Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сообщение биографов 6 страница



Каковы же люди, находящиеся всегда рядом с Зиловым?

Кушак простоват, глуповат, в отсутствие жены с удовольствием ухаживает за Верой.
Саяпины кажутся хорошей супружеской парой: живут дружно, вместе ходят на футбол, Валерия, спасая мужа от гнева Кушака, грубо льстит начальнику. «Подруга жизни», — гордо говорит о ней Саяпин. Но за минуту до этого рассуждал: «Жена скандалит, а ты, если человек деликатный, терпи. А может, мне ее стукнуть хочется?.. Вот дадут квартиру, тогда мы еще посмотрим кто кого».
Саяпин считается лучшим другом Зилова, но, выгораживая себя, подставляет товарища: «Я не в курсе этой статьи. Ее готовил Зилов. Я ему доверял». И тут же ищет понимания у приятеля: «Старик, пойми! У меня же квартира горела! На твоих глазах! Неужели ты не понимаешь?» Зилов, конечно же, понимает: «Да уж, подобралась у вас семейка. И ты-то молодец...»
А когда Саяпин «простодушно», как отмечает автор, осматривает после неудавшегося самоубийства Зилова его квартиру («Витя, ты замечаешь, у тебя полы рассыхаются... Придется ремонтировать»), Зилов тоже понимает его: «Что же ты остановился?.. Пройдись по комнатам, прикинь, что куда поставить... ты пришел сюда за ключами... Бери, не стесняйся».
Чужим в этой компании кажется Кузаков. Обычно он появляется позже всех, в обществе держится в тени, «большей частью задумчив, самоуглублен, говорит мало, умеет слушать других». Но именно он отмечает: «Жизнь, в сущности, проиграна». Именно он удивляется: «Чего тебе не хватает?.. Живи да радуйся»; именно он выхватывает ружье из рук Зилова и готов даже пулю в себя принять, когда тот наставляет оружие на друзей; именно он, пытаясь образумить приятеля, кричит ему: «А если тебе не нравится твоя жизнь, ну и отлично, живи по-другому, кто тебе мешает?» Нет ни одного эпизода, где Кузаков хитрит, ловчит, изворачивается. Находясь среди приспосабливающихся людей, не пытается им подыгрывать. Не случайно его одного выделяет Вера из всех Аликов, называя по имени.
Но, видимо, простота и откровенность Кузакова, его независимость при незаметности больше всего и раздражают Зилова. С ним он был особенно резок и раздражителен.
Официант Дима тоже человек из окружения Зилова. «...Он ужасный, — говорит о нем Галина. — Один взгляд чего стоит. Я его боюсь». Не нравится он и Вере с Кузаковым. Сам же Зилов считает Диму «нормальным парнем», восхищается его спокойствием, выдержкой, завидует удивительной меткости. «Видел бы ты его с ружьем. Зверь, — говорит он Саяпину, — полсотни метров в лет — глухо... Мне бы так». Однако Дима теряет спокойствие, когда Зилов называет его лакеем: предварительно оглядевшись и убедившись, что никого рядом нет, бьет в лицо бесчувственного обидчика (ведет себя действительно по-лакейски).
Дима точно знает, что хочет получить от жизни, и идет к цели твердо и непреклонно, ни разу не отступая от своих правил. Поражает его поведение после неудавшегося самоубийства Зилова: заряжает ружье и возвращает его Зилову, спокойно и деловито «выторговывает» лодку в случае смерти товарища, уводит Кузакова и Саяпина, оставляя Зилова одного.
Он вместе с Зиловым ходит на охоту, однако не понимает его восторженного нетерпения и посмеивается над ним. Не может понять и откровений приятеля о друзьях: «Поссорился?.. Да разве у нас разберешься?.. я, допустим, беру и продаю тебя за копейку. Потом мы встречаемся и я тебе говорю: „Старик, говорю, у меня завелась копейка, пойдем со мной, я тебя люблю и хочу с тобой выпить“. И ты идешь со мной... хотя ты прекрасно знаешь, откуда у меня эта копейка. Но ты идешь со мной, потому что тебе все до лампочки».
Неудивительно, что Зилов, чувствуя себя чужим среди своих, не выдерживает и кричит друзьям: «Я вам не верю», а после экскурса в прошлое хочет закончить начатую приятелями шутку.
Учитель. Жизнь действительно проиграна.

Но можно ли считать Зилова живым трупом?

Нет. Об этом свидетельствует и дискомфорт, испытываемый при воспоминаниях, и нетерпеливое ожидание утиной охоты. Для Зилова охота — это духовное очищение, необходимое для выживания в той среде, в которой он обитает и к которой приспособился. В сцене расставания с Галиной Зилов раскрывается перед ней: «Только там и чувствуешь себя человеком». Вдали от суеты, лжи и фальши он растворяется в природе: «Тебя там нет... И ничего нет. И не было. И не будет...» Именно духовное обновление важно Зилову: «Это как в церкви и даже почище, чем в церкви...» Охота для него символ другой, истинной жизни, о которой он мечтает. Не случайна его фраза: «Подарите мне остров».
Конечно же, при таком единении с природой Зилов не может убить ни одной птицы. «Будешь мазать до тех пор, пока не успокоишься, — говорит ему Дима, —...полное равнодушие... Ну так, вроде бы они летят не в природе, а на картинке». «Но они не на картинке, — удивляется Зилов. — Они-то все-таки живые». «Живые они для того, кто мажет. А кто попадает, для того они уже мертвые», — отвечает официант. В отличие от Зилова, в Диме уже нет никаких человеческих чувств, ничто не мешает «спокойно, ровненько, аккуратненько, не спеша» застрелить летящую птицу.
Мы видим, что глоток свежего воздуха Зилову жизненно необходим. Не случайно между воспоминаниями он звонит Диме и упрашивает ехать на охоту, несмотря на ливень, узнает прогноз погоды и злится из-за непрекращающегося дождя. Наконец не выдерживает и собирается отправиться один: «Нет, ждать больше не буду... Не могу...» Но помешала телеграмма с соболезнованиями от группы товарищей, вызвавшая последнее воспоминание, прекратившее его «цепляние» за жизнь.

В чем, по вашему мнению, трагедия героя? Почему он потерпел поражение во всех сферах жизни?

Герой отошел от общечеловеческих ценностей, потерял нравственные ориентиры в жизни. Любовь, искренность, сострадание отодвинуты им на второй план. На первый же план он поставил беззаботность, жизнь в свое удовольствие, вдохновенное вранье. Но изначально ему, видимо, чуждо такое существование: между добром и злом еще не стерты грани (авторские ремарки между воспоминаниями тоже помогают это понять). Отсюда и дисгармония в душе героя.
Учитель. Тема заблудившегося в жизни человека, «блудного сына», волнует не одно поколение.
Сообщения исследовательской группы. Исследования проводятся по следующим направлениям:
1. Тема лишнего человека (например, Онегин, Печорин).
Не найдя применения, люди скитаются по дорогам жизни без целей и желаний, ощущают себя лишними. Чувство собственной неординарности, жажда и невозможность реализации рождают в душах героев жесточайшие противоречия. И если Онегин скорее играет в скучающего молодого человека, то для Печорина его жизнь тяжела и мучительна.
2. Тема «блудного сына» в русской литературе (например, «Станционный смотритель» А. Пушкина (образ Дунечки), «Воскресение» Л. Толстого (образ Нехлюдова), «Телеграмма» К. Паустовского (образ Насти) и др.).
Герои сбиваются с истинного пути по разным причинам: из-за любви, удовольствий, работы. Постепенно и незаметно происходит их душевное очерствение. Прозрение наступает, но, к сожалению, зачастую слишком поздно.
3. Тема «блудного сына» в современной литературе (предлагаем повесть Паоло Коэльо «Вероника решает умереть»).
Как найти и не упустить свое предназначение в жизни? Как обрести себя? Почему люди очень часто следуют не собственным наклонностям и стремлениям, а советам окружающих? В чем причина попыток уйти из жизни, спрятаться, скрыться? Ответы на эти вопросы ищет в своей повести Паоло Коэльо.
Выводы. Тема эта — вечная, рассматривается в разных аспектах, но итог всегда одинаков: попытка изменить жизнь. Герои испытывают запоздалое раскаяние и начинают лучшую жизнь или заходят в тупик и пытаются свести счеты с жизнью.

Как вы думаете, почему формулировка темы урока начинается со знаменитых слов Гамлета:

Быть иль не быть — таков вопрос; Что благородней духом — покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством?

Ситуация выбора — основная в пьесе «Утиная охота». Герой, принимая решение, руководствуется минутным желанием, выгодой или новой страстью. Стремясь сделать приятное начальнику, приглашает на новоселье бывшую любовницу; из-за желания побыть с Ириной откладывает вылет на похороны отца; увидев, что не Галина слушала его исповедь, он не пытается догнать жену, а изворачивается перед Ириной и т. д. Видимо, это искусственное упрощение существования и явилось причиной опустошения его души и жизни. Там, где Гамлет отвечает: «Быть», — Зилов говорит: «Не быть». Покоряясь обстоятельствам, Зилов все дальше уходит от настоящей жизни.
Учитель. Финал пьесы очень интересен. Примечательно, что драматург предполагал три варианта разрешения конфликта в душе героя. Каждый из них мог бы завершить пьесу и придать ей тот или иной смысл. В первом — трагедия героя измерялась его жизнью. Во втором — спасенный друзьями от рокового выстрела герой кричал им в лицо слова горькой правды о них, перекладывая таким образом на их плечи тяжкий груз ответственности за его неудавшуюся судьбу. В третьем, окончательном варианте Зилов выбирает охоту с официантом. Но о дальнейшей судьбе героя и сейчас нет единого мнения.

А как вы понимаете финал пьесы?

Охота для героя — духовное очищение. Поэтому такой финал может свидетельствовать о начале другой жизни: именно природа поможет возродиться герою. Но пугают ремарки автора: «Говорит ровным, деловым тоном»; а после и слова самого Зилова: «Совершенно спокоен».
Учитель. А. Вампилов говорил: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам». Образ Зилова тоже не давал ему покоя (да и слова О. Ефремова, которые служат эпиграфом к нашему уроку, подтверждают это). Почему?

Не потеряла ли актуальность пьеса в наши дни?

Домашнее задание. Написать сочинение-размышление на тему «Не растерять себя».

Литература

1. Вампилов А. Сборник произведений. В 2 т. / Предисл. В. Курбатова. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1987.
2. Вампилов А. «Дом окнами в поле» / Предисл. О. Ефремова, В. Распутина. — Иркутск, 1982.
3. Вампилов А. «Я с вами, люди!». — М., 1988.
4. Русские писатели 20 века: Биографический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву — A. M., 2000.

1 Пьесы А. Вампилова «Утиная охота» (11 класс) и «Прошлым летом в Чулимске» (9 класс) изучаются в школе текстуально в соответствии с программой.
2 Год создания пьесы в разных источниках указывается по-разному. Мы ссылаемся на следующее издание: Русские писатели 20 века: Биографический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву — A. M., 2000. — С. 133.
3 Вампилов А. Я с вами, люди! — М., 1988. — С. 413.
4 Там же.
5 Курбатов В. В глубь уходящих и играющих звезд... // Вампилов А. Сборник произведений. В 2 т. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1987. — С. 4—9.
6 См.: Русские писатели 20 века: Биографический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву — A. M., 2000. — С. 133—135.
7 Вампилов А. «Дом окнами в поле» / Предисл. О. Ефремова, В. Распутина. — Иркутск, 1982. — С. 624—625.
8 Курбатов В. В глубь уходящих и играющих звезд... // Вампилов А. Сборник произведений. В 2 т. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1987. — С. 17.

Часть третья

СОВРЕМЕННАЯ
РУССКАЯ ЛИРИКА

Е. Р. Ядровская

Обзорный урок

Русская поэзия последней
трети XX — начала XXI века

Лирик ничего не дает людям.
Но люди приходят и берут.
А. Блок

При подготовке и проведении обзорных уроков постараемся руководствоваться методическими принципами, которые мы обозначили в статье «Об обзорных уроках по современной драматургии и лирике» (см. ее на с. 203).
Разговор о лирике всегда сложен, он требует от собеседника особого расположения души, особого, поэтического взгляда на мир. Обращение к современной лирике тем более сложно: для многих сегодняшних выпускников жизнь лирики «остановилась» в начале двадцатого века — на именах Ахматовой и Цветаевой, а потому для них как бы не существует ни лирики шестидесятников, ни авторской песни, ни поэзии андеграунда, ни Бродского, ни тем более стихотворений живых современников, если об этом не позаботились учителя литературы. Сложившаяся ситуация объясняется не только нехваткой времени на уроке литературы, но и тем, что сегодня «не век лирики»: стихами не зачитываются, ими не живут, поэтов не боготворят. Обращение к современнейшей лирике затруднено и тем, что она принципиально другая, чем та, на которую настроены наши сердца классической поэзией: изменился ритм, внутренний и внешний строй стиха, изменились смыслы. И на пути к пониманию новой поэзии мы прежде всего должны осознать мир, в котором живем, настроить ум и сердце на восприятие и понимание новых ритмов и интонаций. Дальнейший процесс приятия или отторжения сегодняшней поэзии должен быть мотивирован нашей собственной человеческой и читательской позициями.
Обозначим пространство нашего диалога о современной лирике и предложим возможную композицию урока-обзора. Напомним о том, что ученики в силу разных причин (программа, уровень литературного образования) могут быть в разной степени подготовлены к работе над темой. Если у учеников имеется соответствующая база для восприятия этой темы, необходимо не только обобщить и систематизировать имеющиеся знания, но и придать предлагаемому материалу проблемный характер. При отсутствии такой подготовки наибольшее внимание следует уделить организации самостоятельной работы в классе: помочь ученикам в поиске материала и оформлении выступления, предложить интересные темы для рефератов. И в том и в другом случае важно стимулировать у учащихся творческий подход к выполнению задания: объявить конкурсы на лучшую поэтическую презентацию, конкурсы выразительного чтения, знатоков поэзии и др.

Зачин урока

«Что такое поэт?» (А. Блок)

Л. Я. Гинзбург писала о «парадоксе» лирики: будучи самым субъективным родом литературы, она, «как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». Лирика с присущим ей обостренным восприятием жизни и музыкальным слухом наиболее чутка ко всем переменам и веяниям времени: в отдельных разрозненных звуках эпохи ей дано расслышать рождающуюся интонацию, музыку времени.
Материал для размышления
«Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт.
<...> Поэт — сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир» (А. Блок. «О назначении поэта». 1921).
«Существует, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки, — посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу тремя (тяготея преимущественно ко второму и к третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, — и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение — универсальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом (выделено Е. Я.)». (Иосиф Бродский. Нобелевская лекция. 1987.)
Размышления учащихся над приведенными высказываниями. Мотивировка общих корней слов «стих» и «стихия». Музыка как самое непосредственное и точное выражение человеческой эмоции. Музыкальность поэзии. Язык как «самодвижитель» поэзии, поэзия как «ускоритель» мышления и мироощущения. Точки зрения Блока и Бродского как отражение мироощущения поэтов разных культурных эпох, разных типов сознания. Традиции и новаторство в поэзии.
При высоком уровне литературного развития учащихся весь урок может иметь кольцевую композицию: от Блока к Бродскому, от «назначения» поэзии к ее самодостаточности. Это сложный путь, требующий философского осмысления, поэтому учитель может ограничиться лишь приведением точек зрения поэтов без глубокого анализа.
В литературном пространстве второй половины двадцатого века лирические доминанты находятся в разном соотношении: в лирике шестидесятников — полярные лейтмотивы эстрадной поэзии и песен Б. Окуджавы; в семидесятых — «тихая лирика» и бунтарский вызов авторской песни, вариации знакомых интонаций в лирике восьмидесятых и непривычные ритмы поэзии андеграунда; нестройное многоголосие 90-х и лейтмотив И. Бродского. Все это сложное поэтическое пространство нельзя представлять только как борьбу нового со старым, противостояние официального неофициальному, схематически делить на школы и направления. Сущность поэтического сложнее, ведь «поэт — величина неизменная». Важно, чтобы ведущие поэтические интонации второй половины XX века прозвучали на уроке и чтобы они были услышаны учениками, а остальное предоставим времени.
Проведем кратчайший экскурс в историю русской поэзии.
Три века русской поэзии. Ораторская, напевная и говорная интонации как доминанты звучания лирики XVIII—XX веков. Поэтическая школа как единица литературного процесса в поэзии XX века. Усиление иррационального начала, смешение стилей и речевых потоков в поэзии XX века. Традиции Анненского, Блока, Хлебникова; Ахматовой, Пастернака, Заболоцкого. Сопоставление литературных ситуаций в поэзии рубежа XIX—XX вв. и рубежа тысячелетий: многообразие поэтических школ и течений и ситуация после 20-х, когда стихи, по выражению Пастернака, не заражали больше воздуха, и постмодернистские тенденции в поэзии «конца века лирики» (М. Липовецкий).
Сколько сегодня поэтов? Социологами установлено, что через каждые десять лет в литературном обороте остается не более одного процента всех напечатанных книг. Время безжалостно сбрасывает все остальные в небытие. Сегодня же, по данным библиографического справочника «Новая Россия: мир литературы», около пятнадцати тысяч поэтов (в кавычках или без них). Современный критик Сергей Чупринин назвал подобную ситуацию «катастрофической» по одной простой причине: такую «уйму стихов» нельзя прочесть. Критик вспоминает о том, как когда-то А. Вознесенский нарисовал «леденящую душу» картинку:

Четырнадцать тысяч пиитов страдают во мгле Лужников. Я выйду в эстрадных софитах — последний читатель стихов.

Размышляя над тем, «что делать», Чупринин вспоминает статью Мандельштама «Армия поэтов», в которой поэт выражал надежду на то, что «волна стихотворной болезни неизбежно должна схлынуть в связи с общим оздоровлением страны».
Один из современных поэтов как-то заметил, что, пока поэзия существует, она многими может не замечаться, но если ее нет — «люди задыхаются».
Есть ли сегодня поэзия, жива ли сегодня лирика?
На пути к сегодняшнему поэтическому слову очертим пространство поэзии второй половины XX века — живой истории.

Основная часть урока

К уроку предложим учащимся следующие задания.
Индивидуальные задания:
1. Подготовить творческое сообщение по произведениям одного из поэтов, группы поэтов, поэтического направления (темы и мотивы творчества; поиск эпиграфов и ключевых слов (цитат), создающих портрет поэта, эволюцию его творчества; подбор музыкального (живописного) оформления).
Например, подбор цитат, ярко иллюстрирующих характер поэзии Е. Евтушенко, может быть таким:
«И голосом ломавшимся моим / Ломавшееся время закричало»;
«Я разный — / я натруженный и праздный»;
«Но если столько связано со мною, / я что-то значу, видимо, / и стою?»;
«Мне кажется сейчас — / я иудей»;
«Граждане, послушайте меня...»;
«Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта» и др.
Творчество Б. Ш. Окуджавы нельзя представить без «Полночного троллейбуса» и «Давайте восклицать...».
2. Рассказ об авторской песне сопроводим музыкой. Учитывая, что песни А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы уже знакомы учащимся, предложим ученикам выбрать для каждого из поэтов «знаковую» песню. Так, например, музыкальным фоном для рассказа о поэзии А. Галича может быть песня «Когда я вернусь».
Групповые задания:
1. Составление терминологического словаря: постмодернизм, концептуализм, минимализм, неоакмеизм, необарокко. Краткое истолкование терминов; подбор отрывков из поэтических текстов для иллюстрации каждого термина. Понятие о хронотопе.
2. Обзор поэтических рубрик журналов «Новый мир», «Нева», «Наш современник» и др.
3. Представление литературного сайта «Вавилон». (С 1997 года на сайте «Вавилон» (http://www.vavilon.ru) дана антология современной литературы. В настоящее время на этом сайте представлено более 130 современных поэтов.)
4. Организация выставки книг (сборники стихов, книги о современной поэзии).
5. Интересным и увлекательным заданием может стать поиск эпиграфов к характеристике общественно-исторической ситуации разных десятилетий. Иногда они представляют собой целые стихотворения как послания из разных лет. В качестве примера можно привести цикл стихов Юрия Левитанского «Из разных десятилетий».
Из пятидесятых: «Все гаечки да винтики...».
Из шестидесятых: «Кончается рабство на свете...».
Из семидесятых: Как живут поэты. Диалог. «Кругом поют, кругом ликуют...».
Из восьмидесятых: «...А теперь рассуждаем...», «Сейчас эпоха прессы...».
Поскольку общественно-историческая ситуация каждого из десятилетий учащимся хорошо знакома по другим урокам, целесообразно скреплять литературный монтаж стихотворными портретами эпохи. Такая работа представляет огромное поле деятельности для творческого поиска: ведь каждая «эпоха» представлена множеством имен. Соответствующие периоды представим голосами «официальной» и «неофициальной» поэзии, а сегодняшнюю поэзию — перекличкой поэтических «школок» и течений.

1. «Лирический взрыв» и поэзия шестидесятников

И голосом ломавшимся моим
Ломавшееся время закричало.
Е. Евтушенко

«Поэтический бум» шестидесятых. Эстрадная поэзия. Стихи Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского. Правдивость, экспрессивность, «оголенность» чувств, близость к традициям В. Маяковского. «Громкая» («эстрадная») поэзия как выражение взрывных интонаций «оттепели». Публицистический и гражданский пафос стихов. Отражение главных исторических событий времени. Выступления «громких» поэтов на открытии памятника В. Маяковскому в Москве (1958 г.); поэтические вечера в Политехническом музее и Лужниках. Массовая любовь народа к стихам.
Рамки свободы. Поэзия шестидесятников как попытка восстановления равновесия между народом и властью, попытка очистить запятнанную идею социализма и коммунизма.
Риторичность и монологичность стихов Р. Рождественского. Самовыражение и исповедальность в лирике Е. Евтушенко. Приметы НТР и образы старины в метафорах А. Вознесенского. Своеобразие лирической интонации Б. Ахмадулиной.
Кризис «громкой» поэзии: утрата надежды на обновление страны, исчерпанность чувств, утрата веры.
Е. Евтушенко: «Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта»; А. Вознесенский: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».
Заряд любви в песнях Булата Окуджавы
Особость гражданской позиции и характер лирического творчества («песенок») Булата Окуджавы. Арбат как неофициальный центр культуры шестидесятников в творчестве поэта. Вера, Надежда и Любовь как необходимейшие спутники человеческого пути в лирике Б. Окуджавы. «Песенки» Окуджавы в жизни русской интеллигенции разных поколений.
Прослушивание стихотворений «эстрадников» и песен Окуджавы в исполнении авторов даст возможность учащимся расслышать разные интонации одной эпохи.
Предложим учащимся подумать над тем, почему «песенки» Окуджавы продолжает петь уже не одно поколение, а многие стихотворения его современников («эстрадников») остались лишь фактом истории литературы.
2. Поэзия андеграунда
«Лианозовская группа», смогисты, группа Чарткова и др.
«Лианозовская группа» (Е. Кроповницкий, Г. Сапгир, Вс. Некрасов, И. Холин, Я. Сатуновский). Традиции обериутов в творчестве поэтов-«лианозовцев». «Лианозовская школа» — «классика нового искусства» (В. Кулаков).
Интересный, живой материал об участниках литературного процесса андеграунда представлен в книге В. Кулакова «Поэзия как факт», к которой учитель может адресовать учащихся, заинтересовавшихся этой страницей истории русской поэзии. На уроке можно ограничиться кратким рассказом о «лианозовской группе» и чтением фрагмента из раздела книги «Некоторое количество разговоров», в котором «говорят» поэты андеграунда.
Важно показать ученикам, что в 60—80-е годы наряду с официальной поэзией и гонимой, но все-таки находящей дорогу к своему читателю-слушателю авторской песни существовало целое поэтическое пространство — неофициальная поэзия (поэты андеграунда).
Именно в эти годы развивались новые направления и поэтические школы.
3. «Тихая лирика» семидесятых
Поэтический мир Николая Рубцова. Неразрывность связи природы и человека, человека и родины в творчестве Н. Рубцова. Простота слога и напевность интонации как характерные черты поэтики. Выразительное чтение стихотворений «Звезда полей», «Тихая моя родина...», «Далекое» и других или монтаж из отрывков стихотворений. Картины Левитана и стихотворения Н. Рубцова.
Поскольку творчество Н. Рубцова неоднократно уже было представлено в основной школе, можно кратко обобщить уже известное ребятам или просто ограничиться выразительным чтением стихотворений поэта по выбору учащихся (уроки о творчестве Н. Рубцова см. на с. 297 и на с. 302).
Анатолий Жигулин: «Кровная связь» с народом и народным миром, философское звучание темы родной природы.
В литературоведении существует устоявшаяся точка зрения на то, что «тихая лирика» возникает как противовес громкой, эстрадной лирике. Беря во внимание природу, сам процесс поэтического творчества, основанный прежде всего на мироощущении художника, предложим учащимся поразмышлять над тем, в какой мере справедливо это утверждение по отношению к творчеству Н. Рубцова и А. Жигулина.
4. Классики «магнитофон-издата»
Александр Галич, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава. Имена этих поэтов-бардов уже знакомы учащимся (7 класс, программа под ред. В. Г. Маранцмана).
Александр Галич. Романтическое двоемирие и образ лирического героя в творчестве Александра Галича. Прослушивание песен. Размышление над обращением поэта: «И все так же, не проще, / Век наш пробует нас — / Можешь выйти на площадь, / Смеешь выйти на площадь / в тот назначенный час?»
Владимир Высоцкий — истинно народный поэт, голос и совесть эпохи. Многообразие тем (социальных, философских, политических и др.) и их обостренное звучание в творчестве поэта. Трагический мотив губительности свободы. Жанровое своеобразие, богатство интонаций лирики В. Высоцкого.
Спросим ребят, близко ли им творчество Высоцкого? Какие качества современного человека препятствуют сегодня общению с поэтом?
5. Неоакмеизм в поэзии
Традиции акмеизма (И. Анненского, Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама) в литературе 60—80-х годов.
Нераздельность природы и культуры в творчестве «Старших неоакмеистов». Причастность к миру культуры как попытка обрести бессмертие. Образы культуры в творчестве Арс. Тарковского, Д. Самойлова, С. Липкина.
«Неоакмеисты-шестидесятники». Элегичность старинного слога («балетные па», по выражению критика Б. Сарнова), вера в способность поэта пересоздавать мир в поэзии Б. Ахмадулиной. «Стоицизм» (И. Бродский) и «отсутствие Бога» в поэзии А. Кушнера. Скорбные интонации в поэзии О. Чухонцева.
Можно предложить учащимся самостоятельно прочитать одно из интервью А. Кушнера, помещенное в журнале «Новый мир», в котором поэт высказывает свое отношение к современной поэзии (Кушнер А. Не дерево, а роща // Новый мир. — 2004. — № 6. — С. 127—139).
6. Поэзия конца ХХ века
Доминирование прозы. «Конец века лирики» (М. Липовецкий). Утрата читательского внимания. Предельная усложненность языка. Элитарность; ориентация на поэзию Серебряного века и постоянно растущий интерес к творчеству И. Бродского. Постмодернистские тенденции; метареализм как одна из ведущих тенденций развития современной поэзии.
Звучание шестидесятников: А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной.
Концептуализм Д. Пригова, Л. Рубинштейна, Т. Кибирова.
Учитывая ограниченность во времени, данное направление нагляднее всего может быть представлено «художественной системой» Л. Рубинштейна, в основе которой лежит жанр каталога.
«Смертожизнь», гармония как компромисс между хаосом и космосом, категория телесности и интонации «нового гуманизма» (М. Липовецкий) в творчестве Елены Шварц. Антиномии света и тьмы в поэзии, традиции раннего Заболоцкого в творчестве Ольги Седаковой. Камерность, мрачная веселость и пессимизм стихотворений Льва Лосева. Поэтический мир Татьяны Вольтской. Этот ряд, безусловно, можно продолжить или изменить в зависимости от возможностей учителя (время, уровень владения данным материалом) и интересов учащихся.
В начале обзора поэзии этого периода учитель кратко знакомит учащихся с основными тенденциями развития поэзии. Затем идет представление сайта, на котором можно прочитать современную поэзию.
После этого учащиеся очень сжато знакомятся с «новыми» поэтами, зачитывают строчки из стихотворений, обмениваются читательскими впечатлениями.
Представляя новых поэтов, важно помнить о том, чтобы не «потопить» учащихся в обилии новых имен и сложной терминологии. Достаточно ограничиться двумя терминами и тремя-четырьмя именами поэтов. В дальнейшем эта тема может быть представлена более развернуто на семинаре по новейшей поэзии или на факультативе. На уроке важно пунктирно обозначить основные тенденции развития новейшей поэзии, указать смысловые доминанты сегодняшнего поэтического пространства.
7. Творчество И. Бродского
Жизненный и творческий путь поэта как вызов советскому времени. Традиции и новаторство в лирике Бродского. Понимание поэзии как процесса и явления, живущего по собственным внутренним законам.
Поскольку творчеству И. Бродского посвящены отдельные уроки (см. ниже), на этом обзорном уроке лишь подчеркнем значительность, «вершинность» лирики Бродского в развитии русской поэзии второй половины XX века, а также создадим установку на чтение его стихотворений.
В конце урока предложим учащимся вновь вернуться к высказыванию Блока о поэте и сущности поэтического творчества и после дальнейшего самостоятельного чтения стихов попытаться дома поразмышлять над тем, насколько удавалось поэтам второй половины двадцатого века слышать музыку Времени (время как конкретный исторический промежуток и Время как вечность).
А какой вы слышите музыку сегодняшнего дня?
Прочитанные тексты и предложенный материал — мысли ученых и поэтов — помогут будущим выпускникам выбрать собственную читательскую и человеческую позицию.
Материал для размышления
1. Обдумайте предложенный ниже материал и выразите свое понимание мироощущения современного человека.
Постмодернизм — «послесовременность». Для каждой эпохи характерен свой мыслительный и художественный стиль. Выдающимся открытием двадцатого века стало явление диалогизма, осознание стремления и предназначения человека быть участником «непрекращающегося диалога» (М. М. Бахтин). Многие ученые склоняются к тому, что именно диалогизм может сегодня стать художественным и мыслительным стилем «постсовременности». Но участие в «диалоге» культурных эпох, как пишет Л. Баткин, предполагает «мощный собственный стиль» (Баткин Л. О постмодернизме и «постмодернизме» // Октябрь. — 1996. № 10. — С. 177). В современной культуре, по мысли критика, нет «чувства пути и судьбы», нет «человечности и трагизма». «Мы вдруг увидели себя людьми после собственной современности. Мы вышли из себя, оборотились на себя и не очень представляем, что нам с нами, современными, делать» (там же. — С. 178). Разными поэтами и литературоведами последней четверти двадцатого века высказывалась мысль о том, что язык — единственная реальность, хотя в то же время и реальность иллюзорная.
Поэтесса Лариса Миллер, комментируя стихи одного из собратьев по перу, выразила мысль о том, что «писать навзрыд сегодня вряд ли возможно. Запас слез исчерпан. Как и запас высоких слов. Исчерпан не данным поэтом, а всеми предыдущими. Душа идет вразнос, а ритм остается прежним — плясовым». Вспоминаются строчки Бродского «Хочется плакать. Но плакать нечего».
Размышляя о современном состоянии общества, замечательный русский ученый, наш современник, С. Аверинцев высказал мысль о том, что испытывает сильнейшую ностальгию по тому состоянию человека как типа, «когда все в человеческом мире что-то значило или, в худшем случае, хотя бы хотело, пыталось, должно было значить; когда возможно было «значительное» (выделено автором) (Аверинцев С. Моя ностальгия // Новый мир. — 1996. — № 1. — С. 140). Именно исчезновение значительного — важного, необходимого, не только того, ради чего живем и во имя чего творим (это исчезло несколько раньше), но исчезновение значительности, значимости всего происходящего, предельно обостряет проблему «как жить дальше». «В том-то и ужас, что сегодня люди могут сколько угодно убивать и умирать — и, сколько бы ни было жертв, это все равно ничего не будет значить. Объективно не будет», — утверждает Аверинцев (там же. — С. 142). Ученый полагает, что еще недавние разговоры о последних временах, о конце света придавали осмысленность самой жизни, то теперь наступило ничего. «Формулой сегодняшнего дня», найденной за современников, называет Аверинцев следующие строчки И. Бродского:





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 442 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...