Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Т.Х.Керимов 3 страница



представляет акт свободы действующего субъекта. О„ по Канту, касается форми рования нравственности и относится к практическому воспитанию в отличие от школьного О. или обучения (дающего приобретение умений) и прагматическо го воспитания (служащего достижению разумности). К нравственным обязанно стям у Канта принадлежит и стимулиро вание своего таланта. Это требование по отношению к себе самому у Гегеля уже возникает в русле суждений о самообра зовании и О., которое перестает быть равнозначным «культуре», т. е. развитию способностей или талантов; О. включает в себя понятие «образ», обладающий двусторонностью, ибо он, как мы виде ли, одновременно несет в себе значения отображения, слепка и образца. По Геге лю, довершающему формирование рас сматриваемого понятия, отличительной способностью субъекта является то, что он рвет с непосредственным и природ ным, и это требует от него духовная сто рона его существа. И поэтому он нужда ется в О., в подъеме ко всеобщему. Подъ ем ко всеобщности не подразумевает только теоретическое О., но включает и практическое, и охватывает сущностное определение человеческой разумности в целом. Общая сущность человеческого О. состоит в том, что человек делает се бя во всех отношениях духовным сущест вом. Оно требует пожертвовать общему особенным, что подразумевает обуздание влечений и тем самым свободу от их предметов и свободу для своей предмет ности. О., согласно Гегелю, заключает в се бе примирение с самим собой и узнава ние себя в инобытии. Каждый отдель ный индивид, поднимающийся от своей природной сущности в сферу духа, нахо дит в языке, обычаях, общественном уст ройстве своего народа заданную субстан цию, которой он желает овладеть. Сущ ность О. составляет не отчуждение как таковое, а возвращение к себе, предпосылкой чего, однако, и служит отчужде ние. При этом О. следует понимать не только как результат восхождения духа в область всеобщего, но одновременно и как стихию, в которой пребывает образованный человек. Но О. должно приводить, как полагает Гегель, к полному овладению субстанцией, к отрыву от всех предметных сущностей, что достижимо только в абсолютном философском знании. Тем самым от Гегеля ускользает действительно историческая суть О., ибо оно не столько последняя фаза развития, сколько основание для гармоничного движения в дальнейшем. Взаимосвязь О. и здравого смысла представлена у А. Бергсона. Согласно Бергсону, абсолютное постижимо только посредством интуитивного опыта, а не через отвлеченные от жизни рациональные конструкции. Лишь обыденное сознание способно постичь сущность явлений, обеспечивая непосредственное проникновение в «принцип жизни». Здравый смысл есть обязательная принадлежность, основа обыденного сознания. Он выступает как социальное чувство, позволяющее нам представлять следствия наших поступков, даже, скорее, предчувствовать их, уметь выбирать существенное. «Здравый смысл - это само внимание, обращенное на жизнь». Но если здравый смысл - основа и сущность духа, то, может быть, он врожден и независим от воспитания? «Думается, что так бы и было, если бы в душе и в обществе все было живым, если бы мы не были обречены таскать за собой мертвый груз пороков и предрассудков». Идеи заслоняют от нас саму жизнь и заставляют размышлять не о вещах, а о словах, И именно в классическом О. Бергсон находит силу, способную «разбивать лед слов и обнаруживать под ним свободное течение мысли». Классическое учит не обманываться словами, избавляет от автоматизма и высвобождает идеи из-под гнета вербальных форм. Оно призывает «отбросить символы и научиться видеть», В современную эпоху, считает Фуко, истина уже не в состоянии более служить спасением субъекту, как это было в античные времена. Знание накапливается в объективном социальном процессе. Субъект воздействует на истину, однако истина не воздействует больше на субъекта. Связь между доступом к истине и требованием преобразования человека и его бытия им самим была окончательно прервана, а истина стала представлять собой автономное развитие познания, «Постсовременность» же, по мнению Ж. Бодрийяра, утрачивает двухвековое господство социального. Просвещение, породившее дискурс О., базировалось на принципе рациональной коммуникации. В его основе находился императив морализации сообщения: лучше информировать, чтобы лучше социализировать и чтобы создавать все больше сознания. Но нынешняя эпоха характеризуется падением спроса на сознание, и поэтому социализировать оказывается нечего. На место «социума» приходят «массы», поглощающие информацию, даже не переваривая ее. Одновременно происходит смерть субъекта как носителя познавательной активности. Причиной этого процесса явилось распространение новых средств массовой коммуникации. Тотальность информированности лишает способности отличать истину от фикции, а реальность - от симуляции. Подобия, образы опережают реальность в качестве симулякров таким образом, что реальность оказывается лишь симуляцией симулякров. При этом содержание сообщения теряет значимость, что ведет к атрофии сознания. С. А. Азаренко

ОБЩЕНИЕ - взаимодействия между людьми, главным образом непосредственные. В трактовке общественных отношений О. - форма их реализации, обеспечивающая - наряду с предметными опосредованиями - воспроизводство и накопление человеческого опыта, кооперацию и разделение человеческой деятельности. Понятие О. используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами («межнациональное общение», «общение культур»), т. е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми. В любом случае О. не может осуществиться, минуя межиндивидуальные контакты; они, следовательно, в любых истолкованиях О. остаются «ядерными структурами». Для философии О. представляет особый интерес, поскольку в нем концентрируются формы мышления и деятельности, общезначимые категории и субъективные намерения индивидов. В философии сложности в описаниях О. разъясняются определениями О. как прямого и косвенного, непосредственного и опосредованного. В прямом О. люди взаимодействуют «лицом к лицу», «бок о бок»; в этой форме осуществляются совместность, непосредственная коллективность человеческой деятельности. Но, как деятельность не сводится к прямой совместности, так и О. не редуцируется к непосредственным контактам. В ходе социальной эволюции и развития культуры возника ют разнообразные предметные и знако вые средства, обеспечивающие косвен ное О. между человеческими индивида ми, связи разнообразных человеческих деятельностей. Усложнение и проблема тика культуры в значительной мере опре деляются возрастающей ролью этих средств в жизни людей. Учет этого об стоятельства препятствует разрыву поня тия деятельности и понятия О. Понятие деятельности акцентирует внимание на реализации человеческих сил, понятие О. привлекает его к прямым и косвен ным связям этих сил. Оба понятия с раз ных сторон выявляют формы движения, кооперации, трансляции человеческих сил и способностей в социальном про странстве и социальном времени. Развитие обществознания XX в., в котором принцип разделения труда господствовал над цельными представлениями о социальных процессах и человеческом бытии, привело к упрощенным истолкованиям О. и деятельности: О. сводилось к межсубъектным взаимодействиям, а деятельность - к воздействиям человека на вещи. Соответственно, многообразные формы О. редуцировались к представлению о непосредственных контактах между людьми; из связей О. как бы вытеснялись предметность и сопряженная с нею проблемность, из деятельности - взаимозависимость людей, социальные качества человеческих предметов. И хотя философско-методологический анализ давал все основания для понимания сложности проблемы О., фактически и в обыденном и в научном сознании доминировали и продолжают действовать стереотипные трактовки О. как непосредственного взаимодействия между людьми. В последние десятилетия интенсивно обсуждаются вопросы формирования или реализации О. как диалога, в котором происходит некое соизменение субъектов, осуществляется взаимопонимание и со-знание. Однако в многочисленных случаях сведения О. к непосредственному взаимодействию происходит психологизация диалога, его растворение в формах восприятия, переживания, выражения. Кроме того, утра чивается возможность к определению системы связей и опосредований, задаю щих контекст и проблематику диалогиче ского О. Опыт обществознания XX в. пока зывает, что рассмотрение О. в рамках не посредственных взаимодействий между людьми стимулирует, по преимуществу, психологические и лингвистические его описания. Язык, реализуя прямой кон такт между людьми, служит средством представления многообразных связей и форм, скрыто присутствующих в актах общения. Это зачастую дает повод трак товать язык в качестве формы, не только замещающей, но и предопределяющей различные связи и опосредования (со циальные, исторические, культурные), структурирующей и О., и психику инди видов, и социальное время. Во второй половине XX столетия возникли вопросы, сопряженные с анализом самореализации человеческих индивидов, ее влиянием на развертывание социального процесса, на воспроизводство и обновление культуры. Подведение О. под некие устойчивые структуры языка с т. зр. этих задач оказывается явно непродуктивным. Более того, возникает проблематика порождения структур и конкретных систем человеческих взаимодействий, исследования различных социальных условий, определяющих формы и функции О. В конце XX в. отношение к проблеме О. во многом определяется характером, который приобретает мировое сообщество. В одном социальном пространстве и времени, в ситуациях по необходимости тесных контактов оказываются общественные системы, находящиеся на разных ступенях экономического и научно-технического развития. Ситуация О. естественным образом становится шире непосредственных контактов между человеческими индивидами. Но именно она определяет задачу выстраивания форм, становящихся языком О. для разных социальных, политических и культурных систем (см. «Взаимодействие», «Деятельность», «Связи социальные»). В. Е. Кемеров

ОБЩЕСТВО, СОЦИАЛЬНОЕ, СОЦИАЛЬНОСТЬ - сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью. Социальность, следовательно, - это взаимообусловленность людей, взаимообусловленность их жизнью друг друга, процессами и результатами совместной и индивидуальной деятельности. Проблема заключается в том, что система связей может пониматься как нечто, существующее «в людях» и «через людей», и как то, что существует «рядом с людьми» или «над ними». Иначе говоря, О. может определяться как нечто, возникающее из жизни людей, а может быть представлено и как нечто отдельное от этой жизни, ее обусловливающее и даже предопределяющее. Соотношение О. и людей, социального и индивидного несколько проясняется через анализ соотношения О. и государства. Если О. и государство отождествляются, то тогда О. может быть представлено как особая система, куда «включаются» и в которой социализируются индивиды. Если же О. и государство фиксируются как разные формы, более того, государство характеризуется как одна из подсистем О., тогда и в общественных связях раскрываются их зависимости от движения индивидных сил и способностей, от самореализации людей. В данном пункте «в действие», наряду с логикой, вступает история. Социально-философский анализ ориентирован на изменение, динамику форм социальности, О., государства, индивидной самореализации. Соответственно, предпочтение тогда отдается не общим определениям и категориям, а усмотрению логики эволюции социальных связей, динамике форм социальности, создаваемых людьми.

Обычно О. называют и архаическую общину численностью в сто человек и современное государство, насчитывающее десятки, а то и сотни миллионов людей. Уже на уровне интуиции ясно: это общества, по-разному возникающие и по-разному функционирующие; единственное, что их объединяет: это - формы, связывающие людей, в связях людей воспроизводящиеся. Возникает необходимость типизировать эти разнообразные формы, охарактеризовать социальные типы.

В конструировании типов социальности прослеживаются те же тенденции, что и в трактовке О. Тип социальности может быть представлен как структура общества, "заполняемая" людьми, объединяющая и разъединяющая их (таковы общественные формации ( См.) К. Маркса); но тип социальности может трактоваться и как динамическая социальная форма, возникающая из взаимодействия людей, ими созидаемая и обновляемая (у Маркса же есть схема, в которой социальные формы производны от личных зависимостей между людьми, от их вещных отношений и от взаимообусловленностей их индивидуального развития). Существуют и промежуточные концепции, например, концепция Белла-Тоффлера, где в трехступенчатой схеме - традиционнное, индустриальное, постиндустриальное общества (См.) - первая и отчасти вторая ступени - это структуры О., "поглощающие" индивидов, а третья ступень- это форма, все более заметно выражающая качество развития людей, характер их деятельных отношений.

В логике конструирования понятия О. просматривается и определенная историческая логика. Рядом с моделью экстенсивной социальности (подкрепленной идеями линейного развития, пространственного расширения, растущегося производства вещей, максимального использования человеческих сил, предполагающей в науке и на практике методологию редукционизма) все более заметное место занимает модель интенсивной социальности, сопряженная с концепциями нелинейного развития, синтезирования качественной деятельности во времени общества и индивидов, указывающая на зависимости экономического роста от этой качественности, соответственно, предполагающая замену редукционистской методологии методологией антиредукционистской, методологией синтеза и становления.

Уже достаточно обычными являются рассуждения о линейных и нелинейных моделях истории. Но они имеют прямое отношения и к понятиям О. и социальности. Сама история может быть представлена как смена типов социальности или как их конкретное взаимодействие. Форма О. меняется исторически, она все менее привязана к пространству и все более развертывается во времени, ибо закрепляется процессами взаимодействия, воспроизводства, разделения и синтезирования деятельности. Более того, пространство современного О. - это социальное пространство; оно не укладывается в рамки политической геометрии государства. Социальность ограничена прежде всего силами и способностями людей, формами их организации, - здесь ключ к пониманию специфики социальнсти, к происходящим в ней сдвигам.

* * *

В публицистике понятие «социальное» иногда используется в узком смысле - для обозначения внепроизводственной сферы жизни людей. Основой такой трактовки является индустриализация общества, приводящая к противопоставлению экономической сферы всем остальным: "социальными" оказываются многие аспекты жизни людей, не включенные в производство или не представляющие для него прямой ресурсной выгоды. В такой трактовке есть и косвенное указание на действие ведомственно-отраслевой модели управления обществом: социальная сфера отделена от производственной, сдвинута в реестр второстепенных отраслей, подчинена соответствующему ведомству.

См.: "Время социальное и Пространство социальное", "Гражданское общество", "Гуманитарное и социальное", "Метафизика социальная", "Процессы социальные".

Литература: Бодрийяр Н. В тени молчаливого большинства, или конец социальности. Екатеринбург, 2000; Бхаскар Р. Общества…Н. Луман. Тавтология и парадокс в самоописании современного общества// Социо-Логос., М.;1991; Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М., 2003; Зиммель Г. Экскурс по проблеме: как возможно общество? // Вопр. социол.,1993.№ 3; Кемеров В. Концепция радикальной социальности // Вопр. филос., 1999, №7; Парсонс Т. Система современных обществ. М.,1997; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992; Толерантность и полисубъектная социальность, Екатеринбург, 2001; Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992;Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001

В. Е. Кемеров

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ - совокупность знаний общества о самом себе. Практически любая попытка конкретизировать это определение приводит к необходимости философского обоснования О., его социально-исторической определенности, его структурности, его типизации, его мировоззренческих и методологических установок. Наиболее простой и привычный путь - сопоставление О. и естествознания. В советский период российской истории характерным было сравнение «обществоведения» и естествознания, в котором О. приписывалась прежде всего идеологическая функция, тогда как естествознание признавалось относительно свободным от идеологии. Но даже это сравнение побуждает к анализу различных форм взаимодействия и соизмерения О. и естествознания, возникающих на разных этапах истории, в несходных социальных обстоятельствах, в своеобразных культурных системах. Определение О. сопряжено с ответом на вопрос: что такое общество и как оно возможно? Следствием этого являются вопросы об особенностях общества, с которым соотносится О., о его современном состоянии, а стало быть, и о его истории и перспективах. Рассмотрение этих вопросов показывает, что сопоставление О. и естествознания является недостаточным для понимания О., поскольку О. включает в себя и вненаучные (донаучные, паранаучные) формы знания, «встроенные» непосредственно в структуры бытия людей, и само может служить средством объяснения различных аспектов естествознания, его социально-исторических и культурных форм, его «адаптаций» к условиям разных социальных систем. В настоящее время достаточно остро обсуждаются два вопроса, влияющих на определение О.: первый - о взаимоотно шениях дисциплин О., второй - о соот несении научного О. и его вненаучных форм, каковыми оказываются формы по вседневного знания, обыденного созна ния, «здравого смысла» и т, п. Первый вопрос естественным образом ограничи вает сферу О. взаимоотношениями дис циплин социально-гуманитарного по знания, второй расширяет эту сферу, связывая разные способы осознания и познания общественной жизни. Первый из отмеченных вопросов возникает из необходимости трактовать О. как некоторую совокупность взаимо действующих и обусловливающих друг друга разновидностей знания об общест ве. Когда, например, говорят о кризисе современного О. (социологии, филосо фии, экономической теории, педагогики и т. д.), тем самым уже фиксируют некое состояние О., с присущими ему специ фическими чертами, которое переросло в состояние кризисное, преобразующее прежние структуры О. Вследствие этого, так или иначе, уже определяется ситуа ция в О., сложившаяся на пороге XXI столетия, предшествующая ей ступень эволюции О. с относительно устойчивыми стандартами и ориентирами и, соответственно, ступень формирования этого устойчивого порядка описания общества. Так, от фиксации структурности О. и ее кризиса мы неизбежно переходим к выяснению эволюции определенных форм (систем, совокупностей) социально-гуманитарного знания, их связей с характерными социальными типами и периодами эволюции общества. Используя термин М. Фуко, можно говорить об особых «эпистемах», т. е. исторических формациях знания, с присущими им «внутренними» и «внешними» связями. Термин «парадигма», введенный Т. Куном для характеристики естествознания, его отдельных дисциплин, направлений и школ, для характеристики О. в точном смысле использован не был, поскольку О. не демонстрировало приверженности общим образцам. Более того, возникала тема парадоксальной системности О., его связной совокупности в отсутствии общепринятых образцов. Кризисное состояние современного О. напоминает нам о том, что его пред шествующая, относительно стабильная фаза бьиа продуктом становления науч ного О., что научное О. еще не насчиты вает и двух веков, т. к. научно оформлен- ные дисциплины О. стали определяться и взаимоопределяться только к середине XIX столетия. До XIX в. О. развивалось в основном в рамках повседневных представлений, философских и теологических описаний жизни общества, литературы и практи ческой политики. Хотя уже и в эпоху средневековья сложились определенные взгляды на различение профанного и «профессионального» знания, взгляды эти не базировались на научных основа ниях, и соответствующие разграничения опирались главным образом на традицию (в Европе - на традицию противопос тавления священного и светского). Конечно, значительное развитие О. получило в ходе построения и взаимо действия различных философских сис тем. Однако в пределах философии О. ос тавалось в значительной степени «спеку лятивным», в том смысле, что оно направлялось общими философскими представлениями о бытии и познании, проецировало эти общие представления на историю, на общество (на его отдельные подразделения), упорядочивало эмпирический материал - постоянно обогащавшийся и накапливающийся - в соответствии с логикой этих представлений. В становлении научного О. можно отметить следующие моменты. Прежде всего - зависимость формирующегося научного О. от естествознания. Само отделение «научного» от «ненаучного» в О. происходило во многом под влиянием норм и стандартов естествознания, в особенности - теоретической механики. Тезис о сведении человеческих взаимосвязей к «логике вещей», об уподоблении социальных взаимодействий вещей продолжает существовать (причем в качестве разделяемого многими методологического регулятива) до наших дней. Соответственно толкуются и ориентиры объективного и общезначимого знания, на которые «настраивается» О. В результате вопрос о специфике общественной жизни и соответствующей методологии в период становления обществознания остается в «тени». И это «теневое», сдвинутое на «периферию» его бытование оказывается «родовой травмой» О., определившей противоречивость его развития в последующее столетие. Другой важный момент, требующий специального комментария, это - связь формирования научного О. и четкого определения структур социального воспроизводства обществ индустриального типа. Развитие этих структур в производственно-экономической и правовой сферах приводит к деиндивидуализации общественной жизни, поскольку в указанных сферах начинают доминировать связи и эталоны, сопоставляющие абстрактносоциальные качества людей и соответственно «жертвующие» их индивидуальными различиями. Выявляется четкое различение формально-социальной и частно-индивидуальной жизни людей. Большие подсистемы общества: производство, право, образование, наука, политика (в значительной мере и культура в целом) - ориентированы на использование и умножение формально-социальных аспектов бытия людей. Частно-индивидуальная жизнь людей оказывается «по ту сторону» жестких социальных структур, но остается в поле О. благодаря знанию, не подчинившемуся стандартам абстрактной научности и формальной социальности, а также благодаря формам вненаучной рефлексии жизни, традиционной культуры и религиозности. Формирующееся О., вырастая из определенной социально-практической почвы, по-своему выражает и преломляет структурность этой социальной основы: предметы и методы определяющих дисциплин «следуют» за логикой воспроизводящихся социальных связей, фиксируют доминирующие типы деятельности, затем - дополняющие их, а потом «решают» проблему их разграничения и взаимосвязи. В сопоставлениях и противопоставлениях дисциплин зарождающегося научного О. находят выражение практические различения форм социальных связей и типов деятельности людей: выявление предметов и методов дисциплин социально-гуманитарного познания оказывается не столько следствием сознательной методологической работы ученых, сколько результатом воспроизводства определенной структуры социальности (определенной «логики вещей» - как любили говорить философы XIX в.). Так, экономическая наука в своем стремлении к объективности отвлекается от индивидной активности и психологической мотивированности в поведении людей, И психология, фиксирующая предмет своих особых исследований, начинает с элементов психики человека, абстрагированных от предметно-содержательных аспектов его деятельности. Социология стремится обнаружить объективные «механизмы» социальных взаимодействий и начинает рассматривать как второстепенные воздействия индивидов на социальные структуры, формы самореализации и самоутверждения людей в обществе. Психология в этой ситуации «логикой вещей» вынуждена отвлекаться от характера и содержания общественных связей и рассматривать человеческую субъективность в аспекте человеческих взаимодействий. Подобное разграничение установок происходит не только между дисциплинами, но и в рамках отдельных отраслей социально-гуманитарного познания. В историческом познании, ориентированном на общепринятые стандарты и нормы научности, во второй половине XIX в. развиваются такие дисциплины, как экономическая теория, археология, этнография, которые в значительной мере связаны с описанием условий, структур, вещной обстановки социального процесса. Вместе с тем, в исследованиях по истории политики, культуры, искусства продолжают доминировать взгляды, фиксирующие особенности деятельности людей, ситуаций, событий. Эта раздвоенность исторического познания говорит не о дополняющих друг друга изображениях истории («истории безлюдной» и «истории людей»), а о скрытом (и в принципе - непримиримом) дуализме методологии, свойственном не только истории начала XX в„ но, по сути, и всем другим дисциплинам О. «Соседствующие» дисциплины взаимодействуют по •принципу взаимоисключающего взаимодополнения, когда они исходят не из представлений о социальной эволюции или системе общества, а из предварительно расчлененной на противоположные аспекты и факторы (вещественное - духовное, объективное - субъективное, совместное - индивидуальное) жизни людей в обществе, причем рассматривают эти аспекты и факторы в качестве самостоятельно существующих предметов (как особые вещи), трактуют вопросы их «внешних» взаимодействий и, соответственно, воздвигают дисциплинарные барьеры для их совмещения («смешения»). Иначе говоря, полифоническая сложность социального процесса подпадает под стихийную логику разделения труда: по ее схемам выявляются противоположные аспекты социального воспроизводства, которые онтологизируются, превращаются в особые объекты, рассматриваемые затем в их совокупности как социальная реальность (или проще - «жизнь людей»), исходная для работы научного О. На рубеже XIX и XX вв. парадоксы развития О. становятся предметом философского анализа, поскольку в них отображаются противоречия философии и науки, познания и культуры. В. Дильтей пытается обосновать специфику О. и выдвигает, в противовес натуралистически ориентированному познанию, область «наук о духе», нацеленных на описание социально-исторических явлений и событий в их конкретности, целостности, индивидуальности, опирающихся на особые методологические процедуры («понимание» - например), которые не сводят уникальность событий или индивидов к общим законам, но фиксируют образ их специфической реализации. В. Виндельбанд и Г. Риккерт фактически обосновывают двойственность методологии как для познания в целом, так и для О. Они разделяют и противопоставляют виды познания не по предметам, а по методам: обобщающий метод формирует предмет, который мы называем «природа», а индивидуализирующий метод указывает на сферу жизни (и ее особые проявления), которую мы называем «культура» (см. «Идиографический и Номотетический методы»). Поскольку это разделение носит прежде всего методологический характер, оно касается не только различения естественных и общественных наук, но распространяется и на ситуацию «внутри» О., где могут быть выделены по преимуществу обобщающие и по преимуществу индивидуализирующие дисциплины; более того, эта методология может быть применена и в трактовке отдельной дисциплины. В пределе эта методология означает, что любая дисциплина О. может быть и обобщающей и индивидуализирующей, но одно из этих качеств достигается за счет жертвы другим. Как это ни странно на первый взгляд, но методологическая гипотеза Г. Риккерта получила много подтверждений в О. XX столетия: об истории мы уже говорили, но и в отношении социологии, психологии, антропологии можно было бы сказать примерно то же самое: легко определимы «полярно ориентированные» направления, например - бихевиоризм и гуманистическая психология, физика листская социология (Ландберг) и «со циальное действие», структурный функ ционализм и этнометодология. Методология «взаимоисключающего взаимодополнения» пронизывает практи чески все известные направления О. XX в. (и взаимоотношения между ними), но свое концентрированное выражение она находит во взаимоопределении социаль ного и гуманитарного познания. Сам термин «социально-гуманитарное позна ние» указывает на то, что О. «составле но» из двух разных видов познания, т. е. термин этот фиксирует не столько связь, сколько различия. Ситуация становления научного О. «подкрепила» эти различия, обособив, с одной стороны, социальные науки, ориентированные на изучение структур, общих связей и закономерно стей, и, с другой стороны, гуманитарное познание с его установкой на конкретно индивидуальное описание явлений и со бытий общественной жизни, человече ских взаимодействий и личностей. Во прос о соотношении социального и гуманитарного в О. был предметом по стоянных дискуссий; в ходе этих дискус сий побеждали то сторонники четкого методологического определения дисцип лин (и соответственно - размежевания), то сторонники их методологического сближения (и соответствующей предмет ной интеграции). Однако, важно отме тить, что указанное различение и проти вопоставление социальных и гуманитар ных дисциплин научного О. в основном трактовалось как ситуация «естествен ная», соответствующая общей логике разделения и связывания человеческой деятельности. Само оформление этой ситуации в недолгой и недавней истории становления научного О., как правило, во внимание не принималось. Различия социальных наук и гуманитарного познания проявлялись и в отношениях научного О. с повседневным сознанием людей. Социальные науки четко противопоставлялись повседневному сознанию как специфическая область теорий, понятий и концепций, «возвы шающихся» над непосредственным ото бражением людьми их обыденной жизни (отсюда в догматическом марксизме - идея внедрения научного мировоззрения в повседневное поведение людей). Гума нитарное познание в значительно боль шей степени считалось со схемами по вседневного человеческого опыта, опира лось на них, более того, часто оценивало научные построения через их соответст вие формам индивидуального бытия и сознания. Иными словами, если для со циальных наук люди были элементами той объективной картины, которую эти науки определяли, то для гуманитарного познания, напротив, формы научной деятельности проясняли свое значение как схемы, включенные в совместную и индивидуальную жизнь людей. Эти методологические и мировоз зренческие ориентации обнаруживались и в отношениях философии и О. Соци альные науки фактически «свели» фило софию к методологии исследований, причем к методологии, в основном тол куемой как обоснование техник и мето дик социального познания, В гуманитар ном познании роль философии про сматривалась в поисках и определениях проблемно-смыслового измерения бытия людей, определяющего характер и содер жание человеческих стремлений. Перехо дя в «регистр» гуманитарного познания, философия освобождалась от давления узко понимаемых научно-методологиче ских норм и фиксировала внимание на зависимости этих норм (шире - всей сферы социальных наук) от ^процесса жизни людей, от изменений в характере социального бытия, от проблем и пер спектив человеческой самореализации. Такой философский подход, по сути, тоже опирается на формы научного позна ния, но роль этого научного компонента и его структурность долгое время оставались неясными (в некоторых аспектах остаются таковыми до настоящего времени). Научное О. с присущим ему строем и функциями, с его интеграцией по принципу «взаимоисключающего взаимодополнения» (казавшимися «естественными») оказывается под вопросом во второй половине XX столетия, когда начинается полоса практических и теоретических кризисов. Типологическое родство этих кризисов проясняется в проблеме соотношения структур и людей. Большие структуры, «адаптирующие» к себе индивидную жизнь людей, выявляют свою ограниченность и непродуктивность по всему «фронту»: в экономике, политике, науке, образовании. Они обнаруживают свою несостоятельность в процессе перехода от экстенсивных к интенсивным формам деятельности, в переориентации общества на качественные изменения в сферах производства и экологии, преобразования системных связей социальности, технологии, информации. Так называемая «большая наука», построенная по принципам промышленного производства, оказывается неэффективной в организационном и прикладном плане; нормы и стандарты научности, которые признавались в ней как законы деятельности научного сообщества, оказываются сомнительными, подвергаются критике. Соответственно, утрачивают свои позиции большие теории в сфере О.: резко сокращается влияние догматического марксизма, подвергается жесточайшей критике структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс), претендовавший на роль ведущей социальной теории, заметно падает рейтинг позитивистски ориентированных методологий в социологических, психологических, культуроведческих и исторических исследованиях. В конце 60-х гг. XX в. О. начинает утрачивать черты даже того формального единства, которое было связано с декларативным признанием общих норм и стандартов научной деятельности. Сохраняется еще некоторая терминологическая общность, но она лишь маскирует разностильность методологических ориентаций, реализуемых в разных науках и дисциплинах. За одними и теми же терминами - общество, личность, система, деятельность - скрываются существенно различные методологические схемы и понятийные связи. Утрата формальной общности приводит к «плюрализации» и «фрагментации» О. Обостряется вопрос о его парадигме. Однако в складывающейся ситуации размежевания и разнородности дисциплин парадигма может быть только «эклектической», «лоскутной», «мультипарадигмой», т. е. проблема парадигмы на принципиально методологической основе не решается. Тупиковое положение фактически указывает на кризис методологии и философии определения парадигмы О. Парадигма О. не выявляется через сопоставление с общими нормами и стандартами познания. Тем не менее практически необходимость в интеграции О. осознается достаточно остро. Сама практическая потребность в «связывании» дисциплин О., присущих им представлений и стилистик исследования указывает на то, что единство О. определяется не столько стандартами познания, сколько общими проблемами, стоящими перед людьми в их совместной и индивидуальной жизни, типом проблем, характерных для современного социального мира, связью проблем глобального характера и проблем индивидной самореализации людей. Намечается новая философия интеграции О., а вместе с ней и переосмысление бытийных оснований О., его истории и перспектив, его связи с практикой общества, его соотнесенности с естествознанием и широко понимаемой культурой. «Фокусирование» ориентаций О. в проблемно-смысловом «поле» бытия людей указывает и на ограниченность прежних установок дисциплинарно-отраслевого разделения О., его интегрирования по принципу «взаимоисключающей взаимозависимости». Все более очевидной становится зависимость этих установок от практики воспроизводства общества как большой структуры, в рамках и на фоне которой реализуется жизнь социальных индивидов. Явной становится и непродуктивность социально-методологических концепций, фактически отождествлявших системность общества с его машинообразной или функциональной структурностью (догматический марксизм, структурно-функциональный анализ). Поскольку в трактовке социальных систем на первый план выходит проблема их изменения и становления - и в плане формирования качества жизни отдельного общества, и в плане системного оформления связей человеческого сообщества, - постольку все более осознается, как практическая и познавательная задача, необходимость представить зависимость структурности общества от самореализации человеческих индивидов. Т. о., понимание взаимосвязанной индивидной жизни людей оказывается «ядром» трактовки воспроизводящейся и меняющейся социальности. Прежде всего практические стимулы предопределяют выход за рамки стереотипов, противопоставлявших совместное и индивидуальное, социальное и личностное, экономику и психологию, структуры и людей. Реализация этой перспективы означает переосмысление характера интеграции О. и, вместе с тем, - логических и методологических стереотипов, задававших определенный стиль исследования и трактовки жизни людей в обществе. Формы новой стилистики О. в значительной мере связаны с конкретизацией его роли в структурах воспроизводства и развития совместной и индивидуальной жизни людей. (См. «Общество», «Классическое, неклассическое, постклассическое».) В. Е. Кемеров





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 126 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...