преимущественно происходит
дыхание, выдохнув на зеркало или любую полированную
поверхность. Сравнение степени запотевания справа и слева
даст относительно ясную картину. Можно также восполь-
зоваться методом Нади-Виджняна, о котором идет речь в
следующей главе.

Предосторожности. Занимающихся часто предупреж-
дают о необходимости практиковать дыхательные упражне-
ния {пранаяму) под мудрым руководством. Руководство часто
понимается как инструкция по выполнению дыхательных
техник, которая является простым текстом. Например,
описание упражнения может иметь такую форму: «Вдохните
через левую ноздрю. Выдохните через правую ноздрю и
вдохните через нее же. Выдохните через левую ноздрю. Это
один цикл». Человек может удивиться: к чему предосто-
рожности? Ведь такую инструкцию очень просто понять!

Но человек может изменять путь, избранный праной,
лишь тогда, когда это изменение не противоречит более
важным потребностям организма. Например, определенные
внешние обстоятельства или состояние здоровья требуют,
чтобы поток праны проходил по конкретному маршруту. Это
поможет процессу саморегуляции. А человек в это же время
выполняет дыхательное упражнение, которое изменяет путь
движения праны.

Такая ситуация приводит к конфликту, нежелательным
событиям (головная боль, раздражительность, усталость и
т.д.). Предположим, что человек желает направить поток
праны в иду {нади Луны). Если он станет выполнять ды-
хательные упражнения в обстановке, которая способствует
движению праны через пингалу {нади Солнца), то возникнет
конфликт между намерением и окружающей обстановкой.
Следовательно, необходимо хорошо знать внутренние ме-

ханизмы. Куда решит направиться прана тотчас после того,
как вы выйдете из горячей ванны; или на свежем воздухе под
солнечными лучами; или когда вы сидите под деревом?
Ответить на эти вопросы можно только с помощью Нади-
Виджняны.
Человек должен осознавать естественный выбор
праны в тех или иных условиях.

Конфликты могут возникать из-за того, что человек не
обращает внимания на поступления извне, которые также
влияют на движение праны. Например, снотворное, которое
направит прану в пингалу {пади Солнца) вместо иды (нади
Луны), приведет к конфликту. Лекарство, которое принято с
дыханием через необходимый нади, окажет более выражен-
ный эффект.

Последние исследования. Современная медицинская
наука уделяет много внимания ноздрям и их роли в процессе
дыхания. Вот некоторые выводы. Отмечается, что «ведущая»
ноздря сменяется периодически и ритмично - «назальный
цикл». Слизистая оболочка носа иннервируется как симпати-
ческими, так и парасимпатическими волокнами. Если справа
доминирует симпатическая иннервация, то сосуды слизистой
с этой стороны сужаются, и поток воздуха через правую
ноздрю увеличивается. В это же время слева преобладает
парасимпатическая иннервация, что снижает объем воздуха,
проходящий через левую ноздрю.

Назальный цикл связан с ультрадианными ритмами (80-
120 минут) смены доминирующего полушария головного
мозга, что, в свою очередь, связано с вегетативной нервной
системой. Повышение амлитуды импульсов на ЭЭГ (электро-
энцефалограмме) наблюдается над полушарием стороны,
противоположной доминирующей ноздре. Между назальным
циклом и сменой доминирующего полушария головного
мозга отмечается высокая корреляция. Изменение «ведущей»
ноздри вызывает смену доминирующего полушария, и наобо-
рот. Этот процесс занимает несколько минут.

Нади и время. Мы говорили о природном ритме, в
котором смена ведущей ноздри происходит один раз при-


мерно в два часа. Этот сдвиг не происходит внезапно. Во
время изменения человек может почувствовать, что в дыхании
участвуют обе ноздри поровну. Это соответствует движению
праны по сушумне. Фактически именно к этому состоянию
стремятся люди, занимающиеся йогой. Оно подарено самой
Природой. Интервал, в течение которого прана течет по
сушумне, называется сандья. Обычно он наступает при
переходе рассвета в день или дня в сумерки или в полдень -
в этот момент человек живет в гармонии с Природой.

3.6. Прана и вайю

С точки зрения мирянина, прана означает дыхание.
Следовательно, прану можно сравнить с движением воздуха.
В контексте эфферентной активности, термины «прана» и
«вайю» (буквально - воздух) используют как взаимозаменя-
емые. Поскольку воздух переносит запахи, вайю обычно
сравнивают с несущей, по которой передаются информация
и управляющие импульсы. Несмотря на то, что существует
только одна жизненная энергия, упоминают пять видов
праны. Их сравнивают с головами пятиголовой змеи: тело ее
символизирует Мукха-прану, а головы - пять различных
действий и, соответственно, пять пран.

Подобным образом выделяют десять вайю - в за-
висимости от нади, по которому течет прана. Как один и тот
же воздух можно назвать сухим, влажным, ароматным и т.
д., так одну и ту же жизненную энергию можно назвать по-
разному - в зависимости от изначальных функций, которые
она выполняет, или характеристик нади, по которому течет.
Десять вайю и их основные функции приведены ниже
(Шандила-Упанишад).

Суб-Прана Функции  
Прана вдох, выдох, кашель, голос  
Апана выделение  
Вьяна удержание объектов,  
  сокращение мышц
Удана поддержание вертикального
  положения тела
Самана подпитка тела, кровообращение
Нага рвота
Курма движения век
Крикара чувство голода, жажды
Девадатта безделье, зевота, дремота
Дхананджайя слизь, кома, обморок, транс
       

Глава 4

Нади-Виджняна -





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...