Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Хомяков М.Б. 8 страница



«Богочеловечество»). Сверхчеловечество (также связанное с антропологической парадигмой христианства) есть преодоление отчужденности посредством технического, научного овладения природой (потенциально - во вселенском масштабе), с чем связано и изменение самого человека - как в смысле физиологическом, так и в социальном, культурном, этическом, мировоззренческом. Радикальный вариант сверхчеловечества дан Ф. Ницше (индивидуально-нравственные мотивы) и Н, Федоровым (социальнотехнологические и космические мотивы). Э., являясь в целом неотъемлемой частью культуры, в ситуации постсовременности приобретает новые параметры, прежде всего экологические. Эсхатологическая проблема может быть осмыслена вне дискурса «сверхреальность - реальность», но в фокусе самоуничтожения. Д. В. Пивоваров

ЭТАЛОН (франц. etalon - образец, мерило, идеальный или установленный тип чего-либо) - 1) то же, что стандарт; 2) особая форма идеала, т. е. образец, которому должно подражать. Если стандарт задает нижний предел тех или иных характеристик объекта, то Э. - верхний предел. Подчинение жизни и деятельности (прежде всего - производственнотехнической) определенному набору Э. было особенно характерно для ранних традиционалистских культур. При отсутствии института науки и ограниченном опыте оптимальный тип изделия и оптимальный способ его изготовления определялись методом проб и ошибок. Поскольку буквальное повторение было невозможным, некоторые изделия оказывались наиболее удачными и становились Э. Их стремились воспроизводить, но, как правило, добивались лишь более или менее удачного приближения. Необходимость подчинения деятельности тому или иному Э. античная философия выводила из категорий гармонии и меры. Мера как наилучшая, эталонная пропорция считалась неотъемлемым признаком гармонии. Соответственно, в любом виде деятельности человек должен был стремиться к следованию Э. В этом случае результаты оказывались наилучшими и органично включались во всеобщую гармонию Космоса. В этот период чаще употреблялся термин «канон» (т. е. правило, предписание), синонимичный Э. В искусстве канон означал совокупность правил, которым надлежало следовать в процессе создания художественного произведения. Правила содержали оптимальные соотношения частей изображаемых или создаваемых объектов. В логике канон включал правила познания истины. Впоследствии в религии канон - совокупность священных книг, содержащих в себе безусловную истину. Культуротворческая функция Э. была наиболее существенна для средневековой западноевропейской культуры. Ремесленник стремился к воспроизведению Э. изделия, общепринятого для цеха, в состав которого он входил. Ученик становился мастером, если ему удавалось изготовить шедевр - изделие, приближающееся к Э. Общепринятый Э. определял стандартную в основных чертах технологию, способствовал формированию объясняющих ее образных предметных представлений, задавал структуру объединения ремесленников, в рамках которого осуществлялось воспроизведение Э., т. е. цеха, бывшего одновременно производственной и социальной единицей. Деятельность всех социальных слоев строилась по аналогичной схеме. Так, для рыцарства вещной формой Э. служил объект подражания - кто-либо из героев античности, легендарных рыцарей прошлого или прославленных современников; технологической формой - совокупность общепринятых правил поведения, подлежавших неукоснительному соблюдению; идеальной - совокупность качеств, приличествующих рыцарю. Аналогом ремесленного цеха являлся рыцарский орден, изготовлению шедевра соответствовал эталонный подвиг, дающий оруженосцу право на статус рыцаря. В познавательной деятельности общая тенденция к воспроизведению Э. определила преобладание такой формы познания, как комментирование эталонного

(канонического) текста. Поскольку такой текст признавался высшей формой знания, содержащей полную истину, непосредственное обращение к объекту познания не считалось необходимым. Роль шедевра-подвига в ученой среде играла публичная защита диссертации - научного трактата, в котором комментировались эталонные тексты по определенным стандартным правилам. В новое время основными сферами функционирования Э. стали точные науки и техника. Под Э. понимаются средства измерений или их комплексы, обеспечивающие воспроизведение и хранение узаконенных единиц физических величин, а также передачу их размера другими средствами измерений. Без Э. невозможно достичь сопоставимости результатов измерений, выполняемых с помощью разных приборов в различных местах и в разное время. К таковым относятся Э. метра, килограмма, секунды и др. Развитие системы Э. стимулировалось общекультурной ценностной установкой на точность, заданной машинным производством, всеобщим распространением стандартизации. В современной духовной культуре в качестве Э. выступают культурные явления прошлого, считающиеся наиболее значимыми, например, искусство античности и Возрождения, русская классическая литература, немецкая классическая философия и др. Им не стремятся подражать буквально, но, поскольку в духовной сфере прогресс явно не выражен, они а) задают «высоту» творчества, б) являются источниками творческого переживания и осмысления. Наличие Э. обеспечивает преемственность духовной культуры. Персонифицированные формы Э., несмотря на ослабление склонности к подражанию, характерной для доиндустриальной эры, сохраняются. Как правило, для народа Э. оказываются не «великие» или выдающиеся личности, известные своими заслугами перед обществом, а такие, подражание которым возможно для обычного человека. В качестве Э. могут выступать литературные персонажи или герои кинематографа. Предпочтение, оказываемое той или иной личности, ее признание в качестве Э. в значительной степени характеризует соответствующий исторический период и социальную группу. Д. М. Федяев

ЭТИКА (древнегреч.ethos - дом, жилище, гнездо, местопребывание; устойчивая природа к.-л. явления, обычай, нрав, характер) - наука, область философии, предметом которой является мораль; наука о сущности, законах возникновения и исторического развития морали (нравственности), о специфических функциях морали и моральных ценностях общественной жизни (Л.М.Архангельский).

Этика - одна из древнейших отраслей философии, в рамках которой людьми осмысливались взаимные обязанности членов общества, давались практические моральные наставления о том, как жить, чем руководствоваться, к чему стремиться. Термин «этика» ввел Аристотель. Он, взяв за основу понятие «этос» в значении нрав, характер, образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить им группу человеческих добродетелей, относящихся к характеру, темпераменту, душевным качествам человека. Он назвал их «этическими». Этикой А. называл: особую науку, область философского знания, обращенную к изучению этических добродетелей, выявлению достоинств того или иного характера людей. В классификации наук А. поместил этику между политикой и психологией. Первая систематическая работа по этике была написала А. и называлась «Никомахова этика» (4 в. до н.э.). Первоначально этика существовала как «практическая философия», призванная дать человеку практические моральные наставления, научить мудрой жизни, добродетельным поступкам.

Этика изучает мораль как целостное явление в отличие от других наук (напр., педагогики, психологии, социологии и др.), которые изучают в морали к.-л. одну сторону (воспитательную, психологическую, нормативную и т.п.). Этика дает морали мировоззренческую, идеологическую интерпретацию. Задачи этики в отношении своего предмета заключаются в том, чтобы: описывать мораль (те реальные нравы и отношения, которые складываются в обществе); объяснять мораль (т.е. научно изучать и обосновывать ее роль в жизни общества и индивида, законы функционирования, специфику и т.п.); обучать морали (т..е. прививать определенные моральные представления и принципы, морально воспитывать людей). Цель этики - не только знания, но и поступки, ее изучают не только для того, чтобы узнать, что такое добродетели, но и для того, чтобы стать добродетельным человеком.

В структуре современной этики выделяют различные отрасли, характеризующиеся самостоятельными задачами и специфическими методами их решения: социология морали, профессиональная этика, генеалогия морали, теория морального воспитания, аксиология (вопросы природы моральных ценностей) и др. Явления, изучаемые этикой, сложны и многообразны, их сложно вместить в какие-то строгие и однозначные понятия (добро, зло, благо, совесть, счастье, любовь и др.), поэтому этика - это не только устойчивая система знания, но и пространство свободного выбора индивидуальной позиции по той или иной проблеме. Большинство этических проблем носят дискуссионный характер.

В своей истории этика как философия морали прошла путь от Аристотелевской этики добродетелей и Кантовской этики долга до антирационализма и антинормативизма Ницше (к. XIX в.) и осознания кризиса в понимании сущности морали и ее роли в обществе.

Основными этическими парадигмами классической эпохи, воспринятыми в качестве методологических оснований в постклассической этике оказались партикуляризм, берущий начало от Аристотеля (А.Макинтайр, Р.Рорти, Дж.Флетчер, Дж.Сантана, Г.Сэткамп и др.) и универсализм, идущий от Платона и Канта (Р.Хеар, О.Апель, Ю.Хабермас, Р.Бандт, А. Айер и др.).

ХХ век вошел в историю этики как век коренных переворотов в понимании ее предмета и методологии. В ХХ веке в этике оформились две ее теоретические ветви: 1) аналитическая этика («метаэтика»), основанная на критическом анализе языковых форм моральных высказываний, в двух вариантах: а) когнитивистская аналитическая этика, признающая объективность морали и ее принципиальную познаваемость (Дж.Мур, Р.Перри, Р.Хеар и др.); б) некогнитивистская, не признающая объективность морали и оспаривающая возможность общезначимого критерия морали (А.Айер и др.); 2) феноменологическая этика, стоящая на позициях признания того, что мир моральных ценностей существует объективно и дан человеку в непосредственном чувственном опыте (М.Шелер, Н.Гартман и др.).

К 70-м гг. ХХ в. метаэтика показала неспособность объяснить истоки морали, ее связь с культурой. Человек с его противоречивыми чувствами, настроениями, желаниями перестал быть главным объектом этических исследований. Американский философ Б.Данэм оценил эту ситуацию как «эрозию этической мысли». Состояние этики оценивалось так: «этика мертва» (Б.Данэм), «от морали осталась одна видимость» (А.Макинтайр).

Критика метаэтики постепенно подготовила поворот этики к анализу моральных проблем, связанных с реальными интересами и потребностями людей и обусловленными НТР и ее последствиями: экологические, био - медицинские, демографические проблемы, угроза ядерной катастрофы и др.

Начался интерес к нормативной этике, содержательному анализу морали (моральных процессов), который должен был способствовать самостоятельному размышлению личности над жизненно важными проблемами и моральными коллизиями, возникающими в конкретных сферах общественной практики. Этика стала пониматься как совокупность прикладных этических дисциплин, таких как: биоэтика, этика бизнеса, инженерная этика и др., в рамках которых происходит «особого рода теоретизирование - теоретизирование в терминах жизни» (Гусейнов А.А., Дубко Е.Л.) и обсуждаются проблемы прав человека (Р.Дворкин), справедливости (Дж.Роулс), эвтаназии (Дж.Роулс), клонирования человека, морально-этические аспекты абортов и др.

Изменения в жизни общества и человека конца XX - начала XXI вв. сделали очевидной неприемлемость решения моральных проблем в классических традициях, воплощенных в этических мегатеориях, базирующихся на идеале единого принципа морали, под который подводятся все моральные поступки. В общественном моральном сознании и нравах утверждаются идеи релятивизма, плюрализма, толерантности. Начинается переосмысление предмета этики с позиций философии постмодернизма и деконструирование классических морально-этических оппозиций (личность - общество, добро - зло и др.). Мораль предстает как иррациональное по своей природе явление, которое не может быть универсализовано, поскольку все существующие нравственные практики и кодексы релятивны; мораль не прилагается к индивиду, а учреждается им самим (Р.Рорти, З.Бауман, Дж.Хис, Ф.Сашил и др.).

Л.С. Лихачева

ЭТИКЕТ (франц. ľétiquette - ярлык, этикетка, церемониал) - специфический социальный институт; установленный порядок поведения в каком -либо обществе, свод правил, регулирующих внешние формы социальных взаимодействий людей (формы обращения и приветствия, правила ведения беседы, поведение за столом, в общественных местах и т.д.); знаково-символический способ оформления социальных взаимодействий.

Этикет представляет собой одну из функциональных подсистем культуры, обеспечивающих сохранение и поддержание жизнедеятельности всего социума.

Традиционно этикет определяется как один из способов сохранения общества как целостности, поддержания в нем определенного порядка, согласованности действий и поведения людей, способ «снятия» возможной социальной и коммуникативной напряженности в обществе. Это специфическая культурно-конвенциональная форма регуляции межличностных отношений, способ их гармонизации. Как писал академик Д.С.Лихачев, «в основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».

Однако, социальная роль этикета не ограничивается только регулятивной функцией. Этикет не только направляет свои усилия на интеграцию, на взаимодействие людей, но, прежде - подчеркивает их социально-статусные и коммуникативные различия (пол, возраст, общественное положение, степень знакомства и др.), точно указывая каждому его место в общественной иерархии и определяя набор «допустимых - недопустимых» («приличных - неприличных») действий в соответствии с этим статусным положением человека.

Этикет одновременно является и средством общения, и средством разобщения людей. При этом он обеспечивает интеграцию прежде всего внутри определенной социальной группы (например, дворянства), оформляясь в виде особой культуры (субкультуры) этой группы и позволяя ее представителям внешне (манерой беседовать, приветствовать друг друга, принимать пищу, выражать свои эмоции, жестикулировать и т.д.) отделяться от всех других социальных групп. Этикет создает возможность общения (интеграции) «со своими» и разобщения (дифференциации) «с чужими», т.е. представителями других социально-культурных групп. Таким образом, этикет формирует модель «культурного соответствия» в общественном поведении, он задает некий стандарт, социально-культурный инвариант, который позволяет «своим» узнавать друг друга по манерам, языку, одежде и другим социально-культурным признакам. Посредством этикета группа формируется, интегрируется и «изображает» себя.

Атрибутивными признаками этикета являются те социальные и коммуникативные различия, которые лежат в основе любой этикетной ситуации и определяют стратегию и тактику взаимодействия участников этой ситуации.

Чем более стратифицированным оказывается то или иное общество, чем сложнее его социальная иерархия, тем выше роль этикета, призванного обеспечить возможность взаимодействия, общения представителей различных групп, и тем строже становятся сами нормы этикета и контроль за их соблюдением со стороны общественного мнения. В аристократическом обществе в большей степени доминировала дифференцирующая (разделительная) функция этикета, тогда как в современном этикете явно преобладает другая - коммуникативная, интеграционная функция.

Современный этикет не носит сословно-классового характера, он демократичен и не является замкнутой субкультурой какого-то одного, высшего сословия. Этикет обращен в равной мере ко всем людям и ориентирован, прежде всего, на закрепление, подчеркивание личного достоинства человека, вступающего в общение с другими людьми. Современный этикет, не разрушая существующих социальных различий (пол, возраст, место в социальной иерархии данного общества и т.п.), позволяет осуществлять достойное общение достойных людей.

Владение этикетом, хорошие манеры укрепляют репутацию человека и являются одним из средств достижения успеха как в бизнесе, так и в частной жизни. Хорошие манеры используются как средство эквивалентного обмена личным достоинством и репутацией, что является высшей ценой и гарантией слов и поступков порядочного человека как человека “заслуживающего кредита” (Б.Франклин).

Этикет не только структурирует отношения людей в обществе, жестко задавая, определяя каждому его место в социальной иерархии, но и создает «поле возможностей». Этикет дает человеку надежду на “лучшую жизнь”, выступая фактором престижа, фактором социокультурного “возвышения” человека. Классическим примером в этом смысле является Элиза Дуллитл из “Пигмалиона” Б.Шоу.

Наиболее характерно это в такие периоды жизни общества, когда в нем происходят активные структурные изменения, что создает возможность “вертикальной мобильности” человека в общественной иерархии. Этикет в это время становится одним из “лифтов” этой мобильности. Причем, тем, кто находится “внизу”, он дает возможность подняться “наверх”, а тем, кто “наверху” - закрепить свое положение, утвердиться там. А утверждение всегда возможно только тогда, когда есть культурная база, на которую можно опереться.

Этикет как раз и является, с одной стороны, такой культурной базой, в которой накапливаются ценностные смыслы различных эпох и народов, а с другой стороны, тем механизмом, который осуществляет само наследование и передачу социокультурного опыта от поколения к поколению, от субъекта к субъекту.

Этикет нормативно закрепляет важнейшие социальные связи поколений, их представления о социальном мире и порядке, и в этом отношении он представляет собой (и постоянно воспроизводится) как этнокультурная традиция. Причем, через этикет осуществляется связь не только ныне живущих поколений, но и существовавших на протяжении всей истории человечества. Для него характерно сосуществование, взаимопроникновение традиционных норм и ценностей, опирающихся на многовековой опыт поколений, и новых, нарождающихся, вызванных к жизни изменившимися условиями жизни социума. Этикет не отказывается от прежних, часто веками проверенных традиционных форм поведения и взаимоотношений между людьми, а усваивает новое, опираясь на эти традиции. Наблюдается своего рода диалектическое взаимодействие старого и нового, традиций и инноваций, что ведет к созданию новой этикетной культуры, новых традиций. И это, безусловно, отражает вообще процесс саморазвития культуры.

Как всякая живая, открытая система этикет продолжает развиваться, включая в себя все новые и новые элементы. Но вместе с тем, нормативные требования этикета отличаются наибольшей консервативностью по сравнению с другими компонентами культуры того или иного народа. Инновации в области этикета часто меняют лишь внешний вид его отдельных проявлений, саму форму поведения, оставляя без особых изменений его внутреннее содержание.

Важно и то, что этикет соотносится прежде всего с прошлой культурой, с прошлой моралью и традициями. Он всегда сориентирован в прошлое. И, вероятно, именно за счет этого он обладает известной устойчивостью. Но тем не менее, этикету чужд мизонеизм, он не отрицает нововведений.

Этикет - это не просто «склад» традиционных, стереотипных форм поведения и взаимоотношений между людьми. Он - открытая, развивающаяся система, несущая в себе способность к изменениям. И в этом отношении этикет не только традиционен, но и современен, поскольку он соразмерен своему времени, конкретной ситуации (он своевременен). Этикет представляет действительность настоящего: данного времени, места, обстоятельств, того, что происходит здесь и сейчас. Он непосредственно вплетается в саму жизнь, в нравы людей.

Хотя, внутри этикета его отдельные нормы могут быть и не соразмерны изменившимся времени и условиям, не своевременны, косны, рутинны и т.п. Но это не может относиться к этикету в целом.

Этикет - это всегда игра по определенным правилам, всегда компромисс. Действия человека строго регламентированы и формализованы, ориентированы на типическое, общее, коллективное. Этикет выступает средством символического хранения стандартов поведения, учитываемых при планировании будущих действий. И такое наличие готовых стандартов и стереотипов избавляет человека от необходимости конструировать каждый раз заново схемы общения.

Природа этикета во многом ориентирована на формирование человека конформистского типа, который стремился бы соответствовать образцам, авторитетам, нормам, растворяя свою индивидуальность в типе. И чем более корпоративна, сословна, кастова, замкнута на себя общественная структура, тем более отчужденную форму приобретает этикет, как чисто формальная, внешняя, игровая форма поведения.

Вместе с тем, при всей отчужденности, превращенности он способен создать у индивида чувство морально-психологической комфортности, защищенности, стабильности его отношений с обществом, рождать повышенное чувство собственного достоинства и самодостаточности.

Э. выступает составной частью внешней культуры людей и общества в целом. В разные времена и у разных народов действовали особые этикетные кодексы приличий. Нередко они были очень сложными, запутанными, овладение которыми требовало много времени и усилий. Так, в Древнем Китае, этикет насчитывал около 30 тысяч различных правил и церемоний. В России правила этикета стали сознательно внедряться в общественные нравы во времена Петра I. По его указанию и при его непосредственном участии в 1717 году впервые была издана книга “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”.

Историю этикета в отечественной этической литературе традиционно отсчитывают примерно с XVI - начала XVII века, когда он обнаруживает себя в качестве свода сознательно прокламируемых норм и правил, регулирующих поведение людей в обществе, и, прежде всего, при дворе монарха. Именно в это время этикет получил свое название от французского слова «ľ etiquette» - надпись, ярлык, этикетка, порядок проведения определенной церемонии.

Но более глубокое и пристальное знакомство с этикетом как социально-культурным феноменом показывает, что он представляет собой не только нормативную систему, но, прежде всего, саму практику взаимодействия людей. Этикет укоренен в системе социальных взаимодействий, в системе коммуникаций. Люди вступают во взаимодействие. В этом процессе отрабатываются (вычленяются, отбираются) те варианты (формы) поведения, которые затем становятся нормами («ожиданиями поведения»). Можно сказать, что этикет рождается дважды: сначала как социальность, как реальное ситуационное взаимодействие (как «чистая форма»), а затем, как культурный знак (как «значащая форма»), который обозначает уже существующее.

Иначе говоря, если рассматривать этикет не только как способ вхождения в культуру, но и как саму социальную практику (вид социально-символического взаимодействия), то начала этикета можно обнаружить и на ранних стадиях развития социальности.

Пространство этикета - это способ бытия человека в особых «этикетных ситуациях», которые можно представить как совокупность событий (обстоятельств), протекающих в определенных условиях места и времени и состоящих из множества микрособытий: поступков, действий, поз, жестов и т.д., людей, различающихся по тем или иным социальным и коммуникативным признакам (пол, возраст, сословный статус, степень знакомства и т.п.). Причем участники этих «событий» выстраивают свое социально-культурное взаимодействие с учетом этих статусных различий. Разумеется, чем больше таких различий сходятся в одной ситуации, тем более строгой, нормативно-регламентированной она становится.

Этикет всегда есть отражение социальной организации общества, его социальной структуры (иерархии).

Содержание этикета и его место в социальной жизни общества определяется конкретно-историческими условиями. Этикет всегда базируется на определенном уровне развития социальной психологии и идеологии, религиозных, моральных, эстетических представлений.

Этикет обязательно содержит в себе национально-этнические особенности, поскольку тесно связан с другими формами культуры того или иного народа (обыяаями, традициями, ритуалами). Но в то же время, история этикета конкретного народа - это не только его самостоятельное, независимое развитие, но и результат исторических взаимодействий и заимствований с культурами других народов.

История этикета - это одна из форм проявления диалога культур, это не только история изменений, но и история накопления ценностей.

Этикет существует и проявляется на разных уровнях - на уровне общества в целом (этнокультура), на уровне групп (субкультуры различных социальных групп, классов, сословий) и на индивидуальном уровне.

Л.С.Лихачева

ЭФФЕКТИВНОСТЬ - существенное отношение изменений на выходе неравновесной системы к изменениям на входе. В основе многих неравновесных процессов лежит превращение одной формы энергии в другую. К понятию Э. обращаются, когда задаются вопросами, какова потеря энергии, можно ли снижать потери до некоторого эталонного уровня? Э. функционирования неравновесной системы определяется ее способностью разрешать внутренние и внешние противоречия. Существует несколько условий и требований, предъявляемых к показателю Э.: а) показатель Э. характеризует систему в целом, а не какую-то ее часть; б) показатель Э. и его зависимость от установленных факторов должны обеспечивать получение количественной оценки с требуемой достоверностью; в) необходимо, чтобы область изменения показателя Э. имела четко очерченные границы. Показатель Э. можно выразить в формуле: _ Выход _ JiXi ^ ~~Вюд~~ 1Л здесь Je - поток на входе, Ji - поток на выходе системы, знак «-» в этом соотношении показывает существенное знаковое отличие входящих и выходящих потоков: JiXi > 0, - JcXe > 0 (более подробно см.: Быстрай Г. П., Пивоваров Д. В, Неравновесные системы: целостность, эффективность, надежность. Свердловск, 1989). Обратные связи влияют на Э. функционирования; в данном случае обратная связь понимается как воздействие результатов функционирования (выхода) неравновесной системы на характер самого функционирования (входа). При

определенных условиях обратная связь (положительная или отрицательная) может обеспечить рост Э. использования внешней энергии. В самом общем смысле понятие эффекта означает реализацию энергии некоторой причины в следствии. Малая причина подчас вызывает лавинообразное, катастрофическое действие, т. е. выступает как пусковая причинность. При анализе функционирования нелинейной системы невозможно ограничиться обнаружением некоторой первопричины и недопустимо игнорировать внутренние и внешние случайные факторы, роль граничных условий и среды, т. к. именно флуктуации в решающей степени определяют коренную трансформацию системы в области аттрактора. Применительно к весьма распространенным в природе самоорганизующимся системам с обратными связями традиционное понятие причины становится очень туманным. Кант и Гегель высказывали мысль о нелинейности и необратимом характере взаимодействия причины и следствия: в действии есть нечто такое, чего не было в причине; даже если причина прекратилась, инициированный ею эффект продолжает развиваться. Подвергаемый причинному воздействию субстрат имеет активную инерциальность, «...природе же духа еще в более высоком смысле, чем характеру живого вообще, свойственно скорее не принимать в себя другого первоначального, иначе говоря, не допускать в себе продолжения какой-либо причины, а прерывать и преобразовывать ее», - пишет Гегель (Гегель, Наука логики. В 3 т. Т. 2. М., 1971, с. 213). По мнению Гегеля, абстрактное рассудочное толкование связи причины и следствия как временного предшествия и необходимого порождения причиной следствия может быть преодолено в результате более всестороннего понимания каузальности как взаимодействия и взаимоизменения причины и следствия: «взаимодействие есть причинное отношение, положенное в его полном развитии» (Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 1. М„ 1975, с. 335).

Чтобы не путать рассудочное и более научное понимание причинности, вероятно, следует обобщить их в особом понятии Э., в котором концепты причины и следствия отражены наиболее полно. Э. - такой процесс (и результат) взаимодействия прямых и обратных связей в неравновесной системе, который ведет самоорганизующуюся систему к реализации некоторой цели. Понятие Э. не тождественно представлению о фатальной необходимости порождения пусковым фактором А следствия В; реальный процесс порождения В так или иначе связан с действием необходимых и случайных, внутренних и внешних факторов и условий. Важнейшую роль в функционировании неравновесной системы играет внутренняя случайность, природа которой скрыта в относительной автономности элементов системы. Сложные внутренние процессы, происходящие в любой из подсистем, способны изменять (особенно в точках бифуркаций) целенаправленное поведение системы. Активность элементов системы порождает внутренние, сравнительно независимые потоки, взаимодействующие с основными потоками системы. Поэтому понятие Э. включает в себя интегральный результат необходимой и случайной каузальности, причем обе - внутреннего характера. На поведение системы оказывают существенное влияние внешние шумы, изменения среды и условий функционирования. Понятие Э. является своеобразной мерой динамики двух противоположных - энтропийного и негэнтропийного - процессов внутри системы. В разные моменты времени соотношение этих процессов различно, доминирует то одна, то другая тенденция. Термодинамика необратимых процессов позволяет объединить три краеугольных теоретических основания: а) второе начало термодинамики для открытых систем, б) принцип роста негэнтропии, развиваемый преимущественно биологической наукой, в) понятие Э. преобразования энергии. В системах с обратными связями понятия причины и следствия мало что объясняют, поскольку внешние и внутренние потоки взаимооборачиваются подчас т. о., что следствие оказывается активнее причины. Правда, существуют системы, обратные связи в которых не могут физически влиять на источник входных сигналов и его энергию. Тем не менее и в этом случае обратная связь все-таки активно изменяет поступающее на вход системы содержание. Иногда источник внешнего, проходящего через систему потока исчезает, однако трансформированное содержание данного потока воспроизводится обратной связью на входе системы, Любой поток в системе обусловлен разностью потенциалов (разность потенциалов составляет обобщенную силу), какой бы природы они ни были. Крайними сторонами потока на выходе являются избыток и недостаток потенциала, отсюда параметр порядка принимает как положительные, так и отрицательные значения. Внутренние неосновные потоки в системе могут либо использоваться ею для ускоренного возвращения в равновесное (стационарное) состояние, либо, напротив, увеличивать свободную энергию системы, расходуемую на противодействие внешнему потоку. Э. функционирования неравновесной системы связана с производством энтропии, это значит, что рост диссипации энергии будет увеличивать Э. (См,: Кеплен С. P., Эссинг Э. Биоэнергетика и линейная термодинамика необратимых процессов. М., 1986). Т. о., Э. есть интегральный параметр неравновесной системы, характеризующий ее взаимодействие с окружающей средой и соотношение в ней процессов обратимости и необратимости, Э. связана с неравновесностью, определяется через параметры неравновесности и является функцией целостности системы и параметра порядка. Внешний и внутренний потоки образуют, по сути, производительную силу неравновесной системы, поскольку выполняют работу, в результате которой система стремится к экстремальному состоянию. Описание полной эволюции системы с помощью традиционного учения о причинности невозможно, т. к. приходится принимать во внимание невообразимое количество взаимодействий внутри каждого элемента. В неравновесных условиях нужно учитывать согласованность пространственных и временных характеристик, ибо у любой части целого есть свой ритм, своя направленность. Учитывая познавательную сложность неравновесных систем, следует признать понятие Э. более конструктивным, нежели понятие монокаузальности. Оно в состоянии объединить в некотором диалектическом синтезе два суждения - «У каждого эффекта есть только одна причина» (монокаузализм) и «Каждое явление - продукт множества условий» (кондиционализм). Понятие Э. расширяет представление о причинности. Д. В. Пивоваров





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 263 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...