Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
8.1. Роль Учителя..................................................................................112
8.2. Древняя методология обучения...................................................113
8.3. Перспективы и этимология...........................................................114
8.4. Взгляд на шастры с точки зрения
йогического эксперимента...........................................................116
8.5. Внутренние переживания............................................................118
8.6. Свод знаний в спинном мозге......................................................119
8.7.1 Связь между нади и спинным мозгом........................................121
8.7.2 Кундалини и спинной мозг.........................................................123
8.7.3 Взаимодействие между ветвями знания.....................................124
8.8. Шриранга как личность.................................................................129
8.9. Актуальность учений Шриранги...................................................134
8.10. Авторское предупреждение.......................................................136
Книги по йоге...................................................................................................139
Об авторе
Т. В. Анантхападманабха по образованию иженер,
получил степень доктора наук в электротехнике. В известней-
ших лабораториях мира он проводил исследования в области
речи, многие его работы были опубликованы. Т. В. Анантха-
падманабха занимается производством аппаратов для людей
с нарушениями речи и слуха.
Предисловие
На написание этой книги меня вдохновило учение
Шриранги. Шриниваса Ранга - сокращенно Шриранга - был
йогином и великим садгуру. С 1913 по 1969 год он жил в
Гедатале, деревушке в тридцати километрах от знаменитого
индийского города Мисора. Автор в мыслях часто воз-
вращался к уникальному учению Шриранги и делал заметки
для личного пользования. Постепенно эти заметки приняли
очертание книги.
Шриранга прочитал множество лекций об учении
древних индийский Риши, и лекции эти всегда были свежи и
оригинальны. В двух словах: он показал, что с помощью
экспериментального метода Нади-Виджняны взаимодействие
между состояниями ума и физиологией можно описать и
измерить.
Под Нади-Виджняной понимают, главным образом,
древний диагностический метод аюрведической медицины.
Шриранга изучил Нади-Виджняну и применил ее для иссле-
дования любых воздействий - сенсорных или метаболических
- на состояние ума. В этой связи работы Шриранги проливают
новый свет на взаимодействие участков головного мозга,
которые отвечают за личность и интеллект. Шриранга показал
влияние Нади-Виджняны на развитие йогических практик, а
также ритуалов и обычаев индийской культуры.
В процессе моей работы рукопись этой книги частично
или полностью просмотрели несколько человек. Это Видван
Шри Н. С. Анантхарангачар, др. С. В. Чаму, Шри Говин-
дараджан, Шри Т. Партхасаратху, Шри М. А. С. Раджан и
Свами Шри Рангаприя. Я хочу выразить им благодарность за
ценные советы, замечания и дополнения. Хочу также по-
благодарить Шри М. Н. Рамакришну, который предоставил
мне рисунки Гаджанана и Натараджа, и всех друзей, под-
державших меня в моем устремлении. Пользуясь случаем,
хочу выразить признательность Шри Р. С. Шриниваса Мурти,
который представил меня Шриранге.
Мои наилучшие пожелания Шримате Виджаялакшми,
жене Шриранги.
Я восхищаюсь преданностью и упорством моей дочери
Шрути, которые она проявила при редактировании и пе-
репечатывании рукописи.
Все технические и редакторские ошибки, которые
остались незамеченными, я отношу на свой счет.
Хочу также поблагодарить свою жену и дочерей за
терпение и интерес к моей работе, который они проявляли
время, пока шла подготовка книги.
Т. В. Анантхападманабха
Бангалор
1 января 1999 года
Пролог
Основной постулат Аюрведы и йоги гласит: жизнь в
человеке продолжается до тех пор, пока в его теле сохраняется
«жизненный поток», или «жизненная сила» (прана). Прана -
это тонкая форма энергии, которая недоступна обычным
органам чувств: ее познают лишь путем йогического вос-
приятия. Тем не менее, работу праны внутри позвоночника
можно доказать в эксперименте. Прана выступает в роли
посредника между психическим «я» и умом, с одной стороны,
и биологической жизнью - с другой.
Считается, что жизненная сила (прана) постоянно цирку-
лирует по одному из нескольких каналов (нади) в спинном
мозгу. Человеческое «Я» поддерживается праной. «Я» взаимо-
действует с окружающим миром при помощи определенных
центров (чакр) в спинном мозгу. Тем, какой путь изберет себе
жизненная сила и как она будет течь, определяется состояние
сознания, мысли, настроение человека и т. д.
Обычно движение жизненной силы неподвластно воле
человека и происходит под действием внешних факторов. Так
личность обретает статус эго.
Конечной целью в индийской философии и йоге считает-
ся проявление истинной сущности человека. Для достижения
этой цели йога предлагает соответствующий набор методов.
Путь достижения истинной природы человеческой сущности,
или состояния запредельности, заключается в направлении
потока праны и ума через определенный нади.
Осознанный контроль потока праны - вот основа основ
йогической практики. Такой контроль можно обрести с
помощью дыхательных упражнений, медитации и т. д. А суть
обычаев и ритуалов заключается в создании определенных
внешних условий, которые помогают воле человека направ-
лять поток праны в соответствующий нади.
Согласно Шриранге, когда ум достигает состояния
запредельности и возвращается обратно, в обычный мир, ему
открывается определенное знание в виде интуитивных
озарений. И наоборот, изучение какой-либо области знаний
- например, музыки - может привести человека к состоянию
запредельности.
Представленные здесь йогические практики основаны
на тайных знаниях Аюрведы. Считается, что человеческое
тело состоит из трех психологических компонентов: ваты,
питты и капхи, или шлесмы. Еще их называют ветром,
желчью и слизью. Равновесное их соотношение делает
человека здоровым - как телом, так и умом.
Это соотношение, равно как нади и чакры, по которым
течет прана в спинном мозгу, можно установить эксперимен-
тально - с помощью исследования пульса на лучевой артерии.
Методика исследования называется Нади-Виджняна; она
широко известна в Аюрведе. Но ее адаптация и применение
для оценки и анализа работы праны в спинном мозгу -
исключительная заслуга Шриранги.
Метод Шриранги позволяет изучить воздействие окру-
жающей обстановки, употребляемой пищи и т. д. на поток
праны и выяснить, насколько эти факторы согласуются с
йогической практикой. Экспериментальная методология,
основанная на Нади-Виджняне, направляла развитие самой
индийской культуры.
Стремление достичь Истины и Абсолютного Знания
воплотилось в различные йогические практики, обычаи и
праздники древней Индии.
Мы долго искали озарение и смысл жизни вокруг себя.
Давайте же заглянем вовнутрь, чтобы увидеть жизнь в
истинном свете.
Глава 1
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 183 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!