Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Е.Г.Трубина



Р

РАВЕНСТВО - понятие, выражающее отношение к взаимозаменяемости по определенному критерию. Социальный смысл Р. между людьми многообразен, но главными его формами являются обладание равными правами, имущественное и статусное Р. Р. составляет неразрешимый предел справедливости.

Теория Р. Платона и Аристотеля характерна своим элитаризмом. Оба являлись приверженцами “естественного права”, признающего природное неравенство людей в характере и способности, а значит, и неравенство в распределении благ. Соответственно, и резко негативное отношение их к демократическому Р. В позднюю античность понятие Р. было переведено из области философии в область правовой мысли. Большую роль в развитии естественно-правовых представлений о Р. сыграли римские стоики. Понятие Р. стоики выводили из разума и природы, т.е. обосновывали идею причастности всех людей единому логосу. В эпоху средневековья понятие Р. не выходило за рамки теологического мировоззрения. С утверждением христианства как мировой религии понятие социального Р. трансформируется в религиозное Р. - Р. всех людей перед Богом. Социальное неравенство людей оказывается производным и второстепенным по сравнению с дарованной всем людям возможностью равного отношения к воле Бога. В эпоху Нового времени на смену теологической приходит правовая трактовка Р. Социальное неравенство включается в систему формального, правового Р. В XVII в. этот переход отражается во взглядах теоретиков естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс и др), которые утверждали, что от природы все люди равны и имеют право на все, но в естественном состоянии, вне государства, имеет место “война всех против всех”, поэтому люди отказываются от своего права на все и как равные вступают в договорные отношения, которые диктуются естественным и нравственным законом. Всестороннее обоснование теория общественного договора получает в трудах мыслителей французского Просвещения. В частности, Руссо рассматривал в качестве социальной основы Р. “всеобщую волю”, которая предполагает равное участие всех граждан и стремится к общественному благу. Согласно Руссо, Р. людей исчезает с появлением собственности. Руссо признает право людей на восстановление нарушенного Р. путем насильственного свержения власти. Представители утопического коммунизма (Ф. Бабеф, Ж. Мелье, Г. Мабли и др.) подвергли всесторонней критике не только социальное неравенство как действительность современного им общества, но и формы сознания, оправдывающие неравенство путем теологической, натуралистической, юридическо-правовой аргументации.

В XX в. наблюдается сосуществование целой группы авторитетных, как либеральных и неолиберальных, так и консервативных и неоконсервативных направлений социально-философской мысли, последовательно защищающих принципы “Р. возможностей” (равноправие людей в путях достижения желанного положения в обществе), “Р. условий” (равенство получаемых услуг, одинаковый доступ ко всем нормативным учреждениям), “Р. результатов” (эгалитарное распределение ресурсов, при котором все будут равны) и т.д. Кроме того, идеал Р. выступает связующим звеном между различными традициями моральной и политической мысли, играет конститутивную роль в понимании людьми множества нормативных понятий, связан не только с концептуальным и философским, но и с историческим измерением, выступает ориентиром во многих социальных движениях. Такая множественность значений и роли Р. связаны с тем, что Р. так же, как и справедливость, не может быть “категорическим” (в кантовском смысле) или безусловным (моральным или политическим), а всегда касается нас самих. При этом Р. рассматривается не как критерий или мера, а как неразрешимый предел, поскольку Р. и есть Р. тех, которые ни в чем друг другу не равны. Р. выявляется в разности, ибо разность и есть истинное Р. Р. необходимо модализируется как невозможность собственной имманентности, т.е. как невозможность собственного конституирования на основе единой для всех антропологической, политической, моральной и любой другой характеристики.

См. Справедливость





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 347 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...